Печальная судьба Спорткомплекса Олимпийский. Г. 19

Ю.С. Хачатуров, Заслуженный строитель России.
(Воспоминания участника возведения уникального сооружения в связи с 40-тилетием окончания его строительства).
 
 
Руководители государства при посещении законченного строительством Крытого стадиона 25 июня 1980 года. На первом плане - Л.И. Брежнев, справа от него - А.Н. Косыгин и М.А. Суслов, за ними – В.В.Гришин. На левой стороне снимка представители строителей – В.М. Серов, С.М. Новиков, В. И. Надеждин.


Глава 19. Завершение работ в объёме олимпийского пускового комплекса и торжественное открытие Крытого стадиона.

Перебирая в памяти различные этапы строительства Крытого стадиона, наряду с обычными повседневными трудностями вспоминаются как радостные моменты, так и периоды отчаяния.
 
Радостным днём для всех нас было 30 августа 1979 года. В этот воскресный день, при строго ограниченном количестве присутствующих на строительной площадке, трестом Стальмонтаж было успешно проведено раскружаливание стальной оболочки. Это была самая ответственная операция по устройству мембранного покрытия чаши стадиона.  С помощью 4-х песочных домкратов (установленных на временной центральной опоре) центральная часть мембранного  покрытия  была опущена   на расчётные 250 миллиметров. После  этого,  вся мембранная оболочка свободно повисла  над главной спортивной ареной стадиона, полностью включив в проектную работу внешний  опорный контур сооружения.

 Находясь в это время под мембранным покрытием стадиона, мы вместе с авторами проекта следовали давней традиции строителей мостов, которые своим нахождением под мостом в момент его испытания рабочей нагрузкой собственной жизнью гарантировали надёжность построенного сооружения.

 Другим радостным днём стало для меня одно из воскресений в мае 1980 года, когда с привлечением 4500 солдат Таманской дивизии были успешно проведены статические и динамические прочностные испытания конструкций трибун зрительного зала на двойную нагрузку и проверка расчётных сроков эвакуации зрителей при сигнале о пожаре.
 
Вспоминаются и периоды отчаяния, когда на заключительной стадии строительства нам категорически не хватало времени и рабочих рук. Несмотря на все принимавшиеся меры стимулирования труда строителей (в том числе введённые со 2-й половины 1979 года решением Правительства  СССР 25-типроцентные надбавки к заработной плате олимпийских строителей ) и внедрение эффективных материалов и технологий, строительные работы (главным образом в силу вышеуказанных объективных причин) всё-таки велись с отставанием от установленных директивных сроков.

Даже за два месяца до начала Олимпийских игр (которые открывались 19 июля 1980 года) у нас оставалось много трудоёмкой работы по доводке сооружения до необходимой готовности.

Мы в штабе строительства отчаянно искали способы мобилизации коллективов строительных организаций для последнего рывка. Перебрав все возможные варианты, было принято решение отрезать себе все пути к отступлению и назначить на 7 июня 1980 года торжественное открытие стадиона с приглашением на его трибуны высокопоставленных гостей, артистов и всех участников строительства. В их присутствии предполагалось  торжественно вручить символический ключ от Крытого стадиона Генеральному директору Спорткомплекса «Олимпийский»  Бобровникову Эдуарду Николаевичу.
 
За месяц до намеченного мероприятия было напечатано и разослано 17 тысяч пригласительных билетов. Торжественное открытие и праздничный концерт решено было провести в той части спортивной арены, в которой должны были проходить олимпийские соревнования по боксу.

 Нужно сказать, что объявление об организации праздника, посвящённого завершению строительства стадиона, очень эффективно повлияло на усиление темпов строительных работ. Последний рывок удался, мы смогли ликвидировать основную часть остававшихся недоделок и в намеченный воскресный день успешно провели запланированную церемонию открытия Крытого стадиона. Это было поистине радостное событие!

7 июня 1980 года кроме непосредственных участников строительства Крытого стадиона на празднике завершения его строительства в объёме олимпийского пускового комплекса присутствовали первый секретарь Московского городского комитета  КПСС Виктор Васильевич Гришин, руководители Мосгорисполкома и Главмоспромстроя, а также другие высокопоставленные гости.

Правда, Эдуард Николаевич Бобровников в последний момент из «политических соображений»  отказался принять символический ключ от стадиона из рук строителей, ссылаясь на наличие отдельных недоделок и отсутствие в это время утверждённого акта Государственной комиссии о приёмке сооружения в эксплуатацию. Но выход из  создавшегося положения был быстро найден!

Ключ от Крытого стадиона на глазах у многотысячного зала из рук бригадира комсомольско-молодёжной бригады  СУ-212 треста Мосстрой № 8, заслуженного строителя  РСФСР Сергея Михайловича Новикова с большим удовольствием принял на спортивной арене стадиона Председатель федерации бокса СССР, двукратный олимпийский чемпион по боксу, заслуженный мастер спорта СССР Борис Николаевич Лагутин. После этого на арене стадиона состоялись показательные выступления спортсменов. Праздник закончился концертом известных артистов.

20 июня 1980 года на Крытом стадионе были успешно проведены тестовые международные товарищеские соревнования по баскетболу между сборными командами СССР и Италии, которые «обновили» баскетбольный помост стадиона.

25 июня 1980 года Крытый стадион и Плавательный бассейн Спорткомплекса «Олимпийский» посетили руководители Коммунистической партии и Советского правительства во главе с Генеральным секретарём ЦК КПСС Леонидом Ильичём Брежневым и Председателем Совета Министров СССР Алексеем Николаевичем Косыгиным. Вместе с председателем Оргкомитета «Олимпиада-80», Заместителем Председателя  Совета Министров СССР и Председателем Госстроя СССР  Игнатием Трофимовичем Новиковым  они высоко оценили работу проектировщиков и строителей.

16 июля 1980 года Указом президиума Верховного Совета СССР большая группа участников строительства Спорткомплекса Олимпийский была награждена орденами и медалями СССР. Среди них высшей награды Советского Союза - золотой медали «Серп и Молот»  Героя Социалистического Труда были удостоены начальник Управления промышленного строительства Главмоспромстроя В.И. Надеждин, бригадир комплексной бригады треста Мосстрой № 8 С.М. Новиков и бригадир монтажников треста Стальмонтаж  А.М. Щепочкин.
 
Успешное проведение церемонии торжественного открытия Крытого стадиона и тестовых предолимпийских соревнований, высокая оценка сооружения руководителями страны не означали полного окончания его строительства. Необходимо было завершить оформление акта ввода сооружения в эксплуатацию с оформлением всей прилагаемой к нему исполнительной технической документацией. Этим мне лично пришлось вплотную заниматься вплоть до дня торжественного открытия Московской олимпиады.

Для приёмки в эксплуатацию Крытого стадиона Олимпийского спортивного комплекса в районе проспекта Мира (так он значится в акте приёмки) Постановлением Госстроя СССР от 16 октября 1979 года № 191 была назначена состоящая из 41-го человека Государственная комиссия под председательством заместителя Председателя Госстроя СССР  И.А. Ганичева. Решением этой комиссии сооружение было принято в эксплуатацию с оценкой «отлично» в объёме утверждённого олимпийского пускового комплекса. Последнюю подпись в акте Госкомиссии я получил 17 июля 1980 года на правительственной трибуне Центрального стадиона в Лужниках во время генеральной репетиции церемонии открытия Московских Олимпийских игр.

Утверждением акта Госкомиссии закончился олимпийский период строительства стадиона, после чего вся юридическая ответственность за сооружение перешла к дирекции Спорткомплекса Олимпийский. Однако, несмотря на это эксплуатация всех инженерных систем стадиона во время проведения Олимпийских игр в связи с отсутствием у дирекции Спорткомплекса квалифицированного эксплуатационного персонала на основании решения Мосгорисполкома осуществлялась силами строительных и монтажных организаций. В этих целях все участники строительства вынуждены были сформировать специальные бригады для круглосуточного обслуживания своих инженерных систем и присутствовать на стадионе вплоть до закрытия Олимпиады.

Мне тоже в течение всего времени проведения олимпийских игр пришлось находиться на стадионе и, имея на руках специальный пропуск  (с правом допуска во все без исключения помещения стадиона), координировать работу строителей и монтажников, участвовавших тогда в эксплуатации сооружения.


                (Продолжение следует в главе 20)


Рецензии