Запись сто сорок третья. Жить средь людей

04.04.08  На Автографе вспоминали Ксению Некрасову, Марию Петровых и отмечали день рождения Татьяны Николаевны.
По первой (Ксении Некрасовой) – сидела, слушала. Биография и самомнение – всё из ряда вон: легенды, что она чуть ли не дочь Распутина («старца») или даже Татьяна Николаевна Романова (царевна).  Ребёнок убит на руках в момент эвакуации в Ташкент, муж сходит с ума. После войны жизнь впроголодь, всего одна книжка при жизни. Была в эвакуации опекаема Ахматовой, та признавала её одарённость. В друзьях художник Фальк, писал её И.Глазунов. Смеляков сочинил стихи в честь её памяти.

Ольга Геннадьевна раздала её и Петровых стихи, мол, определите – где чьё. Начали по кругу читать. Про Некрасову - да, поэтический взгляд на мир и поэтическое, образное отображение. Очень богат язык, очень богата образность. Но неупорядоченный стих для меня – не стих! Хоть убей! Так и сказала. Нет для меня стихов в прозе – есть или стихи, или проза. Стихи – это ритм, мелодия, созвучия, которые в стихах Марии Петровых, что мне достались. Привела всем известные ещё по школе примеры поэтической  прозы: «Чуден Днепр…», «И Млечный путь вырисовывается так ясно…», «Мама, мама, я помню руки твои». И т.д. Мол, талантливые прозаики такое могут у себя написать довольно часто, но они ещё и сюжет, и фабулу, и характеры... Тут же какой-то урезанный дар – облечь в образы свой мир, но напрочь не уметь изложить это в гармоничном виде. Ну, разве только удивиться, что человек так видит, ощущает мир. Но не называйте это стихами.

Меня обвинили в ограниченности.

Согласна, пусть я тут – калека. Но я хочу песню ("песенный дар"), а рваное описание своих образов – они меня только удивляют, но не потрясают. И к таким текстам равнодушна и не откликаюсь навстречу, эмоционально остаюсь холодной. Для меня такое творчество несёт печать душевного инфантилизма и навязывания – передать людям свои личные ощущения в данную минуту. Когда  слышу: «Гляди – облако, как корабль» (и, поднимая голову, вижу – да, напоминает), то для меня в этом «открытии» нет ничего необычного. Я тоже вижу часто в переплетении веток лицо или крыло ангела на небе.  Введу эту картину при случае в рассказ, чтобы подчеркнуть поэтическое настроение героя, но делать это высказывание самостоятельным произведением – нет, маловато будет.

О.Г.: «Писать в рифму легче, чем вот так, неупорядоченным стихом».
Не знаю – легче или тяжелее, но цитировать под настроение  буду всё же «упорядоченный» стих, а прочтённое у Некрасовой тут же забуду, как бы не удивилась образности. На мой взгляд, люди, провозгласившие такие вещи стихами, могут претендовать на новаторство и только. Бог с ними.

А стихи Марии Петровых мы только по кругу прочли. Даже и биографии не коснулись. Время поджимало: библиотека закрывалась. А жаль! Вот она была настоящим поэтом...

Остальное время посвятили дню рождения Татьяны Николаевны.

Что поделать? Не отмечать этих дат, значит - превращать  наш тесный круг друзей в сухое собрание любителей литературы, кафедру.

***

Жить средь людей, ты говоришь, не сахар:
Грыземся все, толкаемся… Доколе?!!!
Уж лучше жить с волками - меньше страху…
Возможно, но Тарзан бы здесь поспорил.

А лучше было б птицею родиться!
Порхать себе с подружкою на пару,
Лететь, куда душа твоя стремится…
Пойди вон, расскажи о том Икару!

Мечтаешь ты отправиться на остров -
Ведь тут все надоело и приелось,
А он не обитаем, там все просто…
Чего ж там Робинзону не сиделось?

Скажу тебе я прямо и без лести:
Завязывай ты, брат, волынку эту!
Мечтаешь ты о том прекрасном месте,
Где хорошо, покуда нас там нету.

Мечты-мечты, ни смысла в вас, ни толку,
Бессонница одна лишь до рассвета.
Ты выпил, помечтал, порвал футболку,
А я потом сиди, рифмуй все это…

2019 г.


Рецензии