Фуллы в Крыму

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
Фуллы
     Также Фул, Фулла, Солхат у монгол. Старый Крым.
     Фуллы были центром Фулльской епархии Константинопольского патриархата. Фуллы вместе с её Епархией размещали в разных местах. Была она в Мангупе, в Бакла, в Инкермане, в Никита, в Кастрополе, в Старом Крыму, в Симферополе.
     А начало стояния Епархии идёт от холма Фуил, именование которого осталось ещё от киммерийцев.
     Летописи и археологические исследования не дают определённых сведений о том, где мог располагаться город Фуллы.
     Располагают Фуллы на холме Тепсень у Коктебеля. Здесь археологам удалось раскопать фундамент трёхнефовой базилики византийского типа, которая была самой большой в Крыму.
     Местные исследователи полагают, что Фуллы стояли недалеко от Феодосии, в Старом Крыму.
     Размещают Фуллы в пещерных городах Чуфут-Кале и Кыз-Кермен, которые ранее называлась столицами княжества Феодоро.
     Бертье-Делагард и Якобсон полагали, что Фуллы находятся в Чуфут-кале, что близ Бахчисарая.
     Кулаковский размещал Фуллы на месте Солхата, армянское название которого было Казарат.
     Кропоткин искал Фуллы на древнем городище позднего средневековья у села Планерское.
     Согласно Константинопольской глоссе, которую в 19-м веке опубликовал Де Боор, Хоцирская епархия, окормлявшая христианских хазар в Крыму, находилась близ Фулл и Харасиу, там, где протекала некая Чёрная вода. По всей видимости, имеется в виду речка Карасиу.
     Есть предположение, что Фуллы были связаны с Русско-фулей или Руско-филь-кале, древние останки которого остались недалеко от посёлка Береговое в районе Ялты.
     В Крыму есть холм Фуил, что расположен между Ай-Тодором и Алупкой на горе Тепе-Кермен. Сейчас там стоит посёлок Балки, ранее это был крупный город. Здесь был город Фул, в единственном числе. Это была греческая колония, возникшая здесь в 5-м веке до Рождества Христова. Со 2-го века Нашей Эры колонию стал заселять христианский элемент. Начиная с 11-го века стала усиливаться мусульманская община, в результате чего город был разделён на 2 части: христианскую и мусульманскую, отчего стали город называть Фуллами, во множественном числе. Здесь также располагалось Епископство хотзиров Готской Епархии.
     В 4-м веке по Рождеству Христову, согласно восточно-христианским источникам, в Фуллах возникает Фулльская Епархия. Христианские учёные ссылаются на некие источники, в которых рассказывается о Епископстве охоциров у Фулов в составе Готской епархии.
     Это была первая Епархия в Крыму. После Фулльской в Крыму возникло ещё 4 Епархии.
     Согласно летописным данным, Фулльская епархия соседствовала с Готфийской Епархией на западе, а на востоке граничила с Сурожской в Сугдее. На степные районы власть Фулльской Епархии не распространялась, она ограничивалась окормлением только оседлого городского.
     С самого своего начала Фулльская Епархия отмечена непостоянностью своей географии, границами, названиями. Город Фуллы путешествовал вослед за Фулльской Епархией, где была Епархия, там были и Фуллы. Отсюда и её множественное имя в именовании, а также географическая разбросанность места расположения.
     Город Фуллы начинают упоминать с середины 6-го века по Рождеству Христову. О нём писал Менандр Протектор, когда в 576-м году в Крым, где в то время властвовал Тюркский Каганат, на переговоры была отправлена посольская делегация из Византии, которая останавливалась в городе Фул, тогда ещё в единственном числе.
     С 7-го века по Рождеству Христову Фулльскую Епархию возводят в степень Архиепископии. Но в официальных сборниках Константинополя Фулльская церковная организация продолжает именоваться как Фулльская Епархия.
     С конца 8-го века город Фуллы являлся административным центром хазар в Крыму, здесь к тому времени было уже много христиан, да и хазарское руководство в Крыму не возражало против создания при себе особой Хоцирской (Хазарской) епархии, ориентированной на прибывающих сюда в большом количестве хазар.
     Еврейско-иудейская историография отмечает, что караимская община, одна из иудейских сект хазарского происхождения, поселилась в Крыму в середине 8-го века. Фуллы стали одним из городов, где караимы быстро освоились. Поскольку караимы жили общинами, то они быстро капитализировали торговые операции в местах своего пребывания.
     В 784-м году в Фуллах находился Иоанн Готский, святой, участник восстания против хазар. Его приютила в городе Фулльская Епархия.
     В 785-м году Иоанн, по повелению, ниспосланному ему свыше, начинает лечить послушников, предавшихся христианству.
     В 786-м году ему удаётся вылечить от страшных язв маленькое дитя местного хакана, правителя Тюркского Кагана при Фулльской Епархии. За это деяние Каган разрешает Иоанну Готскому переправиться в Амастриду к престарелому Святителю Георгию, дышавшему на ладан. Там Иоанн возглавляет местную Епархию и умирает в 788-м году, на 40 дней пережив Кагана
     В 9-м веке территория Фулльской Епархии становится столь необширной и безданной, что она была присоединена к Сурожской Епархии в Сугдее.
     В конце 9-го веке в Фулльскую Епископию прибывает Кирилл, тогда ещё Константин, когда он возвращался в Корсунь после Хазарского диспута о вере. Надо полагать, что ко времени появления здесь Константина в Фуллах опять господствовало язычество с его поклонением старому дубу. Христианская община, лишённая своей организации, постепенно вернулись к религии своих предков. К тому же сюда, в Фуллы, прибывало много людей, избегавших притеснений хазар, среди которых выделялись чёрные болгары.
     Существовавшие тогда почти во всех городах иудейские общины, были замкнуты, и их религия не распространялась на всё население городов.
     Прибыв в Фуллы Константин научил некий фулльский народ поклоняться Евангелию заместо дуба, которое фулльские язычники именовали Александр. Дуб был необычный, он сросся с черешней, на Руси дубы обычно срастаются с берёзами. После проповеди Кирилла мужчины срубили своего идола, предали его печали, и покаялись во грехах на Евангелии.
     Под фулльским народом некоторые учёные понимают чёрных болгар, будущих основоположников казачества.
     К концу 9-го века городское население Крыма было почти полностью христианизировано, и только народы, уходящие от хазар, могли быть языческими. Наиболее известными среди них в Крыму того времени были Чёрные Болгары. Говорили они на неизвестном Кириллу языке, хотя был он известным полиглотом и хазарский язык знал. Болгары же говорили на своём, угорском языке.
     В житии Константина Философа есть сведения о том, что культ дерева был и у гуннов Северного Дагестана, где Константин также совершал подвиги, обращая язычников в христианство.
     Есть в одной исторической легенде указание на почитание деревьев в Фуллах, а Константин Багрянородный отмечал почитание дереву у племён, живших в устье Днепра, откуда этот культ славяне днепровские перенесли в Фуллы.
     Надо полагать, что проповеди Константина и обращение фулльского народа в христианство, выразилось в восстановлении здесь церковной организации, которую решили назвать не Хоцирской (Хазарской), а Фулльской, поскольку новая архиепископия была направлена на удовлетворение нужд местных граждан, а не только хазар. К тому же, прибывавшие сюда хазары, за сто лет существования Хоцирской епархии, перестали ощущать себя хазарами, они называли себя фулльским народом.
     В начале 10-го века Фулльская Епархия в списке епархий византийской церкви стоит на 36-м месте по значимости. Через 20 лет в следующем списке она состоит уже на 48-м месте по значимости для Константинополя.
     В 11-м веке Фулльская Епархия полностью перебирается в Сугдею. Летописцы начинают располагать Фуллы уже в районе Сугдеи, где появляется Фулльская крепость.
     В 13-м веке Фулльская епархия объединяется с Сугдейской и составляет Сугдо-Фулльскую митрополию. Это может означать, что обе эти епархии находились рядом. В таком случае город Фуллы 13-го века должен был находиться восточнее Готин, поблизости от Сугдеи-Судака.
     В конце 15-го века Крымская Готия была подчинена Османской Турции. Фуллы, последовавшие ещё в 11-м веке следом за своей Епархией в Сугдею Сурожскую, к тому времени уже полностью растворились вместе со своим фулльским народом в сурожском населении, основой которого к тому времени был северские славяне, выходцы черниговские.
     Османские писатели того времени мимоходом отметили некую Фулльскую крепость в Суроже, где они никого не нашли, и, которую, за ненадобностью, разобрали, а камни раздали местному населению.
     К концу 15-го века от Фулл осталось только историческое название.
     К началу 16-го века приходы древней Фулльской епархии, после ликвидации Сугдейской, были переподчинены Кафской. Новая Епархия получила название Кафско-Фулльской митрополии.
     В начале 17-го века Кафско-Фулльская митрополия снова становится Епархией.
     В 1678-м году Кафско-Фулльская Епархия соединяется с Готской. После чего Фулльская Епархия ни в каких церковных списках действующих Епархий больше не упоминается.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии