Печальная судьба Спорткомплекса Олимпийский. Г. 15

              Ю.С. Хачатуров, Заслуженный строитель России.
(Воспоминания участника возведения уникального сооружения в связи с 40-тилетием окончания его строительства). 

 
Глава 15. Транспортные машины для монтажа  акустической стены на главной спортивной арене Крытого стадиона.

               

На представленной фотографии показана главная спортивная арена Крытого стадиона с местами для телекомментаторов, готовая к проведению олимпийских соревнований по боксу. Июнь 1980 года.



Транспортные машины принципиально новой конструкции (с  кабинами для размещения в них операторов, оснащёнными телевизионными системами) предназначены для механизированной  установки и разборки акустической стены на главной спортивной арене Крытого  стадиона. Они были запроектированы, изготовлены и опробованы в заводских условиях  Всесоюзным научно-производственным объединением металлургического машиностроения под руководством Бориса Ивановича Кудряшова - главного конструктора машин научно-исследовательского института ВНИИ Метмаш. Непосредственными разработчиками этих машин являются Ю. Комисарчук,                В. Москалёв, А. Максилейсон и Б. Розанов.

Каждая машина-транспортёр (оператором их при испытаниях на стадионе и в течение всего периода эксплуатации Крытого стадиона был один из их создателей - Юрий Степанович Комисарчук) представляет собой оригинальное подъёмно-транспортное устройство с высокой степенью автоматики, состоящее из двух независимо работающих агрегатов - верхней и нижней транспортных машин.

Машины каждого блока перемещают крупногабаритные панели стены во взаимно перпендикулярных направлениях:

- верхняя машина  предназначена для перемещения панелей стены  внутри сейфов-хранилищ. Вместе с подвешенной к ней нижней машиной  она, используя её грузовую траверсу для захвата и подъёма панели, перемещает каждую отдельную панель и устанавливает её в исходное положение (против вывозной щели в передней стене сейфа) по оси транспортного коридора, в котором расположены  транспортировочные пути  из стальных балок полуметровой высоты. Эти транспортировочные пути подвешены к стальным конструкциям  рамы трансформации главной спортивной арены.
 
- нижняя машина предназначена для перемещения панелей стены  по вышеуказанным транспортировочным путям к месту  их установки в проектное положение на главной спортивной арене стадиона.
 
Захватив своей траверсой за грузовые проушины панель, подлежащую транспортировке, нижняя машина поднимает её, сходит с верхней машины на рельсовые пути  вышеуказанных балочных путей транспортного коридора и транспортирует  эту панель в сторону центра спортивной арены к месту её установки.
При сближении транспортируемой  панели с ранее установленной на арене панелью и их взаимного фиксирования (захватными устройствами и затворами панелей) нижняя машина опускает привезённую панель на поверхность поля спортивной арены.
Затем нижняя машина отстыковывает свою грузовую траверсу от установленной панели и возвращается в сейф-хранилище для захвата новой панели. При этом в сейфе нижняя машина накатывается на специально предназначенные для ее установки стальные балки верхней машины и фиксируется на ней. После завершения этой операции верхняя машина перемещается в сейфе на один модуль и захватив траверсой нижней  машины следующую  панель  вместе с ней возвращается в исходное центральное положение на оси транспортного коридора.

Процесс транспортировки и монтажа на спортивной арене каждой последующей панели повторяется в аналогичной последовательности.
 
Для предотвращения раскачивания панелей стены во время их монтажа и транспортировки машины-транспортёры оснащены уникальными электрическими приводами на постоянном токе, за счёт которых обеспечивается исключительно плавный разгон и торможение машин при их движении. Весь процесс работы машин операторы имеют возможность наблюдать на установленных в кабинах экранах мониторов.

Все панели стены стоят на спортивной арене исключительно за счёт своего собственного веса.

 В стальной рамной конструкции трансформации зала на уровне верха панелей имеются специальные металлические упоры, исключающие возможность опрокидывания панелей.
 
Звукоизоляция открытого межферменного пространства выше этой акустической стены (между мембранным покрытием стадиона и конструкциями подвесного потолка зрительного зала) обеспечивается закреплённой к стальным конструкциям мембранного покрытия стадиона стационарной шторной акустической конструкцией, изготовленной в мастерских Большого театра из пропитанного огнезащитными составами специального брезента.


                (Продолжение следует в главе 16)


Рецензии