Печальная судьба Спорткомплекса Олимпийский. Г. 10

Ю.С. Хачатуров, Заслуженный строитель России.
(Воспоминания участника возведения уникального сооружения в связи с 40-тилетием окончания его строительства).

   
Глава 10. Механизация строительства Крытого стадиона и технология  монтажа его основных несущих конструкций.
 

На представленной фотографии показан монтаж в июне 1978 года первого 100-тонного блока мембранного покрытия (пролётом 90 метров) Крытого стадиона, состоящего из 2-х стабилизирующих стальных ферм с установленными в их межферменном пространстве  элементами подвесного потолка и заизолированными воздуховодами систем вентиляции и кондиционирования воздуха главной спортивной арены. Монтаж укрупнённого блока выполняется с помощью специально изготовленной универсальной траверсы длиной 90 метров двумя кранами грузоподъёмностью по 50 тонн (башенным краном БК-1000, установленным  в центре главной спортивной арены, и краном - установщиком, передвигающимся по подкрановым путям специальной  крановой эстакады, расположенной на внешнем опорном контуре мембранного покрытия Крытого стадиона).



Разработанный трестом Мосоргпромстрой по заданию штаба строительства проект механизации строительства Крытого стадиона предусматривал применение на разных этапах его возведения  максимально необходимого количества отечественных механизмов: башенных кранов различной грузоподъёмности, пневмоколёсных и гусеничных кранов грузоподъёмностью до 100 тонн марок КС-5365, РДК-25, МКГ-25, СКГ- 100 и МКГ-100 в башенно-стреловом исполнении, грузопассажирских лифтовых подъёмников.

 Для транспортирования бетонной смеси широкое применение нашли импортные бетононасосы марки  «Штеттер» и «Томсон», которые использовались как со своими штатными бетоноводами, так и со специально изготовленными стационарными трубопроводами.
 
Большая площадь сооружения и его сложная конфигурация потребовали установки по периметру 4-х низкоэтажных подиумов 2-х кранов КБ-404 и 6-ти башенных кранов марок КБК-160.2 грузоподъёмностью до 8-и тонн с длинной стрелы в 30 м. В центре спортивной арены был установлен башенный кран марки БК-1000 с максимальной  грузоподъёмностью до 50 тонн.

 Эти механизмы вместе с монтажными кранами на гусеничном ходу (в том числе  установленными на отметке пола подвала вокруг главной спортивной арены) обеспечили возведение подиумов, подачу арматуры и бетона во внешнее опорное кольцо мембранного покрытия чаши стадиона. Впоследствии они использовались для подачи материалов, конструкций и оборудования на покрытие подиумов в зону действия установленных на них 30-ти грузовых и грузопассажирских строительных подъёмников (лифтов) и других многочисленных грузоподъёмных механизмов, обеспечивающих выполнение строительно-монтажных работ по возведению центральной части (чаши) стадиона.

Для передвижения по подвальной части спортивной арены тяжелых кранов и механизмов, осуществляющих монтаж конструкций внешнего опорного контура стадиона и подтрибунных помещений, по всей площади подвала была выполнена монолитная железобетонная плита (рассчитанная на нагрузку от монтажных кранов, грузоподъёмностью 100 тонн). Она одновременно защищала от повреждения пластовый дренаж (выполненный в соответствии с проектом  по всей площади сооружения для защиты его от  высокого уровня грунтовых вод), а  впоследствии позволила  отказаться от устройства фундаментов под стены подвальных помещений  и служила  надёжной подготовкой под полы.

Для возможности максимального совмещения различных видов строительных и монтажных работ на главной спортивной арене в течение всего периода строительства Крытого стадиона по предложению штаба строительства были внесены существенные изменения в конструктивные решения низкоэтажных подиумов. В результате этого на стыках подиумов появилось 4-е больших въездных проезда в здание стадиона, через которые могли проходить  крупногабаритные тяжёлые грузоподъёмные механизмы и автотранспорт , обеспечивающие  выполнение всех работ (в том числе  по возведению трибун для зрителей и подтрибунных помещений ) на главной спортивной арене и доставку материалов, конструкций и инженерного оборудования, а также въезд в здание пожарных машин не только в период строительства сооружения, но и при его дальнейшей эксплуатации.

После завершения работ по возведению внешнего наружного контура сооружения  на его 47-миметровой высоте была смонтирована специально запроектированная кольцевая крановая эстакада с рельсовыми путями длиной 640 метров. На неё были установлены 4-е  модернизированные крана марки МБСТК-80/100  (обычно применявшиеся  для выполнения работ нулевого цикла) грузоподъёмностью до 5 тонн с 20-тиметровой стрелой и увеличенной канатоёмкостью грузовых барабанов и 2-а специально изготовленных трестом Стальмонтаж крана-установщика (грузоподъёмностью по 50 тонн).

Эти механизмы вместе с башенным краном БК-1000 обеспечили монтаж укрупнённых блоков (пролётом до 100 м. и весом до 100 т.) и других металлоконструкций мембранного покрытия, подачу на него кровельных материалов, а также выполняли ещё большое количество различных погрузочно-разгрузочных операций за пределами зон действия других грузоподъёмных механизмов. Один из кранов-нулевиков, установленных на внешнем опорном контуре, длительное время после окончания строительства стадиона  по просьбе его дирекции оставался на крановой эстакаде для проведения  ремонта кровельного покрытия мембраны и обслуживания фасадов наружного контура стадиона в процессе их эксплуатации.

Монтаж пролётной части мембранного покрытия начинался со сборки на земле в укрупнённый объёмный блок длиной до 90 метров 2-х попорно расположенных радиальных стабилизирующих ферм. Одновременно с этим в межферменное пространство блока устанавливались конструкции  подвесного потолка с расположенными  в нём для обслуживания  ходовыми мостиками, а также заизолированные элементы воздуховодов (диаметром до 2 м) систем вентиляции и кондиционирования воздуха главной спортивной арены.
 
Собранный таким образом укрупнённый объёмный блок имел в плане трапециевидную форму. Общий вес его  в зависимости от длины вместе со специальной монтажной траверсой доходил до 100 тонн. Установка  каждого укрупнённого блока в проектное положение производилось в определённой последовательности одновременно  двумя грузоподъемными механизмами с использованием  специальной траверсы -  башенным краном БК-1000  (установленным в центре спортивной арены) и специальным краном-установщиком грузоподъёмностью 50 тонн.  Этот специальный кран  перемещался по  рельсовым путям  временной крановой эстакады, смонтированной на 640-метровом внешнем опорном контуре (после завершения его бетонирования).

 Каждый поданный к месту установки блок мембранного покрытия закреплялся одной стороной (шириной 10 м) к внешнему опорному контуру, а другой стороной (шириной 1,3 м) - к внутреннему опорному контуру, установленному в центре сооружения на временной монтажной опорной конструкции (подлежащей демонтажу после завершения сборки мембранного покрытия).

После завершения монтажа 32-х  укрупнённых  блоков и установки между ними всех недостающих элементов кольцевых рёбер, подвесного потолка с ходовыми мостиками и воздуховодов  аналогичным способом с использованием той же специальной траверсы одновременно двумя кранами  производился монтаж 64-х стальных листовых секторов мембраны.

 Завершающим этапом монтажа мембранного покрытия было соединение  несколькими тысячами высокопрочных болтов всех отдельных  листовых секторов  между собой и с верхними поясами стабилизирующих ферм в единое пространственное тонколистое мембранное покрытие стадиона.


                (Продолжение следует в главе 11)


Рецензии