Веломаршрут Испания на Русском острове

Остров Русский под Владивостоком знаменит своими достопримечательностями. Особенно привлекают удаленные части острова, которые удобно изучать на велосипеде. Одно из таких мест — юго-запад Русского острова, полуостров Кондратенко, где можно посетить труднодоступные форты Владивостокской крепости, увидеть места обитания древних людей и даже резиденцию губернатора края.
 
Еще с царских времен эти места назывались Испания. Почему? Полуостров Кондратенко — самая удаленная часть острова Русского. До начала ХХ века его называли Испания, потому что по своим очертаниям он напоминает Пиренейский полуостров. И еще, вероятно, потому, что Испания — западный предел Евразии, так же как и полуостров Кондратенко с бухтой Боярина — крайняя западная часть острова. Добраться туда можно по дороге, которая ведет от конца асфальтовой трассы вглубь острова.

Итак, начинаем движение «до Испании». Маршрут от ДВФУ вполне известен и удобен. Интересное начинается после асфальта. Дорога грунтовая, долгая, трудная, на ней много подъемов, которые нужно преодолевать не спеша, на минимальной скорости. Проезжаем много интересных ориентиров: заворот на Ворошиловскую батарею, поворот в бухту Холуай — известное место подготовки морского спецназа. Дальше — фермерское хозяйство, рядом с которым памятник Сергею Лазо, и немного далее форт № 10, который мы проедем и посетим его на обратном пути. Еще дальше — заворот на остров Шкота, но мы движемся мимо, углубляемся в дебри острова. И вот — нужный поворот и первая остановка, не доезжая полуострова — форт № 9. Он хорошо сохранился, и как оборонительное сооружение имеет выразительные очертания. Строился в 1910-х годах и носит имя князя Рюрика. Брустверы, кофры, капониры — настоящая крепость! Пожалуй, это один из лучших фортов Владивостока. В нем — затягивающие в себя длинные галереи и жуткие лестничные спуски вниз, которые неизвестно где и как заканчиваются…

Но не только архитектура форта привлекает внимание. Крепость занимает выгоднейшую географическую позицию. С одной стороны — обзор залива Петра Великого и полуострова Испания, с другой — лесные пади и сопки внутренней части острова — как будто континент джунглей в глубине Приморского края. Где-то там находится реликтовая диморфантовая роща, оставшаяся с тех веков, когда Русский был всего лишь удаленнейшим краем Тартарии, и назывался по-маньчжурски Иоханга-тун. И можно представить, как в тех местах в начале ХХ века бродил Владимир Арсеньев — один из исследователей острова.

Осматривая дали с брустверов форта, начинаешь лучше понимать, что такое Владивостокская крепость и сам Владивосток. Они основаны, чтобы установить власть над пространством. Вернее — над евразийскими пространствами. Здесь наглядно можно ощутить мощь Российской империи, которая однажды дошла до края земли и построила величайшую оборонительную систему. Это можно увидеть и почувствовать только с таких мест, дающих эпический панорамный обзор.

Уточню, что в 1909 году полуостров Испания был официально назван фамилией генерал-лейтенанта Романа Кондратенко — начальника сухопутной обороны Порт-Артура, погибшего при осаде крепости. Роман Исидорович Кондратенко (1857-1904) — один из самых известных героев русско-японской войны. Во время осады Порт-Артура он сумел усовершенствовать обороноспособность крепости. За мужество и героизм награжден высшими офицерскими наградами — орденами Георгия 4-й и 3-й степени. Под руководством Кондратенко были успешно отбиты четыре штурма противника, но в декабре 1904 года он погиб во время артобстрела. После сдачи Порт-Артура его тело было перевезено в Петербург и похоронено в Александро-Невской лавре.

Мы вспомнили героическое прошлое империи, и теперь — время самим совершать подвиги. Продолжаем наш путь, и наконец, въезжаем на перешеек и полуостров Кондратенко. Здесь заканчивается более-менее удобная грунтовка, и начинается трясучая каменистая дорога. Преодолев ее, мы выходим к уютной тихой бухте Боярин. Дорога направо — к губернаторской резиденции, построенной в 2012 году к саммиту АТЭС. Дорога налево — наша, потому что ведет на «коврижку», которая закрывает бухту. Это крайняя западная точка Русского — мыс Рогозина, и, наверное, конечная точка острова вообще. Здесь установлен маяк. Подъехав туда, мы видим напротив остров Попова, и уж если мы добрались до кончика «Испании», то перед нами не что иное, как наш местный Гибралтар — пролив Старка. А поднявшись на возвышающуюся над морем скалу, мы должны чувствовать себя Ганнибалами — героями, победившими пространства! И нам в награду — наша Коста-Брава — прекрасная уютная бухта Боярин — крайняя точка маршрута.

Бухта Боярин примечательна еще и тем, что это первое достоверно зафиксированное место появления человека на территории Русского острова и островов залива Петра Великого. Здесь археологи исследовали стоянку людей эпохи Каменного века, живших 5-6 тысяч лет назад. Они занимались здесь морским промыслом и охотой. Можно сказать, что эта крайняя точка и в историческом смысле — отсюда начинались история древнейшего Владивостока.

Это место действительно благодатное, удобное для жизни древнего племени: есть закрытая бухта, речка, возвышенность, лес — первобытный рай эпохи неолита. Эти люди давно исчезли, оставив археологам обломки керамики, каменных изделий и кухонные останки. Но их как будто можно увидеть в современных пляжниках, которые со своими племенами-семьями приехали сюда отдыхать, расставили палатки, жарят шашлыки и купаются. И мы должны присоединиться к ним, и немного почувствовать себя дикарями. Ведь местная бухта прекрасна — неглубокая, чистая, с удобным дном. Здесь нужно покупаться и устроить пикник на траве, чтобы набраться сил для нелегкой дороги назад.

А обратная дорога действительно непростая. Это упорный подъем. Иногда нужно сходить, и вести велик в горку руками. Но, наконец, мы выходим на ровное место, и на середине пути доезжаем до форта № 10. Этот форт назван именем князя Олега. Строился в 1910-х годах. Основные объекты — бруствер, казарма, кофр и горжевой капонир. Он защищает подходы со стороны о. Шкота и долины р. Воеводиха, с его бруствера можно наблюдать панораму Японского моря. В 1930-х годах форт служил командным пунктом артиллерийской батареи 982, построенной тогда же недалеко от форта. На батарее сохранились четыре 180-миллиметровых орудия. Эта батарея является военно-историческим памятником советской эпохи.
Обратная дорога — награда за потраченные труды. Это полет с горочки. В голове — калейдоскоп впечатлений и эмоций. Главное — контролировать скорость. Осталось только преодолеть последний сложный и пыльный подъем перед Ворошиловской батареей, и снова — с горочки! И уже можно отдохнуть на асфальтированной трассе, на верном пути домой.

Есть такой активный, спортивный, познавательный туристический маршрут через весь Русский остров. Назовем его «Испания» — потому что он далекий, романтичный и даже немного экстремальный. Несомненно, проведенный так день запомниться на всю жизнь. Нужно только выбрать погоду и попутчиков. Но это не легкий прогулочный маршрут. Его протяженность в одну сторону — около 32 км, по времени — около 2,5 часов на велосипеде. Общая длина — около 64 км, а в целом поездка занимает 7-8 часов, если долго не задерживаться на фортах или на море.

Если вы решили совершить это путешествие, нужно взять с собой: велосипедные перчатки, ключи и насос, запасную шину, аптечку, питьевую воду и обед, купальные принадлежности и хороших попутчиков. В бодрый путь!

Июль 2015 г.


Рецензии