Пишущая машинка или некоторые аспекты ведения бизн

Мой хороший знакомый владел маленьким бизнесом по ремонту пишущих машинок и принтеров. Человек он был порядочный, честный, ответственный, и, самое главное, не склонный к мелкому обману. Однажды молодая женщина -  секретарь из страховой компании принесла портативную пишущую машинку в ремонт. “Не дает оттиск” - сказала она. Мой знакомый, едва приоткрыв крышку, с первого взгляда понял, что лента, обеспечивающая оттиск, вставлена не той стороной. Он поправил ленту и сказал: “Все готово. Машинка очень хорошая, в хорошем состоянии и готова к работе”. Женщина была приятно удивлена, ибо на всю починку ушла ровно минута. Она спросила, сколько должна. Мастер вежливо ответил - “ничего”. Женщина сказала, что компания с удовольствием оплатит ремонт. - "Это пустяк" - сказал мастер, - "пользуйтесь на здоровье". Давайте, дорогой читатель, посмотрим на сей, достаточно нетипичный сюжет, с другой стороны, с другой точки зрения.
Допустим, мастер сказал бы, например, “зайдите завтра утром”, и та, зайдя на следующее утро, получила бы исправленную машинку и всего $20 к оплате. Из этого сразу следуют несколько логических выводов:
1. Она не ощущала бы себя полной дурой, т.к. это именно она неправильно заправила ленту, и этот факт не омрачал бы её настроение;
2. У нее было бы хорошее настроение, потому что все быстро решилось и она не теряла рабочего времени, что, безусловно, сказалось бы на её работе и даже на отношенияx в её семье - соглашусь, слегка притянуто, но тем не менее.
3. Её начальник с удовольствием бы выписал чек на $20 и еще бы подумал: “Во чудак, а ведь мог бы запросить стольник, и я был бы вынужден заплатить эту сумму, а так всего двадцатник. В следующий раз нужно обращаться именно к этому мастеру - он честен и не рвач”.
4. А мастер бы просто заработал $20, что ему бы очень не помешало. Дело в том, что владелец бизнеса, мастер по ремонту, менеджер, бухгалтер и пр. были в одном лице. Доходы мизерные. Порой на покрытие рента маленького однокомнатного офиса не хватало.
Редкая бизнес-ситуация, при которой все участники этой массовки были бы максимально удовлетворены. А теперь вопрос: нужно ли быть предельно благородным в бизнесе, или можно допускать исключения? Честность (или порядочность) в бизнесе имеет границы, или они могут сдвигаться? И если да, то в какую сторону? Каковы критерии условий, при которых обе задействованные стороны могут быть удовлетворены в вопросах бизнес-отношений? И существуют ли эти критерии вообще?


Рецензии