Андижанская полька

                Андижанская полька




                1.Подготовка  к празднику.


     Поселок Хойна Польской Народной Республики, где размещалась авиационная часть СГВ (Северной Группы Войск СССР) располагалась на правом берегу великой реки Одер, которая протекала вдоль границы между ПНР (Польской народной республики) и ГДР (Германской Демократической Республики). Поселок Хойна, располагался в зеленой зоне, практически в лесном массиве, только военный городок и прилегающий к нему военный аэродром находились в вычищенной и осушенной от болот местности, поэтому ровную площадь аэродрома и жилые дома военного городка были хорошо заметны с воздуха. Если посмотреть по карте поселок Хойна находился южнее большого портового города Щецин, которое до второй мировой войны было немецким городом и под названием Штеттин. Сам по себе военный аэродром и прилегающий к нему военный городок был построен еще до войны для немецких летчиков, которые проживали здесь во время войны и выполняли отсюда боевые вылеты. После освобождения Польши от немецких захватчиков военный городок и аэродром стали местом размещения авиационной части Советских Войск.
После войны, военный аэродром был капитально отремонтирован, а в военном городке, уже к имеющимся старым кирпичным 2-х этажным немецким зданиям, были построены советские 4-х этажные панельные дома, где были размещены военнослужащие авиационной части.
Капитан Ибрагимов прибыл по замене в данную часть с прежнего места службы в составе звена (4-х летчиков) в 1985 году, а вместо них на их места выехали для прохождения дальнейшей службы, такое же звено пилотов, которые прослужили в данной части 5 лет.

    ПРИМЕЧАНИЕ:
Замена была обязательна для всех военнослужащих проходивших службу за границей СССР в социалистических странах, после 5 лет службы независимо от звания и должности.

     В связи с тем, что жена Рустама вместе с сыном были у родителей, они приехали в часть через 2 месяца, а еще через месяц в середине ноября у Рустама появилось пополнение, родилась чудная похожая на куклу очаровательная дочка. Из-за того, что родители были далеко, жене Рустама приходилось непросто, смотреть за 2-мя маленькими детьми с разницей в 1 год было очень тяжело, поэтому Рустам как мог в свободное от службы время всячески помогал своей супруге по хозяйству.
Обстановка в мире в 80-е годы была напряженная, поэтому командование СГВ возлагала большие задачи авиаполку по прикрытию воздушных рубежей и авиационной поддержке Группы войск располагавшихся в Европе.
     Полеты были постоянные, летали по 8 смен в неделю, 4 дня по 2 смены, одну днем другую ночью. Летчики отрабатывали групповую слетанность в составе пар и звеньев для выполнения боевых задач. Поэтому им было некогда, уделить должного внимания своим семьям. Жена Рустама крутилась как «белка в колесе» и благодаря своей целеустремленности и упорству успевала смотреть за детьми и мужем.
Так прошел год службы Рустама в данной части. Наступило лето, дети подросли, приближался большой профессиональный праздник  - День Воздушного Флота СССР. Который обычно отмечался в 3-е воскресенье августа месяца, примерно 17-18 числах.
За месяц до этого праздничного дня командир полка полковник Рагулин, собрал всех командиров эскадрилий, начальника ТЭЧ (технической эксплуатационной части), офицеров управления со своими заместителями и поставил задачу, подготовить праздничный концерт самодеятельности части, в котором должны участвовать представители всех подразделений истребительного авиационного полка, причем с каждого подразделения по 3 номера. Учитывая, что 5 подразделений в части в итоге должно было получиться 15 номеров художественной самодеятельности, с представлением для каждого номера от 3 до 5 минут для выступления. Выслушав внимательно своего командира,  командиры подразделений убыли в свои подразделения для постановки задач своим подчиненным.
     В большом учебном классе 1 авиационной эскадрильи, был собран весь летный и инженерно-технический состав, где с речью выступил командир эскадрильи подполковник Баргин. Он объяснил, что «в коллективе из 70 человек обязательно найдутся таланты и подготовить 3 номера художественной самодеятельности для такого личного состава не составит большого труда, а честь эскадрильи нужно защитить и показать всем,  что 1 авиационная эскадрилья носит название первое не зря». После пламенной речи командира эскадрильи, вышли добровольцами 2 человека и пообещали подготовить свои номера, один с песней и игрой на аккордеоне, другой выступит с юмористическими рассказами. 3-го добровольца не нашлось, тогда командир эскадрильи начал смотреть в глаза каждому, отчего все пытались опустить глаза или увести в сторону свой взгляд. Когда его взгляд остановился на капитане Ибрагимове, он думал о чем-то другом, и было заметно, что он в мыслях далеко отсюда.
- Капитан Ибрагимов, - резко произнес комэска ( командир эскадрильи).
- Я, - с испугом после толчка друзей привстал Рустам.               
- Ты можешь станцевать национальный танец, - спросил Баргин.
- Да..я.. так себе.. не очень… как все…, - теряясь сказал Рустам.
- Вот ты и подготовишь третий номер художественной самодеятельности капитан, вместе с женой, если можешь, желательно в национальных костюмах, ты единственный узбек в полку, так что готовься, -  приказал комэска.
- Товарищ подполковник, да я толком танцевать не умею, и жена моя вряд ли захочет, - пожимая плечами, сказал Рустам.
- Вот и поговори с ней, людям будет интересно посмотреть на ваш танец, - продолжил Баргин.
- Да я не уверен товарищ командир, что у нас получится, - все еще смущаясь, говорил Рустам.
- Прекратить разговоры, выполняйте приказание капитан, - отрезал командир эскадрильи.
Рустам понял, что с командиром бесполезно спорить и приказ надо выполнять, потому, что если откажешься сам, ты потеряешь авторитет.
Командир эскадрильи оставил назначенных участников концерта после собрания и подробно объяснил, что номера можно готовить дома, а в назначенный день необходимо прибыть на генеральную репетицию, чтобы командование дало ДОБРО на номер в концерте. После этого все будущие звезды предстоящего концерта убыли по своим домам.


                2. Праздничный концерт.

     Прибыв домой, капитан Ибрагимов рассказал жене о поставленной задаче командиром эскадрильи. Жена выслушала мужа и сказала, что «..не принято у нас в народе, чтобы молодая жена танцевала среди незнакомых людей..».
Тогда Рустам объяснил, что если они с женой не выполнят поручение командира, то будет к нему и соответствующее негативное отношение, а если они подготовят хороший номер так авторитет его поднимется и будет возможность показать людям узбекский танец в национальных костюмах, тем более, что многие летчики, которые приехали по замене с Дальнего Востока, даже не представляют, что есть такая нация – узбеки.
      После семейного совета молодые муж и жена решили готовить номер как танец, при этом Рустам будет играть на национальном узбекском барабане – ДОЙРА, а его жена будет танцевать андижанскую польку. С этого дня семья Рустама начала каждый вечер после прихода его с работы репетировать национальный танец.
Поначалу танец не получался. Рустаму, хотя он играл в ансамбле в школе на ударных инструментах, подобрать правильно мелодию на Дойре было тяжело, тем более он хорошо не знал всю мелодию Андижанской польки. Тогда жена Рустама подпевала мелодию и танцевала, а Рустам, старался правильно отбить на национальном барабане, мелодию, которую слышал.  Изо дня в день общими усилиями молодожены готовили номер, а день общей репетиции приближался все ближе и ближе.
В назначенный день за 3 дня до праздничного концерта собрались участники концерта художественной самодеятельности на генеральную репетицию в Клубе офицеров в большом актовом зале. Большая сцена уже была подготовлена к праздничному концерту, очищена и украшена красивыми плакатами и фотографиями из жизни авиационной части, а также рисунками самолетов и летчиков в снаряжении. В зрительном зале на первом ряду сидели: заместитель командира части по политической части с офицерами политотдела и командиры подразделений авиационного полка. Показ номеров участников концерта проходил, согласно списка, по подразделениям. Первыми показ своих номеров начали военнослужащие управления авиаполка, далее 1,2 и 3 эскадрильи и завершили показ офицеры технического подразделения. Хотя участники выступали в спортивной и рабочей форме, было видно, что все отнеслись к поставленной задаче серьезно, и каждый очередной номер получался интереснее предыдущего.
      Рустам Ибрагимов пришел на репетицию с детьми, младшая дочка лежала внутри коляски, а старший сын был на руках у папы. Рустам и его жена выступили неплохо, правда в процессе танца молодожены сбились с ритма, и концовка оказалась немного скомканной, из-за волнения обеих, но в целом комиссия политотдела полка номер утвердила и попросила на концерт прийти в красивых национальных костюмах. Прибыв домой, молодожены продумали вместе свои ошибки и договорились, что на концерте выступят хорошо.

      День авиации начался с общего построения всего личного состава части на строевом плацу. Все военнослужащие истребительного авиаполка были одеты в парадную форму с орденами и медалями. На построении состоялся митинг, на котором с яркой речью выступили приглашенные гости, прибывшие с командованием 4-й Воздушной Армии СГВ и офицеры части. После окончания митинга, было объявлено, что через полчаса состоится торжественное собрание и праздничный концерт художественной самодеятельности, для всех военнослужащих части и их жен. После окончания построения командиры подразделений с разрешения командира полка отпустили всех участников концерта по домам, чтобы подготовиться к концерту и переодеться в соответствующую форму. 
     На торжественном собрании посвященном дню авиации выступил командир полка,  гости прибывшие в часть и назначенные военнослужащие, которые поздравили всех с профессиональным праздником. После этого начальник штаба части зачитал праздничный приказ, а командир полка вручил отличившимся военнослужащим ценные подарки и почетные грамоты за успехи в боевой и политической подготовке. Награжденные офицеры с гордостью вручали подарки своим женам, которые сидели в зрительном зале, а они в свою очередь принимали их с большим волнением, ведь в том, что ее муж был замечен командованием части, была и их большая заслуга. Через некоторое время после окончания торжественного собрания, открылся занавес и начался праздничный концерт.
      Выступления участников концерта художественной самодеятельности были достаточно интересными и красивыми. Было видно, что участники подготовились хорошо и за хорошие выступления довольные зрители щедро награждали участников бурными и продолжительными аплодисментами. Программа концерта была составлена так, чтобы один номер чередовался с другим. После исполнения сольной песни обязательно следовал какой-нибудь танец, далее разговорный жанр сменялся выступлением вокального инструментального ансамбля. Зрители были довольны концертом, было ясно в каждом подразделении есть свои неповторимые таланты.
Когда объявили номер Рустама и его супруги у них обоих застучали сердца от волнений и переживаний. Рустам был одет в национальный мужской халат синего цвета с тюбетейкой на голове и поясом из мужского платка, а его супруга была одета в ярко атласное национальное платье с брюками и чудными туфельками. Когда Рустам забил дробью мелодию Андижанской польки на своей Дойре зал замер, от стука неизвестного барабана, и когда он вышел в середины сцены все увидели, что он стучит по барабану пальцами. Хорошо натянутая кожа Дойры, разогретая на теплых солнечных лучах, издавала громкий и приятный звук. Через минуту, выбежала в центр сцены жена Рустама, и красиво вскидывая руки к небу, описывая красивые узоры руками, начала танцевать свой восточный танец в такт звонко играющему барабану. Красивая восточная женщина в причудливом платье, танцующая в такт барабанщику – обаятельному черноволосому джигиту, очаровала зал. Пока шел танец, в зале стояла тишина, многим офицерам и их женами увидеть настоящий восточный танец здесь в Польше было просто чудом. Когда танец закончился, весь актовый зал, который переполнен зрителями, взгремел от аплодисментов. Рустам с женой ушли со сцены, но зал продолжал аплодировать. Стало ясно, что восточный танец задел за сердца зрителей. Рустам хотел потихонечку уйти в задний выход сцены, но его остановил заместитель командира части по политической части и дал знак, что надо выйти снова к зрителям. Рустам вышел на сцену и снова заиграл на Дойре, его жена подхватила мелодию и закружилась в новом танце. Когда задрожали пальцы от боли, Рустам прекратил играть, а жена его остановилась, они оба держась за руки, поклонились залу. Снова раздался бурный поток аплодисментов, кто-то в первом ряду от восторга и удовольствия встал и начал аплодировать стоя, за ним встали еще несколько человек, потом встал весь зал и словами «СПА-СИ-БО!!», начал в едином такте аплодировать артистам с востока. Рустам держал в руке руку супруги и чувствовал, что она влажная от волнения и усталости. Он смотрел в глаза своей любимой женщине с благодарностью, что она не подвела его, и как достойная жена доказала, что она настоящая дочка своего народа.
     Потом Рустам с благодарностью посмотрел в зал в глаза зрителям и был восхищен благородством этих простых советских людей, которые достойно оценили труд его семьи бурными и продолжительными аплодисментами. После этого выступления семья капитана Ибрагимова была поощрена почетной грамотой за участие в концерте художественной самодеятельности, а авторитет его семьи в военном городке вырос в несколько раз и все кто узнавал их на улице, с благодарностью говорили о выступлении, и о красивых национальных костюмах его народа. А те, кто до сих пор не знал, кто такие узбеки теперь понимали, что есть великий народ, который имеют свою культуру и историю, и здесь в Польше наравне с ними плечом к плечу на передовых рубежах Советского Союза проходят службу в авиации достойные сыны и дочери этого народа.


    Тиллаходжаев Равшан   


    15 апреля 2017 года. Город Ош.               


Рецензии
Добрый день! С удовоствием прочитала Ваш рассказ.Что до того, что об узбеках на Дальнем Востоке знали немногие, я бы не согласилась. Но Вам виднее. А я и мои мама, сестра и семья маминой сестра во время эвакуации жили под Ташкентом, в небольшом домике недалеко от бахчи. И рядом протекал арык и из глины мы , дети, лепили и замки, и игрушки. И помню , как мы "помогали" собирать хлопок. А "косы" из высушенной дыни я и сечас люблю покупать. Мы попонили свои знания новыми словами, понятиями и восхищались Вашими яркими национальными нарядами. Остались в памяти и доброжелательность, и дружелюбие Вашего народа, и красота женщин и мужчин. И девочки с косичками и в тюбекейках. А Ваш орнамент и затейливые надписи на дворцах! Спасибо Вашему талантливому и мудрому народу!
Извините за многословие, но я , через многие десятилетия, говорю Вам Спасибо от всех моих родственников.

Людмила Каминская 3   29.07.2020 15:43     Заявить о нарушении
Здравствуйте Людмила! Искренне благодарю за теплый отзыв. Я знаю многие жители Советского Союза знают наш народ и наши традиции, но в том заграничном полку, где я служил половина полка были офицеры прибывшие по замене с Дальнего Востока, и к моему удивлению это выяснилось после концерта, многие из них слышали про Узбекистан, но никогда не сталкивались с узбеками. До сих пор не забуду с каким восхищением они смотрели на наш танец, и с какой благодарностью они аплодировали, их чистые улыбки и горящие глаза, снова вспомнились мне после прочтения Вашего отзыва.
Спасибо Вам за то что помните свое детство и тот народ с которым вы были. Надеюсь мои остальные рассказы тоже не останутся без вашего внимания.

Тиллаходжаев Равшан   30.07.2020 13:31   Заявить о нарушении