Частушки

В тридцатые годы прошли моё детство и юность. Вернее сказать, ни детства, ни юности у меня не было. Но всё же и в те военные и послевоенные годы молодёжь умела веселиться. Основой веселья была гармонь. Звук гармони, баяна, аккордеона слышится мне родным и близким. Я никак не могу привыкнуть к современным оглушающим громовым звукам рока. Летом молодёжь собиралась обычно в деревне Шалыгино. У пожарного сарая стояла дощатая скамейка, земля около скамейки утрамбована в форме круга. Гармониста садили на середину скамейки. Он разводил меха. Лихо перебирал пуговицы гармони. А из толпы ребят слышались запросы: «Ванюша, давай вальс», «Нет, лучше краковяк, фокстрот!» – кричали другие. И танцы начинались. Вот уже брезжил утренний рассвет и пара за парой уходили досиживать на скамейках у девичьих хат. Последним уходил гармонист под руку с самой красивой девушкой. Отбить девушку у другого парня считалось неприличным. С девчатами дружили честно. Распущенности не было. Но были случаи, когда вечером ходили далеко. В этом случае молодёжь собиралась в определённом месте большой группой. Гармониста ставили в середину. Рядом становился барабанщик. Барабаны делали сами из шкуры украденного и убитого кота. Действия этой толпы были согласованы и отработаны. Один из парней тихим голосом говорил слово частушки. Допустим:
По деревнюшке идём,
Что-нибудь да сделаем.
Общий хор, услышав слова, во все глотки пропевал это двустишие. Далее следовал проигрыш гармони и дробь барабана. После чего допевалась вторая часть частушки. Нередко частушки были озорные и с картинками. Деревни наши были расположены на берегу двух рек: Пижанки и Вятки, на высоких холмах. Хор молодых глоток, наверно, слышали на лесозаводе за р. Вяткой. Каждыё парень и девчонка знали массу частушек. Приведу их малую часть, которые сохранились в памяти:

Во солдатушки, ребятушки,
Идти не хочется,
Во солдатушках, ребятушки,
Гулять захочется.

Эти серые вагончики
Пошли на Соловки,
Зарыдали отцы, матери:
Поехали сынки.

Будет, будет, погуляла,
Будет, покудесила,
У середнего окошка
Зыбочку повесила.

Мы с товарищем вдвоём
В гору поднимаемся,
Он с наганом – я с ножом,
Драки дожидаемся.

Бурко рысью, Бурко рысью,
Бурушко, на рысь, на рысь,
Возле миленького дома,
Бурушко, остановись.

Я опять, милашка, запил
Я опять запировал,
На своём широком полюшке
Фуражку потерял.

Милка, сделай переходы,
Милка, выруби лесок,
Чтобы в тихую погоду
Было слышно голосок.

Начинаю конопатить
Правый угол от дверей,
На вечёрку ходят бабы
Караулить дочерей.

Что ты, милочка, не тужишь,
Чёрну юбочку не шьёшь,
Заберут меня в солдаты,
Провожать то в чём пойдёшь?

Бей, товарищ, по забору,
Чтобы тросточка вилась,
А потом и по забаве,
Чтобы с каждым не плелась.

Всё по бережку, по бережку
Милиция за мной,
Не стращай меня, милиция,
Холодною тюрьмой.

Разрешите сплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели подо мной
Половицы лопнут.

Ты играй, гармошка-матушка,
Недорого дана,
За тебя, гармошка-матушка,
Кобыла отдана.

Ты гуляй и веселися,
Сила молодецкая,
По всему земному шару
Будет власть советская.

Мы и водочку не пьём,
Колбасу не кушаем,
Банку бражки долбанём,
Президента слушаем. (Это из новых 1991 года)


Рецензии
Частушки великолепные!!!
С уважением,

Искандар Хамитов   26.07.2020 19:28     Заявить о нарушении