de omnibus dubitandum 50. 1

ЧАСТЬ ПЯТИДЕСЯТАЯ (1719-1721)

Глава 50.1. ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО КУБАНСКОЕ ВОЙСКО…
       
    При исследовании вопроса: "ОТКУДА ВЕДЁТ НАЧАЛО СВОЁ КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО", видим, что в делах Государственной Военной Коллегии Российского Государства, под датой 13 ноября 1802 года, о происхождении Черноморского Казачьего Войска, говорится следующее: "...Войско сие существовало под именем Запорожских казаков в самых отдалённых временах, в самых разных состояниях и видах, и испытавшее много различных перемен, получило своё настоящее бытие и начало в последней с турками войне, будучи тогда покойным генералом-фельдмаршалом князем Потёмкиным-Таврическим, из рассеянного состояния приведено в соединение и, названо Войском Верных Казаков Черноморских".
       
    Появившиеся на Кубани в 1792 году Черноморские казаки, бывшие Запорожцы, продолжали называться Черноморскими казаками по 1860 год включительно, когда было учреждено КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
       
    В состав последнего вошли помимо Черноморцев-казаков, ещё и часть Кавказцев-казаков, из состава Кавказского Линейного Войска /образовавшегося в 1832 году, из шести бригад, преимущественно переселённых Донских казаков/.
       
    Название Кубанских казаков появилось не в 1860 году, а много ранее, основанием чего является представляемый малоизвестный исторический документ, от 27 мая 1708 года:

    ВОЙСКОВАЯ ГРАМОТА ВОЙСКА ДОНСКОГО К СТАРШИНАМ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ.

    Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. А м и н ь...

    Да милости ж у вас наших батюшек, государей Атаманов молодцов, у Савелья Пахомовича и у всех, что есть, Войсковой наш Атаман Кондратей Афанасьевич и всем Войском Донским слезно просим.

    Да я ж, Кондратей Афанасьев, поимянно милости вашей прашу Савелью Пахомовичу, Федору Васильевичу, с Донца Луганской станицы Мирону Никитичу, да брату ево Сидору Никитичу, да Луганской ж станицы Сидору Зиновьевичу, да Трех-Избянской станицы Ивану Остафьевичу, Горбун прозвище, да Митякинской станицы Карпу Ертеаристу и всем, что есть Атаманам молодцам слезно милости прошу и челом бью, пожалуйте, которые-нибудь, хотя Мирон или Сидор, или Афанасий, приедте ко мне на слово.

    Я же, Антон Ерофеев, тебе дядюшка Савелей Пахомович и сыну твоему Герасиму Иванову и Гавриле и всему дому твоему, слезно милости прошу и челом бью: государь дядюшка, по се написание Господь Бог дал жив, и впредь уповаю на Всещедрого. Бога своего и прочим моим приятелям Савостьяну Васильевичу, Мартыну Раздорскому и Евментьевым детем и Панфиловым детем, Максиму Кривому с детьми Кобылские станицы. И чтобы тебе, Максим прислать ко мне которого-нибудь сына своего и всем приятелем, с которыми мы зиму зимовали и нужду терпели в чинах челобитье и поклон до земли.

    К Савелию Пахомовичу шурин твой Дмитрей Игнатьев и Андрей милости прося и челом бьет; а ныне я живу на Медведице, в Чернаганской (Чегонацкой – Л.С.) станице прошу у тебя и молю Животворящим Богом, чтоб тебе буде возможно самому приехати, а буде невозможно и ты пришли сына своего, а моего племянника, а им худа никакова у нас по крестному целованию, по Святой Непорочной Евангельской заповеди Господней, еже ей вправду, никакой вреды им не учинится и о том, нашим душам верьте, Только милости вашей мы желаем, чтобы нам с вами о всяких душевных искренних делах договориться и о всем пересоветоваться.

    А если у кого товары какие и вывозите к нам, Войску, для продажи неопасно. А ныне у нас войска со всех рек, с Дону, с Донца, с Хопра, с Бузулука, с Медведицы и со всех запольных речек на острову изо всякой станицы старших людей, кроме молодых, которые в Туретчине. И по сему писму будем вашу милость ожидать к себе и вам бы пожаловать, приехать к нам, в Черкасской, непомешкав с теми вместе, как посланы будут из Ачюева от Хосяна паши и от Сартлана мурзы с писмами татары.

    А ныне на реке у нас казаков в едином согласии тысяч со сто и больше, а наперед, про то Бог весть, потому многие люди бегут к нам на Дон денно и нощно с женами и детьми от изгоны царя нашего и от неправедны судей, потому что они веру христианскую у нас отнимают.

    А если наш царь на нас с гневом поступил и то будет Турской царь владеть Азовом и Троицким городами, а ныне мы в Азов и в Троицкой с Руси никаких припасов не пропущаем, покамест с нами Азовской и Троицкой воеводы в согласие не придет. А мы к городам не приступаем и христианской крови проливать не станем; а к нему, Государю, мы Войском от себя отпишем писма, а сами к нему не едем.

    А если царь нам не станет жаловать отцов наших и дедов и прадедов, или станет нам на реке какое утеснение чинить и мы с Войском от него отложимся и будем милости просить у Выщняго Творца нашего Владыки, также и у Турского царя, чтобы Турской /турецкий/ царь нас от себя не отринул; и потому мы от своего Государя отложимся, что нашу веру в Московском царстве перевёл, а у нас ныне отнимает бороды и усы, также и тайные уды у жен и детей насильно бреют.

    Да тебе ж, Савелей Пахомович, против сего писма, согласясь с Ачюевским Хосаном пашею и Кубанским владельцем Сартланом, и с иными большими мурзами, учинить между собою совет и сие писмо им, Хосану паше и Сартлану мурзе со всеми мурзами, при них прочесть и всякие слова знать в подлинно.

    А буде у вас, Савелей Пахомович, из нашей стороны, какие люди московские или украинские из Азова или Троицкого, или откуда-нибудь русские люди при вас будут и вам бы пожаловать про се писмо, отнюдь не явить и не сказывать, только ведайте ваша милость про себя с Хосяном пашею да с Сартланом мурзою и с иными многими мурзами, и буде вашей милости сие писмо угодно будет, и вы изволите буде можно списав с сего писма список, оставьте у себя в Ачюеве, а подлинное наше сие писмо пошлите к своему Салтану в Царьград /Истамбул - Константинополь/.

    По сем писании Войсковой Атаман Кондратей Афанасьев и все Войско Донское у тебя, Турского Салтана, милости прося и челом бью.

    А нашему Государю в мирном состоянии отнюдь не верь, потому что он многие земли разорил за мирным состоянием и ныне разоряет, а также и на Твое Величество и на царство готовит корабли и каторги и ныне многие воинские суды и всякой воинской снаряд готовит.

    При сем писании мало пишем и наипаки челом бьем. А СИЕ ПИСМО ПОСЛАНО ИЗ ЧЕРКАССКОГО, МАЙЯ 27, 1708 ГОДА /Напечатан этот редкий исторический документ в следующих трудах: 1/ Проф. С.М. Соловьев: "Булавин /Рассказы из русской истории/. "Русский Вестник”. Том 8. Книга I-я, стр. 378. Август. 1860 год. Санкт-Петербург; 2/ Проф. С.М. Соловьев: "История России с древнейших времен". Том 15, стр. 240. С.-Петербург; 3/ "Русская Старина". /Ежемесячное историческое издание/. Том 3. Июль. Санкт-Петербург. 1870 год; "Письма и бумаги Петра Великого". Том 9. Выпуск 2, стр.741. 1922 год. Петроград; "Крестьянские и национальные движения накануне образования Российской империи. Булавинское восстание /1707-1708 гг./. "Труды Историко-Этнографического Института Академии Наук СССР". Том 12, стр. 461-465. Москва. 1935 год; В.Г. Дружинин: "Раскол на Дону", стр. 222 и 276. Москва. 1897 год/.

    Известно, что эта Войсковая грамота Войска Донского к старшинам Кубанских казаков от 27 мая 1708 года, была написана от имени Войскового Атамана Кондратия Булавина, состоявшим при нём в Черкасском городке казаком Антоном Ерофеевым, племянником Кубанского Казачьего Атамана Савелия Пахомовича.

    Антон Ерофеев был казаком Кобылинской станицы на р. Медведице, был убеждённым сторонником старой веры и был связан тесно родственными, дружескими и религиозными узами с Кубанскими казаками. Не вдаваясь в большие подробности, надо указать, что Антон Ерофеев был в окружении Войскового Атамана Кондратия Булавина и, вёл от его имени переговоры в конце апреля 1708 года, при осаде Булавиным Черкасского городка, требуя, чтобы "из Черкасского отдали старшин".

    Помимо того известно, что Антон Ерофеев писал официальные и частные письма "казакам-раскольникам" на Кубань, как и письмо Донских казаков турецкому султану. Также известно, что Кубанские казаки во главе с своим Атаманом Савелием Пахомовичем откликнулись на призывы Донского Войскового Атамана Кондратия Булавина и послали ему помощь, как-то: "к Кондратию Булавину пришли с Кубани и с Сорокани /Аграхани/ 1100 казаков Донских раскольников...". /"Письма и бумаги Петра Великого". Том 7» Выпуск 2, стр. 842. Петроград.1917 год/.

    Имеется и второй исторический документ, который подтверждает наличие и существование КУБАНСКИХ КАЗАКОВ в 1708 году: ВОЗЗВАНИЕ АТАМАНА ВОЙСКА ДОНСКОГО КОНДРАТИЯ БУЛАВИНА К КУБАНСКИМ КАЗАКАМ.

    Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь...

    От Донских Атаманов молодцов, от Кондратья Афанасьевича Булавина и от всего Великого Войска Донского, рабам Божиим и искателем имени Господни, Кубанским казакам Атаману Савелию Пахомовичу или кто протчие Атаманы обретаетца и всем Атаманам-молодцам челобитье и поздравления.

    Милости у вас Атаманов-молодцов слезно просим и Бога молим и ведомо вам чинить, что послали мы Войском на Кубань, в Ачуев, к Хосяну-паше и к Сартлану-мурзе, свои Войсковые писма об мировом между вами и нами и местном состоянии, как жили и наперед сего старые казаки /Примечание: В виду пространности изложения настоящего исторического документа, в котором Атаманом Кондратием Булавиным сообщаются подробности восстания Донских казаков под его главенством в 1707-1708 годах, указываемый текст в большей его части опускается, почему здесь приводится лишь окончание такового…/.

    "...А старых есаулов и старшин всех переменили и хотели было послать к Вам Атаманом молодцам своего казака, а твоего, Савелий Пахомович, племянника Антона Ерофеева, с теми ж торговыми людьми, с которыми письма посланы к Хосяну-паше и к Сартлану-мурзе; и мы о том ныне поопасались с сим писмом, ево, Антона к вам послать, потому что от неправедных бывших наших старшин Кубанцы многие сиры и разорены.

    А ныне мы государи наши батюшки, Савелий Пахомович и все Атаманы молодцы, обещаемся Богу, что стать нам за благочестие, за Дом Пресвятые Богородицы и за Святые Соборные Апостольские церкви и за предания седми Вселенских Соборов, как они Святые на седми Вселенских Соборах утвердили христианскую веру и во отеческих книгах положили и мы в том друг другу души наши подавали и Кресту Святое Евангелие целовали, чтобы нам всем стоять в соединении и умирать друг за друга". /Дата написания этого воззвания таже, 27 мая 1708 года; воззвание это было, напечатано в тех же самых трудах и исторических источниках, перечень коих дан выше/.

    В конце развертывания крупнейшего: казачьего движения, направленного против Московии и во главе которого находился знаменитый Донской Войсковой Атаман Кондрат Афанасьевич Булавин, Войсковой Крут Донского Войска собравшийся 8 мая 1708 года в Черкасском городке, писал Московскому царю Петру I: "...А буде вы насильно поступите и какое разорение учините и в том воля его великого государя, а мы, ВОЙСКОМ ДОНСКИМ РЕКУ ДОН СО ВСЕМИ ЗАПОЛЬНЫМИ РЕКАМИ УСТУПИМ И НА ИНУЮ РЕКУ ПОЙДЁМ...". Несколько позже, тот же Донской Войсковой Атаман оповещал о том, что в случае неуспеха его восстания против Петра I, он со своими казаками сочтёт необходимым, РЕКУ ДОН ОЧИСТИТЪ ”И СО ВСЕМ ДОНСКИМ ВОЙСКОМ НА КУБАНЬ УИТИ".

    Последующее развитие исторических событий на Дону, действительно привело к уходу Атамана Игната Некрасова со многими тысячами Донских казаков с Дона на Кубань в августе-сентябре 1709 года, на соединение с Кубанскими казаками. После этого, произошло на Кубани ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ВОЙСКА КУБАНСКОГО, ПРОСУЩЕСТВОВАВШЕГО НА КУБАНИ МНОГО ДЕСЯТКОВ ЛЕТ, НО ПОД НАТИСКОМ РОССИЙСКИХ ВОЙСК, ПОКИНУВШЕГО КУБАНЬ И УШЕДШЕГО В ЭМИГРАЦИЮ В ТУРЦИЮ.

    Таким образом, старшинство Кубанского Казачьего Войска, навязанное российскими казёнными историками последнему с момента участия Хопёрского казачьего полка в Азовских походах Петра I в 1695-1696 годах, является неправдивым, ибо ИСТОРИЧЕСКОМ АНТИТЕЗОЙ ТОМУ ЯВЛЯЕТСЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ УЖЕ В 1690 ГОДУ НА КУБАНИ, как доказано документально в настоящем изложении.


Рецензии