100 великих загадок XX века

Отвергнута помощь
из-за границы-
о чести и долге-
погонные лица

Было можно спасти,
но время тянули
мундиры чисты-
не их дети тонули...

Предсмертны записки
сокрыты от глаз.
"Она утонула"*-
и в этом весь сказ...


Из интернета
..............


ЗАГАДОЧНАЯ ГИБЕЛЬ «КУРСКА»
/ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД "КУРСКА"

12 Мая 2015 г.
Атомная подводная лодка «Курск» потерпела аварию и затонула 12 августа 2000 года в Баренцевом море. Официальная версия гибели — взрыв торпеды в отсеке судна. Но до сих пор в этом деле осталось столько противоречий, такое количество деталей не стыкуется с утверждениями следственной комиссии, что возникает логичный вопрос: была ли официальная версия единственно верной?


Трагедия произошла во время учений в Баренцевом море. 12 августа атомная подводная лодка (АПЛ) засекла учебную цель. Капитан Лячин получил «добро» на атаку, после чего связь прервалась. Шум взрыва был принят на соседних кораблях за пуск торпед.

(если б не информация и эммоции за рубежом- спустили б всё на тормазах= "погибли при исполнении служебных обязанностей", как обычно.
Нато незамедлительно предложило использовать специальное судно для спасения, которого у России не оказалось, но престиж и "честь мундира" оказались выше и помощь была отклонена и лишь 5 дней спустя было дано уже бесполезное "добро"- Э.К.)

13 августа на командном пункте объявили «аврал». Специалисты указывали, что подлодка не выбросила аварийный буй — признак того, что беда обрушилась мгновенно.

14 августа командующий ВМФ доложил президенту об инциденте.

(это ж какая лестница мундиров и инстанций, чтобы глава государства и главнокомандующий мировой державы узнавал через день, когда заграница знала о случившемся через часы!..= Э.К.)

 Только по звукам со дна моря удалось установить, где находится АПЛ. Специалисты осмотрели лежащую на грунте субмарину с помощью спасательного аппарата «Колокол» и обнаружили большую рваную пробоину у торпедных аппаратов, а в корпусе — многочисленные трещины и серьезные разломы. Механизм спасательной катапульты заклинило. Однако реакторы были заглушены. Пресс-служба ВМФ официально сообщила, что связь с лодкой установлена «методом перестука» и что «экипаж жив». Главком ВМФ Куроедов заявил, что в затопленной части есть жертвы, корпус АПЛ не поддастся подъему и единственное, что можно сделать, — попытаться спасти людей, хотя «надежд мало».

(своими силами, о чём они врали жёнам и матерям на пресс-конференции, готовя к исходу- не было заранее= Э.К)

15 августа из штаба сообщили, что к 18 августа на лодке закончится кислород.
16 августа спасательные работы продолжались, но безуспешно. Связь с экипажем субмарины по-прежнему поддерживалась. В море вышло госпитальное судно «Свирь», круглосуточно дежурили самолеты и вертолеты санитарной авиации. Наладить подачу кислорода на борт не удалось. Свою помощь предложила лодка британской подводной спасательной службы. Тогда же российский президент Владимир Путин выступил с официальным заявлением. К 16.00 стало известно, что отзываться на сигналы извне подводники перестали еще ночью…

На следующий день Норвегия направила 12 водолазов-глубоководников для участия в спасательных работах. Представители штаба говорили, что экипаж экономит кислород и ограничивает себя в движениях. На флагмане состоялось закрытое совещание членов правительственной комиссии. Россия дала согласие на предложение НАТО оказать содействие в спасении экипажа.

20 августа норвежцы спустились к спасательному шлюзу и отвернули вентиль. 21 августа открыли внешний люк. А в 17.00 штаб флота официально сообщил, что экипаж «Курска» погиб. Военная прокуратура Северного флота подняла вопрос о возбуждении уголовного дела по факту аварии.


Из интернета
..............

100 великих загадок XX века
Непомнящий Николай Николаевич
ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД «КУРСКА»


(Материал Е. Павлова)

Уникальная операция по подъему атомной подводной лодки «Курск» со дна Баренцева моря, в успешное завершение которой верили далеко не все, удалась. Решившись на подъем гигантской подводной лодки, командование флота и голландская фирма «Маммут» рисковали своей репутацией. До этого момента фирма «Маммут» занималась довольно сложными инженерными работами, но только на суше, в том числе и в России: именно она устанавливала громадную крышу над московским стадионом «Лужники». А ее морская практика ограничивалась буксировкой буровых нефтяных платформ. Но в штате компании работают отличные инженеры. В точность их расчетов поверили российские моряки и не просчитались: президент фирмы ван Сеймерен убедил их своим официальным девизом «Любая работа — в любом море!»

В штате компании не было своих специалистов по подводным работам. Поэтому Сеймерен искал опытных водолазов-глубоководников по всей Европе. Он нашел их у себя в стране и в Великобритании. Следующим шагом ван Сеймерена было создание совместного предприятия с норвежской фирмой «Смит интернэшнл», которая владела гигантской баржей «Джайнт-4» и оборудованием для подводных работ, в том числе и дистанционно управляемыми аппаратами «Иксплорер».

Кроме деловой репутации, фирма «Маммут» рисковала и всем своим капиталом. По условиям контракта каждый этап финансировался из средств компании. После того как российская сторона убеждалась в качественном выполнении работ, фирма «Маммут» получала деньги. За все время операции платежи ни разу не задерживались, все было вполне по-джентльменски. Претензий у голландцев нет, хотя из-за плохих погодных условий операция немного затянулась, а каждый день, проведенный голландскими судами и специалистами в Баренцевом море, стоил очень дорого. Поэтому они вели все работы настолько быстро, насколько это позволяла капризная погода Северного моря.

Во время штормов качка на судах экспедиции, в том числе и на барже «Джайнт-4», была такой, что водолазам и матросам не удавалось после вахты как следует ополоснуться под душем: струи воды все время били мимо. А во время затишья с попутным вертолетом на баржу «Джайнт-4» специально для суровых мужчин завозили даже гигиеническую губную помаду — на студеном заполярном ветру у спасателей до крови трескались губы. Так что не стоит удивляться эмоциям, которые проявили руководители и рядовые участники экспедиции, после того как «Курск» благополучно оторвался от дна Баренцева моря.

Из-за погодных условий график работ на последнем этапе операции неоднократно менялся. По оценкам метеорологов, в октябре резко возрастает вероятность штормов — все об этом знали и поэтому спешили. Тем не менее в спешке не упустили ни одной детали. В ночь на 8 октября специалисты фирмы «Маммут» начали раскачивать корпус подводной лодки, чтобы максимально снизить его сцепление с илистым грунтом. Операция прошла успешно. Рано утром того же дня корпус «Курска» достаточно легко оторвался от дна и начал плавно подниматься к днищу баржи «Джайнт-4».

Первоначально операция проходила в строгом соответствии с технологическим планом, который предусматривал остановки через каждые десять метров. Эти паузы использовались для замера радиационного фона и контроля за целостностью конструкций. Тщательные проверки корпуса «Курска» проводились водолазами и аппаратами «Иксплорер» с закрепленными на них видеокамерами. Уровень радиации на всех этапах операции был нормальным.

Все шло по плану, но погода внесла свои коррективы — поступил сигнал от метеорологов: надвигается шторм. Не дожидаясь, когда подлодку окончательно закрепят под днищем баржи, вице-адмирал Моцак отдает приказ — начать буксировку «Курска». Это было очень рискованное решение — никто не знал, как поведет себя многотонная махина во время неизбежной болтанки. Под килем оставалось еще сорок два метра, когда повисший на гидрозахватах «Курск» вместе с баржей лег курсом на базу в Кольском заливе.

К полудню походный ордер кораблей и судов экспедиции особого назначения — и буксирующих, и сопровождающих «Курск» — сформировался. Им удалось пройти большую часть пути из ста десяти морских миль, которые отделяли караван от точки назначения — дока № 50, расположенного в районе поселка Росляково. Погода в этом районе была благоприятной, поэтому в штабе экспедиции не было сомнений, что отряд судов войдет в Кольский залив без проблем.


Примерно в 15 часов была осуществлена стыковка подводной лодки с баржей «Джайнт-4». Когда рубка «Курска» вошла в так называемое подводное седло, заранее сделанное в днище баржи, началась установка защитной сетки на линии отреза первого отсека. Назначение этой сетки — предохранить подлодку от вымывания при транспортировке фрагментов из второго отсека, так как и они могли оказаться очень полезными при выяснении причин катастрофы «Курска». Отрезанный первый отсек так и остался лежать на дне…

С предельной осторожностью «Джайнт-4» вместе с «Курском» был поставлен на рейд губы Белокаменной, как раз напротив судоремонтного завода в поселке Росляково. Три самых опытных лоцмана вели в бухту гигантскую конструкцию: упаси Господь задеть за дно! Но все обошлось. После измерения радиационного фона снаружи корпуса в действие вступают следователи Главной военной прокуратуры (ГВП). Никто, кроме них, это подчеркивается особо, не имеет права открыть люк и спуститься в него. Это делается для того, чтобы командование Северного флота не посмело заподозрить кого-то или же что-то скрыть. Следователи все опишут, все задокументируют — от показаний застывших стрелок на многочисленных приборах до положения предметов, оставшихся в отсеках. Но все результаты изысканий бригады следователей ГВП окажутся пшиком, если им не будет предъявлен первый отсек. Но он, развороченный взрывом, остался на дне Баренцева моря. Его подъем намечен только на лето следующего года. Он весит несоизмеримо мало и поэтому специалистов «Маммута» решили не привлекать — обойтись своими силами.

Вот как описывается состояние первого отсека в служебном рапорте: «Район размещения торпедных аппаратов и стеллажей с торпедами полностью разрушен. По левому борту на грунте обнаружены казенные части двух торпедных аппаратов без крышки и с крышкой, вогнутой внутрь трубы торпедного аппарата. Полотно переборки между первым и вторым отсеком отсутствует. Во втором отсеке наблюдается хаотичное нагромождение обломков конструкций и фрагментов оборудования, трубопроводов и кабелей. При осмотре второго отсека обнаружены фрагменты, перемещенные взрывом из первого отсека, — цепи, фундамент стеллажа и фрагмент устройства заряжания торпед». Манипулируя этой цитатой из отчета, командование Северного флота пытается доказать, что первого отсека уже не существует, а значит его обломки не должны никого интересовать. Но на месте гибели «Курска» постоянно несет и будет нести боевое дежурство малый ракетный корабль. Значит, есть что охранять?

Хотя атомные реакторы «Курска» надежно заглушены с момента катастрофы, в третьем и четвертом отсеках должны находиться двадцать четыре ракеты «Гранит». Они также вызывают страх у местного населения, даже больший, чем атомный реактор. Ракетный комплекс «Гранит» — это двадцать четыре пусковые установки, снаряженные ракетами типа П-700. Они могут снаряжаться как обычными, так и ядерными боеголовками.

Как было официально заявлено, на борту «Курска» имелось только двадцать две ракеты «Гранит». Две из них или были «практическими», то есть без боевой головной части, предназначавшимися для учебных стрельб, или уже были выпущены. Но что случилось с оставшимися ракетами после страшного взрыва? Подводные съемки английских и норвежских специалистов показали, что крышки ракетных контейнеров не разрушены, лишь незначительно повреждены наружные носовые щиты, прикрывающие их с двух бортов. Значит, остались целыми и жидкостные ракетные двигатели, так как утечки топлива, крайне ядовитого, обнаружено не было. Но открытым остается вопрос: в каком состоянии находятся сами ракеты? Ведь одно неверное действие и — взрыв. А что тогда станет с реактором?

Выгрузка ракет с аварийной лодки — дело очень и очень опасное. Поэтому будут приняты все меры предосторожности. На заводе «Севмаш», где был построен «Курск», сформирована бригада из самых опытных рабочих и инженеров, которая будет заниматься снятием ракет с подлодки. Им придется часть ракет выгружать целиком, а часть — вырезать вместе с технологическим контейнером, куда они помещены.

Между тем правительственная комиссия рассмотрела пятнадцать версий катастрофы, но после экспертной оценки были отброшены версии с участием НЛО, терроризма, заговора международного сионизма, аномальных природных явлений и саботажа. Таким образом, список версий гибели «Курска» сократился до девяти:

1. «Курск» подорвался на плавающей мине времен Второй мировой войны. Заключение экспертов: якорные контактные мины не могут сохраниться в боевом положении пятьдесят пять лет. Кроме того, данная акватория давно используется Северным флотом для учений.

2. «Курск» протаранило надводное судно большого водоизмещения. Так, 11 августа через район учений прошел российский сухогруз «Механик Ярцев», но был выдворен с полигона.

3. «Курск» столкнулся с иностранной подводной лодкой. В августе месяце прошлого года в районе учений находились американские подводные лодки «Мемфис» и «Толидо», а также английская подлодка «Сплендид». Но по Международному своду законов они не имеют права подойти на расстояние ближе двадцати миль. А если подойдут, то здесь же «Петр Великий»…

4. «Курск» поразил сам себя из-за неисправности в системе наведения торпеды. Аналогичная версия была выдвинута при гибели американской подлодки «Скорпион».

5. «Курск» погиб из-за взрыва боезапаса в результате неумелого обращения матросов-новобранцев с техникой.

6. «Курск» был поражен ракетой, выпущенной с крейсера «Петр Великий». Был проведен опрос расчетов и инвентаризация ракет — никто по своим не стрелял.

7. «Курск» погиб при выполнении эффектного маневра под названием «прыжок кита». Его суть состоит в отработке приема стрельбы ракетами в период нахождения в надводном положении и резкого ухода от торпед противника в пузырьковое облако. Но на мелководье (всего сто восемь метров) такой маневр неосуществим.

8. «Курск» зашел на мелководье и ударился о дно из-за навигационной ошибки. При этом задание на поход давал лично вице-адмирал Михаил Моцак. Кто же врет?

9. «Курск» взорвался из-за испытания секретного оружия — новой торпеды. Той самой, которую привезли из Каспийска два специалиста, зачисленные в штат атомного подводного крейсера — теперь уже навечно.

Последней версии вскоре суждено было стать основной…


Рецензии