Экс-ры I 5 гл Исетские аметисты

Глава 5
               
Сокровища для мурмулюков

Охрана природы — Исетские аметисты — Операция «Анаконда»  — Сокровища для мурмулюков

Исетские аметисты

На западной окраине Мурзинки расположено Исетское месторождение самоцветных камней. Среди гранитоидов Соргинской структуры Верх-Исетского гранитного массива находились две субширотные кварцевые жилы. В одной из них на выклинивании располагалось большое гнездо с крупными кристаллами аметиста и раухтопаза более 400 кг друзы 1-3 сортов. Некоторые кристаллы были пригодны для огранки. Месторождение (якобы) было открыто в 1987 г. профессором Уральской горно-геологической академии Кемлиным.

Но на самом деле его открыл студент, горного института Эдуард Н. и как это часто бывало студента просто обошли. История об открытии месторождения было широко обсуждаемо, и посторонний от открытия человек не постеснялся присвоить себе чужое открытие. Объект полностью отработан так было написано в отчёте за 1988 г. Исетской ГРП ПО «Уралкварцсамоцветы» проведены поисково-оценочные работы. Намного позже в 1992 г. побывав в тех местах, осмотрел бывшие жилы, обошёл весь массив и только в одном месте попытал счастья.

Раскурочив кувалдочкой подозрительную полоску кварца между гранитными плитами на глубине 70 см. от поверхности земли обнаружил самый настоящий занорышь. Расширившего, я увидел, притаившиеся сине-фиолетовые с красноватым оттенком кристаллы аметиста на чуть синевато — кварцевой плитке 27 X 46 см. Кристаллы были с краев мелкие переходящие в более крупные от 4 до 8 см при толщине до 20 мм. Большие кристаллы были умопомрачительно чисты без пузырьков и иголок рутила. Почти у всех кристаллов грани были одинаковые.

После того как я упаковал драгоценную свою находку в бумагу и спрятал в лесу от посторонних глаз попытался ещё раз покопать в том месте, но безрезультатно геологи и хитники выбрали всё. Но как эти просмотрели с их-то опытом для меня непонятно может быть удача прошли мимо них и повезло мне случайно уткнувшегося в именно в это место. Как говорят дуракам везёт, а я как раз поехал на дурака авось что-то найду и нашёл! Так же на дурака мой товарищ по двору Коля Капленко нашёл небольшую друзу с мелкими гранатами с природной полировкой граней как после ювелирной огранки на горе Пуп в районе станции Перегон. Вот это была удача так удача!

Между пионерским лагерем и Мурзинкой я обнаружил, что несколько дольменов, которые когда-то здесь находились, удивительным образом пропали. У меня было такое впечатление, что их кто-то специально оттуда убрал. Вскоре мои подозрения подтвердились, один знакомый краевед попросил, меня помочь ему побороться против одного жулика. Оказалось, тот гражданин собирал, по лесам дольмены и торговал ими. Зачем спросите вы? А чтобы устанавливать на своих огромных коттеджных участках эти древние сакральные камни для престижа. Показать, что они дышат в одном направлении с астрологами, экстрасенсами, всякими хранителями тайных каналов, что всё делают по Фен-Шую и живут по исчислению и даже сидя на очке, не меняют свою ауру.

Озеро со всех сторон окружено среднегорьем. Самые живописные и высокие из гор возвышаются на западном и северном берегах. На озере много заливов, мысов, островов, есть скалистые выходы. В целом береговая линия достаточно изрезана. Длина озера около 8 км, ширина его около 4 км. Площадь зеркала воды - 25 кв. км.
С аметистами у меня случилась ещё одна история.
Как-то гуляя в окрестностях горы Толстик с собакой и моим приятелем Владом хитником, я предположил, что если геологи нашли гнездо аметистов возле Мурзинки, то отчего бы их не поискать между ручкой Чёрной и Шитовским Истоком.
- А может там аметистовая жила надо посмотреть, - сказал я ему.
И тогда мы пошли посмотреть на то место где, по моему мнению, может находиться аметистовая жила.

Обойдя все лесные закоулки, мы присели отдохнуть возле длинной плиты облепленной мхом и стали есть пирожки с чаем. Конжак мой кобель стал копать землю больше от хулиганства, чем от желания поймать мышь и съесть её. Он мышей не ел, я отбил у него эту охоту, и он знал, что ему попадёт по ушам за это.
Однако он или делал вид, что они его не интересуют или решил поточить когти. Начав копать дерн, кобель тут же отпрянул в сторону.

Повизгивая, он, подняв лапу, виновато посмотрел на меня.
- Смотри Серж, он порезался, - сказал Влад, показывая на собаку.
- Ну, что, доигрался? — спросил я у собаки.
Конжак лег и стал зализывать порез.
Ранка была не серьёзной почти царапина, но видимо болезненная, потому что было видно, что пёс морщится от боли. Я поковырялся в том месте и обнаружил кусочек прозрачного камня с острой гранью как бритва. Поскольку я в камнях не шибко разбирался, то я отдал его Владу, который тут же сказал что это осколок хрусталя.
- Откуда он тут взялся, может, обронил кто? - спросил я.
- Он идти сможет, - сказал Влад, показывая на Конжака.
- Тут полежит, я кепку оставлю, покараулит.
- Ну, тогда пошли, посмотрим, может, кто дудку копает, - сказал Влад.

Я оставил Конжаку кепку и наказал ему глядеть за ней в оба и мы с Владом отправились посмотреть возможные закопушки хитников.
В арсенале Влада был металлический щуп, которым он попробовал пробить землю до коренной породы. Он тыкал им в разных местах, пояснив мне о его полезности.
- Погружая щуп до упора, определяешь мощность рыхлых отложений. Когда он стучит о камень можно опытным путём, по стуку, определить, почему стучишь по кварцу или по камню.
- И что потом?
- Смотришь через лупу, что прилипло к острому концу щупа. Собираешь образцы в мешочек и дома изучаешь, ты полиэтиленовые кульки взять не забыл, - сказал Влад.
- Скажешь тоже, как велел, так и сделал, и молоток купил геологический на рынке у мужика, он там всяким железом торгует.

Я показал Владу свой молоток, тот осмотрел, его и одобрительно кивнул.
- Хороший геологический молоток и ручка металлическая, не тяжёлый.
Этой похвалой я остался доволен, так как думал, что сделанный выбор в пользу этого молотка был неправильный, но я всё же его купил, потому что он больше всего подходил к тем молоткам, о которых мне говорил Влад.
Просто меня смущала металлическая ручка с деревянными накладками с боков, чтобы рука не ощущала холода от железа.
- Хороший молоток, - снова подтвердил свои слова Влад с некоторой завистью.
- Хочешь я сгоняю на рынок и спрошу у того мужика ещё об одном таком же молотке? - спросил я у Влада.
- Ну, не лень так сгоняй, а не найдётся так и не беда, мне мой и так сгодиться, - ответил Влад.

И я в душе поклялся себе, что обязательно найду другу такой же
молоток. Мы обошли небольшой участок, но никаких закопушек не обнаружили, но зато нашли несколько синеватых обломков от кристаллов, по всей вероятности это были осколки от аметистов.
- Похоже, жила идёт поверху и народ, не зная, об этом ходит, но ней и ломает головки кристаллов, - предположил Влад.
Мы определили участок для раскопок и начали работать. Конжак сам себе нашёл пост наблюдения и стал смотреть за шухером.
- Какой умный у тебя пёс всё отлично понял! - сказал Влад.
Кожак услышав, что говорят о нём, вильнул хвостом.

Едва мы сняли приличной толщины слой дёрна и осторожно выбрали сантиметров десять перепрелой земли, как перед нами засверкали головки синеватых аметистов.
Осмотревшись, мы закопали и накрыли ковром дёрна.
- На этот раз надо сюда приехать с машиной и грузить все, что найдем, чтобы нас опять не нагрели как в прошлый раз с халцедоновой плитой, - сказал Влад.
Я осмотрел пораненную лапу у Конжака, который уже наступал на неё и мог идти.
Мы уехали в город на Тагильской электричке, потом вернулись на УАЗе Влада и прилично выбрали с небольшого участка открытого месторождения самые красивые друзы с кристаллами камней.

Забили машину под завязку слоевищами из одеял, курток, и прочего тряпья, чтобы при тряске не повредить головки камней. Наш улов оказался богатым, и мы потом ещё несколько раз ездили на то место, пополняя свои коллекции интересными камнями.
Какую-то часть камней мы честно поделили и продали, что-то оставили у себя на память, да и на чёрный день. Деньги-то уплывают, а камни лежат и дожидаются своей участи. Потом мы часто приходили на то место и понемногу выбирали остатки аметистов, но уже с менее бледным окрасом, которые можно было продать новичкам, которые и этим камням были рады.


Рецензии