Пером и кистью, или Паустовский о Левитане

Знакомый мир возникал на холстах, но было в нем что-то свое, не передаваемое скупыми человеческими словами. Картины Левитана вызывали такую же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве.

Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах <…>

Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Он никак не мог заставить их улыбаться.

***

"… Этой же осенью Левитан написал "Осенний день в Сокольниках". Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.

По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном <…> Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.

"Осенний день в Сокольниках" - единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то его написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на его полотнах. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие <…>

Саврасов мельком взглянул на картину и написал мелом на изнанке: «Большая серебряная медаль».

Преподаватели училища побаивались Саврасова. Вечно пьяный, задиристый, он вел себя с учениками, как с равными, а напившись, ниспровергал все, кричал о бесталанности большинства признанных художников и требовал на холстах воздуха, простора.

Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили на его любимого ученика - Левитана. Кроме того, талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа, - это было делом коренных русских художников. Картина была признана недостойной медали. Левитан не получил звания художника, ему дали диплом учителя чистописания.

С этим жалким дипломом вышел в жизнь один из тончайших художников своего времени, будущий друг Чехова, первый и еще робкий певец русской природы".

***

 Исаак Левитан и Константин Паустовский – два имени, которые можно поставить рядом. Оба были мастерами лирического пейзажа, оба воспевали природу. Интерес Паустовского к творчеству Левитана – явление вполне закономерное. Один мастер писал о другом:

«Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему полюбить краски и свет. Живопись важна еще и тем, что художник замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть и удивляться, что не замечали этого раньше».

Перечитывая маленькую повесть К. Паустовского и разглядывая картину И. Левитана, невольно обращаешь внимание на неизменное присутствие прекрасного в обыденном.

***

Осенний день. Сокольники. 1879.

 


Рецензии
his story Isaac Levitan, author Konstantin Paustovsky says that Levitan’s teachers were annoyed by the Jewish boy’s talent for depicting the Russian countryside. “In their opinion, a Jew should not have come anywhere near Russian landscape. It was the job of indigeous Russian artists.” In any case, Russian landscape wasn’t a particularly popular genre - cityscapes, palaces and subjects in historical and biblical settings were what most artists were occupied with

Зус Вайман   30.08.2022 22:16     Заявить о нарушении