Мир, в котором мы живём

Свою статью «МЫ или Я вечный спор Бытия», посвящённую знаменитой антиутопии Евгения Замятина, я завершил такими словами:
«После создания «Мы» прошло почти сто лет, но власти с ещё большим упорством продолжают вмешиваться в жизнь своих граждан. Расширяя глобализацию и используя достижения технического прогресса, пытаются поставить под свой контроль всё и вся. Может быть, поэтому антиутопии до сих пор так актуальны и востребованы».
Статья вышла два года назад и, к сожалению, моё утверждение подтвердилось – ничего в лучшую сторону не изменилось. Наоборот, давление на имеющих своё собственное мнение людей, усилилось. Власти всех стран, используя любой подходящий повод, как тут не вспомнить приснопамятную ковидную пандемию, закручивают гайки.
Кланы, контролирующие основные финансовые потоки мира, системно внедряют в жизнь планы, ведущие к укреплению своего влияния над остальными людьми, не входящих в их круг и представляющие интерес лишь как исполнители намеченных замыслов.  Политические элиты, решая свои узкопартийные интересы, словно не замечают нарастающего напряжения в обществе. В итоге возникают непредвиденные обстоятельства, грозящие серьёзными катаклизмами в меняющемся миропорядке. Наглядный пример – волнения и бесчинства, появившиеся в США и в некоторых европейских странах после убийства афроамериканца Джорджа Флойда выливаются в неуправляемую вакханалию. В итоге коренное белое население этих стран оказалось в роли провинившихся.
Я убежден, что есть понятия, к которым всегда необходимо подходить с особой тщательностью и осторожностью, а лучше вообще не трогать. Это религия, национальность и расовое различие. Нельзя потакать любым решениям и действиям, грубо и бестолково затрагивающим эти фундаментальные основы человеческого бытия. Искусственно созданное чрезмерное морализаторство или чрезмерная толерантность могут привести к необратимым пагубным последствиям. А тем временем мир целенаправленно превращают в чёрно-белую картину, где оттенки и полутона жёстко удаляются. Иметь собственную точку зрения и своё видение мира опасно теперь даже для творческих людей. СМИ и Интернет всё больше и больше используют, как машину подавления не только общественного мнения, но и отдельных личностей. Уничижительные комментарии анонимных, или заведомо подготовленных «экспертов» обрушиваются на идущих своим путём людей, превращаясь в откровенную травлю. Разогретое пропагандой большинство, ощущает свою силу от вседозволенности. Власть хорошо понимает, что однородной аудиторией всегда легче управлять. Но она одновременно боится, что эта аудитория может развернуться в другую сторону и поэтому готова на любые провокации, чтобы сохранить себя и своё могущество.
Тем не менее, хочется верить в лучшее и надеяться, что мрачные антиутопии как литературный жанр когда-то исчезнут, но это произойдет лишь тогда, когда человечество, осознав пагубность тоталитарных режимов, захочет превратить утопию в реальность.


Рецензии