Сувенир

     Бордо- город и коммуна на юго-западе Франции, центр исторической области Аквитания и современного департамента Жиронда. Расположен на берегах Гаронны, известных своими традициями и успехами в области виноделия. Население насчитывает около 256 тыс. чел.
                Википедия


     Выучил я во Франции  одно слово точно.   Это слово- сувенир! Оно означает-“на память!”.Я в одном, потом в другом  магазине, хотел купить  красивые целлофановые пакеты,  которые в г. Баку тогда очень ценились. Я  выяснил, что пакеты  у них  не продаются, то ли они в цену  включены,   то ли они были составной частью рекламы.


      Пересиливая стыд и запреты в БКК, я вынимал из кармана  оставшиеся   68  франков,   набирал  стопку  разных  пакетов, клал  франки  на тарелочку кассы, и просил меня рассчитать,  но денег  с меня   не брали,   только без конца повторяли одно слово: “Сувенир-р-р-р! Сувенир-р-р-р!”.


      Я запомнил это слово, ну а потом военный  переводчик,    бывший с нами на визите, с интересной фамилией   ДевОчкин,  с ударением  на среднем слоге, объяснил  значение  этого слова,  которое я  на визите потом не раз слышал.


      А если короче сказать,   я наверно больше 100  пакетов, таким образом,   принес  на корабль. И,  конечно,  поделился  со всеми  окружающими  меня сослуживцами, по моему  даже каждому из 10  матросов и старшин  своей  службы дал  кому один, кому два-три пакета.


      Помню дал по десятку Ваське Маковецкому, Галанину, ну еще могу перечислить, кому я мог дать. Теперь я уже не помню. Домой я привез то-ли три, то-ли четыре пакета. Жена потом долго сокрушалась по поводу моей расточительности и доброты по отношению к чужим людям.


      А в одном магазине, где я купил зажигалку на память о посещении французского города Бордо, с третьей попытки мне вручили бутылку настоящего французского красного вина. Я, как мог, отказывался, но потом сломался перед молящим взором и добрыми глазами француженки– продавщицы.

      Она так вдохновенно и старательно упрашивала меня принять эту бутылку вина, что-то лепетала на своем картавом французском. Из ее монолога я понял лишь несколько слов: “Матрозен…, руссо…, зовьетико…, Бор-р-р-до! Сувенир-р-р-р! .”


      А для меня это было, как кружка кипятка в штаны. В глубине сознания, я простился с ближайшими перспективами снова пойти с матросами на экскурсию. Факт взятия подарка, тем более алкогольного содержания, претил Коммунистической морали.

       А за соблюдением Морального кодекса строителя коммунизма зорко следила не только вся система, но и отдельные граждане в виде сослуживцев, начальников, партийно-политического аппарата и как ошибочно считалось уполномоченных особого отдела.


      Я бы не взял той бутылки вина по причине своей нерешительности и относительной «дисциплинчатости»,
("Бздливости" ,как сказал бы наш командир Пыков В.Н), да настойчивые рекомендации подчиненных матросов: “Возьмите, возьмите, товарищ лейтенант у французов клёвое вино, не то что наш Агдам или Солнцедар. А если Вам не понравится, отдадите нам.” (Им то что. При их несвободном положении в отношении алкогольных напитков, они были готовы пить все, в чём только можно было подозревать наличие алкоголя, по принципу, запретный плод сладок.)


      Взять то я вино взял, но при этом подумал: “Фиг Вам , оставлю я его себе и по прибытии в родную базу понесу домой, если большой Зам не вынюхает и не отберет”. Дома, конечно, бутылка настоящего французского вина в память о посещении Франции будет главным сувениром.


      Так и довез я эту бутылку до дома. Тогда на корабль я смог незаметно пронести ее и это осталось тайной для большого Зама и особиста, хотя у большого Зама на этот случай присутствовал какой-то особый профессиональный нюх, который можно сравнить с нюхом собак-ищеек наркотиков.Вызвал он меня в 19- ю каюту, а там уже был особист. Рассказал я про пакеты, для усыпления их бдительности в отношения бутылки настоящего бордовского Шато. Без сожаления отдал я каждому  штук по десять пакетов


      Но о профессиональном нюхе и различных, связанных с этим историях я вам поведаю в других рассказах, это будут совершенно другие истории. Каждая история имеет свое продолжение. Имела продолжение и эта.

       Кроме парфюмерии для жены, я тогда купил миниатюрные босоножки ручной работы для дочери. Только в процесе служебной суеты одну босоножку я утерял. Вторая же стала сувениром!


       Принёс я эту бутылку вина. Выпили мы её дома с женой. Скажу Вам честно: уступает это вино нашим крымским и краснодарским! И я горжусь этим!

г. Мурманск                Январь 2003 г.


Рецензии
Здравствуйте, Григорий! Рассказ очень понравился! Подумать только: за покупку зажигалки дать бутылку вина в качестве сувенира! Замечательно, что Вам удалось привезти французское вино домой, испробовать его и узнать разницу между французским и нашим вином. В советские времена продавались у нас отличные грузинские вина. Вкус "Кинзмараули" я помню до сих пор.
Всего доброго!
С уважением,

Людмила Каштанова   17.08.2020 01:53     Заявить о нарушении
Спасибо , Людмила. Я очень хорошоразбираюсь в винах. И скажу Вам, наши сухие вина Кубанские, Крымские не уступают по качеству, а некоторые превосходят французсие, итальянские и испанские вина.
Вино - это продукт местности. Если виноград вырощен в теплом климате и при блпгопрятной в том году погоде из него получаются прекрасные вина. ЮАР, Чили, Австралия, Аргентина в год благоприятной погоды дают высокого качества, прекрасные вина.
Про вино, как про женщину можно говорить бесконечно долго!
Как впрочем и про другое рекрасное.
Спасибо про прочтение, но в публикации Вы увидел- бабское.
С уважением

Григорий Ерохин   17.08.2020 16:18   Заявить о нарушении