С любимым на пик Любви

Когда снятся горы – надо идти в горы. А горы мне стали снится последнее время чуть ли не каждую ночь. Открою большую тайну – на пике Любви я не была ни разу, так получилось, 20 лет назад мы хотели на него подняться зимой, в январе, но морозы под 40 и короткий световой день нам помешали, прошли чуть меньше четверти пути, а там начало темнеть, и мы повернули назад, я ползла в тёплых, ватных штанах, но было весело, как сейчас помню, и с тех пор ни разу, всё как-то недосуг. Уже больше месяца прошло с похода на Мамай и нашей вылазки на пик Поляна. В тот момент было полно планов: Аршан, Трехглавая, пик Любви, пик Черского, Тальцинский, но две недели я отходила от той вершины, а потом нас затянули дела: дача (огород в такую жару не оставить, поливать надо каждый день, у меня есть мечта – сделать автополив, но это пока в планах), постройка душа, работа, куда же без неё? Выходной только один. Но тут я в августе выхожу на работу, понятно, что там уже вообще не до походов будет. Поэтому придумался такой план. В субботу рано утром в пять утра выезжаем в Аршан, там идём на пик Любви, потом едим позы и едем назад в город. За день сходить в настоящие горы, 2100 – это вам не хухры-мухры! За что и люблю в Аршан, горы рядом. Глянули погоду, в пятницу дождь, в воскресенье дождь, в субботу открывается окошко, облачность, но без дождя, надо ехать! Позвала подружек, отозвалась Инга, втроём веселее, дети отказались, им с нами скучно, Кузя хотел очень, но его мы сами не взяли, дорога дальняя, да и обидеть его могут местные собаки.

Ночью спала плохо, я затеяла сделать мишкам просторный вольер, открыла группу, а дело это неблагодарное, люди сразу в группе начали ссориться на ровном месте, делить шкуру неубитого медведя, сравнение жесткое, но верное, денег ещё нет, плана нет, никто их нам не даёт, меня обвинили в мошенничестве, и так далее. Вот вроде бы дело благое, ан нет, один умник написал, что надо мишек отпустить в лес и всего делов, ага, бедных медведей на погибель в тайгу, его бы самого в тайгу, другая тётя написала, что у медведей прекрасные условия и кормят от пуза, её бы саму в эту тесную клетку без туалета на пожизненное в эти прекрасные условия и на это питание. В общем, сплошные нервы. Спать надо, а мозг работает.

После часа заснула кое-как, в 4 утра звонит будильник, вырубила, сон навалился такой, что невозможно встать, в 4-30 второй, надо вставать. Если бы не договорились с Ингой, плюнула бы на всё, но уговор дороже денег. Выпили кофе, и по коням! Уже светло, ровно в пять заморосил дождь. Куда едем? Зачем едем? В 5-30 выехали из города, заехали за Ингой. В 9 утра были в Аршане, погода хорошая, поставили машину, хозяин двора показал на тучу, и говорит: «Там у нас гнилой угол, оттуда идёт непогода», а там и правда такие тучи свинцовые висят. В лесочке перекусили бутербродами, пообнимались со старой лиственницей, ей больше 500 лет, и в 10 уже встали на тропу. Тропа была видимо старая, сразу круто вверх, я, как всегда, слабое звено, иду, пыхчу, обливаюсь потом. Инга убежала вперёд, она забегала на Любовь со спортсменами не раз, а я села отдохнуть и раздеться, жарко, сняла гачи у штанов, теперь я в шортах.

Мы с Сашей вылезли на хорошую тропу, тут идти легко, серпантин, красивейшие виды на долину, смотровые площадки, лесенки, перила в опасных местах. Но скоро это счастье закончилось, и начался крутой подъём по сыпухе. Народу полно, я ещё никогда не видела такого ажиотажа в горах, разве что на тропе до первого водопада.  И вот мы идём этой нестройной компанией, тут есть и старики и дети, много молодёжи, в основном в кроссовках, кто-то в сандалиях, но встречаются и спортсмены, обгоняем одних, отстаём от других. С одним мальчиком мы постоянно здороваемся – И снова здрасте! Я, если честно устала, подъём очень крутой, мне тяжело, но сам факт, что они же все идут, на одном упрямстве дошла. Шла долго, пять часов, было страшно, очень, камни, сыпуха, крутой подъём, острый гребень. Но, как сказал один бурят своему сынишке: «страх - это сказка», на том и стоим. Саше тяжело идти так медленно, он засыпает на ходу, он спал хорошо ночью, но мало. Я отпустила его вперёд, на вершину, вот, казалось бы и она, ан нет, вылажу, тут стоят графитные леса, сухостой, очень красиво, а там ещё подъём, острый гребень без леса.  Тут же стоит палатка, вот бы туда сейчас залечь. И Инга машет мне рукой, она уже побывала на вершине, спустилась мне навстречу, покормила меня курагой и орехами. Ноги чугунные, собираю всю волю в кулак и медленно, но верно доползаю до вершины. Видимость тут отличная, там Дружба, вон Аршан, на Аршане люди, а в эту сторону Трехглавая, там долина, блестят озёра, крыши домов, весь мир как на ладони. С погодой нам повезло. Люди все знакомые, кто-то пьёт шампанское, кто-то пиво, тепло, хорошо, мы тоже присели отдохнуть, перекусить, огурчики, бутербродики, Инга включила песню Высоцкого, сегодня годовщина, 40 лет, как его нет с нами, целый час отдыхали на вершине, это большая редкость, чтобы вот так зайти на вершину и не убежать сразу назад, обычно то ветер, то дождь, то гроза, то туман, а тут красота, полный восторг, можно было бы ещё сидеть и сидеть, но на сегодня ещё назад ехать, надо поспешать.

А какой там запах!!!! Тут уже горная растительность, жёлтые маки, скромные эдельвейсы, верблюжья колючка, курильский чай. По дороге мы видели множество животных, птиц: орлы кружили над нами, соколы, не знаю, но какие-то хищные птицы, но поменьше орлов, может сапсаны или ястребы, вороньё, орали кедровки, пролетали величественные журавли, чёрношубые белочки бегали по лесу, добрые ленивые аршанские собаки дрыхли на вершине и по дороге. Они тут просто так ходят, одному свезло, лежит себе собака, спит, а туристы прямо под нос суют полпалки сухой колбасы, собака проснулась, радостно сжевала гостинец, и дальше спать, такая уютная, потягушки.

Идём вниз, спуски я ненавижу ещё больше, чем подъёмы, тяжело, ноги болят, хочется пить, солнце жарит, руки, ноги сгорели, к вечеру совсем распогодилось. Чуть не словила тепловой удар, чувствую, в обморок брякнусь, говорю Саше, надо отдохнуть, посидели в теньке, остыла, пот так и льётся градом, башка пульсирует, ещё и недосып и усталость. Инга нас там внизу заждалась. За три с половиной часа спустились, у меня одно желание – пить!!! Идём к источникам, наконец, можно умыться в реке, лью на затылок воду, охлаждаюсь, пью наивкуснейшую минералку, живая вода, выпила поллитра или даже больше. Теперь по планам позы, заказываем в кафе, идём к машине, я снимаю ботинки, горные, тяжелые, надеваю шлёпки, сейчас бы ножки в источник в санатории Саяны, я знаю, там есть ножной, но уже поздно, поэтому вкусно и сытно поев, а позы и чебуреки в кафешке «Надежда», и правда, стоят того, чтобы о них написать, так вот, поев мы едем на машине за водой, у нас есть ещё парочка бутылок, родные заказали аршана, небольшие трудности с парковкой, но вот вода в багажнике и уже в сумерках мы покидаем так любимый мной Аршан. Не хочется, но надо, я бы, будь моя воля, осталась тут до завтра – столько всего ещё можно тут сделать: сходить до водопадов, в дацан, съездить в Жемчуг и поплавать в бассейне, но пора домой. Потом был трудный путь, глаза слипаются, все дружно зеваем, дорога плохая, кочки, дыры плохо видать в темноте, встречные машины слепят дальним светом, была пара аварийных ситуаций, но обошлось. В первый раз на повороте машина нас ослепила фарами, не вписались в поворот, вылетели на встречку, вовремя успели вырулить в свою полосу, надавать бы тому гаду по кумполу, второй уже в городе на светофоре, ну и так, по дороге было очень напряжно, эти фуры, которые не спят, машин очень много, видимости никакой, в общем, больше мы так ездить не будем, ночная езда – невероятно трудная вещь. Домой приехали в половине второго ночи, душ и спать. Но в целом поход удался, очень удался. Всё, что задумывали исполнили, на вершину зашли, спустились, поз поели, воды попили. Теперь долго мне не захочется в горы, ноги гудят, мышцы болят, пора на огород – огурчики поливать, малинку собирать.

26.07.2020


Рецензии