История с фотографией

                Письмо седьмое. Анапа.

      И вот перед нами благословенный город-курорт Анапа! Понятно, что ликованию в наших сердцах не было предела! Мы все-таки сумели преодолеть этот путь, да еще таким нетрадиционным способом. У нас были деньги и очень немалые по тем временам. Ну а самое главное впереди были две недели полной свободы! И в дополнение к ней море, солнце, походы, молодые красивые девушки, винные погреба, ночные купания голяком, песни под гитару у костра!!! Короче та жизнь, о которой мы столько мечтали, которую так ждали — и вот она наконец осуществилась! В те годы ожидание праздника и сам праздник были равными по значению величинами. А порой праздник был даже лучше.
Сойдя в автобуса, мы сразу же направились на нашу турбазу «Высокий берег». Это была типичная советская турбаза. Не очень большой двухэтажный корпус, столовая и небольшие домики. Все достаточно убого и примитивно. Если судить по современным меркам. А тогда для нас это было лучшее место, центр вселенной! Публика, отдыхающая там по путевкам, была самой разнообразной. Сами по себе мы представляли сугубо мужской коллектив. Поэтому вполне понятно, что все наши взоры и помыслы были направлены на прекрасную половину отдыхающих. К тому же, как известно, курорт Анапа это детский курорт. А посему там всегда было очень много молодых мам......Но обо всем по порядку.
На турбазе нас ждало первое разочарование. Наши инструктора, которые водили нашу группу в поход, два неразлучных друга, за прошедший период времени успели разругаться вдрызг. Мы все-таки решили попробовать их помирить, накупили вина, достали гитару и позвали их обоих. Вроде все по-началу шло неплохо. Но когда вино стало действовать, все ихние взаимные претензии и обиды вспыхнули с новой силой. И наши посиделки с целью «принуждения обеих сторон к миру», потерпели фиаско. Единственное, что нам сказал один из них, что бы мы не переживали. На водопаде сейчас постоянно проживает один тоже местный товарищ. И нам с ним скучно не будет. Они описали его нам. Судя по этому описанию мы должны были его сразу узнать, подойти и сказать кто мы и от кого. Ну а пока нас познакомили с работающими инструкторами, один из которых как раз и набирал группу в поход. Мы решили эти два-три дня провести на турбазе. Основная цель, ради которой мы решили задержаться — надо было помочь инструктору набрать хорошую группу. Под этим подразумевалось, что в группе должно быть как можно больше молодых девушек. Ну и парней тоже (не нам же одним таскать вино!), хотя и в меньшем количестве.
Первый день, начавшийся не особенно удачно, подходил к концу. Надо было найти какой-нибудь ночлег. По поводу приема пищи мы особо не парились. Так как будучи еще такими же официальными туристами пару месяцев назад, мы с Василием вступили в преступную (и не только) связь с поварешками, официантками и прочим обслуживающим персоналом не только столовой, но и всей турбазы. Преступность этих связей была в том, что мы незаконно бесплатно пользовались всем инвентарем, помещениями и услугами турбазы, которыми пользоваться были не должны. Возможность возникновения этой преступной связи была напрямую связана с другими связями, возникающими иногда между нами и работницами общепита. Ну и вообще, мы были как бы нештатными работниками турбазы. Помогали собирать группу в поход, проводили даже инструктажи. Объясняли людям, что в отсутствии газеты не всеми растениями, похожими на лопухи, можно пользоваться в определенных случаях. Ну а так как при всем при этом мы были щедрыми и угощали вином всех и вся — авторитет наш на турбазе был высок!
Недалеко, за территорией турбазы, располагался автобусный парк. И за забором стоял разбитый списанный автобус производства Львовского автозавода -ЛАЗ. У него не было колес, не было половины окон. Но зато внутри мы нашли несколько сидений и спинок от сидений. Так что вопрос с ночлегом решился быстро и просто. Положив все найденные сидения на пол — мы получили четыре полноценных ложа для нашего сна. Правда, не было простыней, подушек и одеял. Но летом, да на юге — зачем все это нужно? Главное, была крыша над головой.
Но до сна было еще далеко. Еще предстояло одно мероприятие вечером. И от результатов того, как мы его проведем, зависело очень многое. Возможно, при хорошем раскладе, кто из нас мог бы рассчитывать на ночлег в уютном домике, на чистой постели, да к тому же не в одиночестве. Короче мы пошли на танцы. Купили вина, рыбки и расположились очень удобно в будке, из которой крутили музыку. «Диджей», выражаясь современным сленгом, был наш человек. Заводил музыку исключительно следуя нашим указаниям. Когда быструю, когда нам было надо медленную. Часто (а порой особенно часто) практиковался «белый танец». Ну и постоянно звучал его не совсем трезвый голос из «матюгальника», объявляя, что этот танец звучит для Марины из Ленинграда или для кого-нибудь еще из откуда-то еще. Все способы обольщения были нами задействованы. Иногда это давало положительные результаты. Вечер прошел замечательно! Было много новых знакомств. Каждое новое знакомство сопровождалось приглашением в будку радиста, на которой висела табличка «Посторонним вход КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещен». Свободное проникновение в нее, да еще с очередной гостьей, как-то выделяло нас из всей толпы. Мы вроде как были «крутыми». Ну а так как этих заходов в будку было очень много, к концу вечера нам уже никто был не нужен. Хотелось пойти на море, искупаться , увидеть, как оно фосфорицирует, посмотреть на лунную дорожку, на звезды. Что мы и сделали по окончании этого культмассового мероприятия. Встреча с морем — это всегда вызывает особые чувства! Не мне их описывать. Думаю, кто хоть раз бывал там и приезжал опять — знает и понимает, о чем я говорю...
Ну а после всего этого мы отправились ночевать в наш новый «номер». Ночью мы спали замечательно. Нам очень все понравилось. Баллончик с вином тут же, под рукой. В туалет не надо далеко бегать. Можно прям из автобуса, в раскрытое окно. Свежий воздух опять же.
Утром пошли на турбазу. Нас хорошо покормили в столовой. Дальше приступили опять к отбору группы. Кстати, молодых пришлосномеруь уговаривать, расписывая им неземные красоты побережья, ущелий, гор, водопада и вообще всех прелестей походной жизни. А вот пожилые тетеньки подходили сами и просили их записать тоже. Тут мы нашему красноречию включали «реверс». И начинали рассказывать им о всех тяготах, лишениях и трудностях походной жизни. Пудовалый рюкзак тащить на себе по горам, по камням. А не дай Бог дождь, шторм. Палатки текут. В туалет ходить высоко в норы, под углом 45 градусов. Велик шанс упасть. Только дураки ходят в эти походы. Иногда наше красноречие не срабатывало. Бабульки нам объясняли, что они лазали в свое время по горам Кавказа, по маршрутам сложных категорий. А это для них просто прогулка на свежем воздухе. Приходилось записывать. К их чести не могу не сказать, что эти бабульки очень часто оказывались именно тем цементирующим веществом, вокруг которых и крутились все остальные. Они не прочь были и винца хлебнуть, и поплясать, и попеть, и у костра до утра посидеть. В отличии от многих молодых.
В общем так или иначе группа была набрана, сухпай выдан, инструктаж проведен. Завтра выход рано утром. Вечернее мероприятие как обычно прошло на уровне. Но спать мы опять отправились в свой «люкс». Рано утром нас разбудили какие-то голоса и шаги по нашему «номеру». Продрав глаза, я увидел людей в милицейской форме. Обследовав все пространство нашей ночлежки и не найдя ничего подозрительного (а там ничего и не было), нас разбудили вежливо, пожелав доброго утра и предложили все-таки прокатиться немного с ними по рассветной Анапе. От такого предложения глупо было отказываться. Нас погрузили в воронок и привезли в райотдел. Дежурный с любопытством поглядел на нас и спросил, откуда мы такие взялись и что мы там делаем? Пришлось вспомнить уже немного подзабытую нашу песенку про студентов-практикантов. Мол вот приехали поздно вечером, не успели никуда устроиться, ну и вынуждены были заночевать таким образом. А так мы хорошие, добропорядочные студенты, не имеющие никакого отношения к криминальным структурам. На что он сказал нам запомнившуюся фразу : «Вы не похожи на студентов. Вы похожи на скирдоманов». Слово «скирдоман» нами было услышано впервые в жизни и очень понравилось, так как реально отражало не только «своеобразие текущего момента», но и в общем-то образ жизни того времени. Еще он нам начал «шить», что мы не первый день там ночуем, мол нас видели и накануне ночью, а может и еще раньше. Мы поклялись, что тогда это были не мы, и что больше никогда не будем....В общем после настоятельных рекомендаций о необходимости снять жилье немедленно, иначе будем привлечены и т. д. мы были отпущены на свободу с чистой совестью.
Было еще раннее утро. Ночных и круглосуточных развлекательных заведений тогда еще не было. Райотдел милиции располагался на окраине города. За ним начинались виноградники. (Кстати сейчас это центр города, а виноградников там теперь вообще нет и близко). Мы пошли нарвали себе винограда. Он был еще не вызревшим и кислым. Тем не менее порцию витаминов мы в себя забросили и побрели на турбазу.
Группа туристов была уже собрана. На каждом из них висел увесистый рюкзак. У нас не было вообще ничего ни в руках, ни, тем более, за спиной. Это выглядело как-то неприлично, вызывало много глупых вопросов. В ответ на них мы сказали, что наши палатки и вещи давно уже там, а это мы просто хотим помочь и ничего более. Взяв себе по пустому рюкзаку (а вообще то как не туристам с этой турбазы нам не имели права давать ничего), мы перегрузили часть вещей из других рюкзаков, стараясь, что бы этими вещами были по большей степени продукты питания, консервы. Т.е. вещи, наиболее трудно поддающиеся строгому учету. При этом, в определенных обстоятельствах, могущих принести большую пользу для нас.
Почему нас никто не разоблачил? Кто мы? Откуда? Почему на турбазе ведем себя как хозяева? Тут наверное просто стечение многих обстоятельств и совпадение интересов. Во-первых мы пили со всеми (точнее угощали всех), разве что кроме директора турбазы. И нас знали все. Инструкторы тоже были разные. Попадались ребята, которые действительно пытались что-то организовать, собрать хорошую группу, что бы поход получился веселым и запоминающимся. Но в основном это были местные ребята, которые получали за это пусть и небольшую, но все-таки зарплату. Они не числились тунеядцами (а за это была статья в то время). Кроме этого они в походе пили и ели на халяву. И имели возможность всяческого общения с прекрасным полом. Что еще надо молодому жителю приморского городка? Какой бы поход не был простой, не категорийный, тем не менее там было море и горы. Море иногда штормило, а с горы можно было упасть. А можно было съесть какую-нибудь ягоду со всеми вытекающими в самом прямом смысле из этого последствиями. Кроме того, нужно было собирать и рубить дрова, жечь костер, готовить на нем пищу для всей группы, мыть закопченную посуду. И все это надо было организовывать. Потому как туристы тоже попадались разные. Одни говорили, что , мол, мы заплатили деньги, и ничего готовить не будем. Кто-то не умеет, кто-то не хочет. Поэтому какая-никакая, но ответственность на инструкторе была. А с появлением нас все эти вопросы для них просто отпадали. Поэтому мы нужны были друг другу. Туристы вообще не знали, кто мы. То ли работаем тут, то ли блатные какие-то. Главное было расположить к себе всех участников похода и тогда никаких вопросов ни у кого не возникало. Это у нас получалось неплохо. Кроме того мы всегда готовы были обеспечивать дровами (благо в то время там было очень мало «дикарей» и дрова кучами валялись по всему побережью). Мы готовы были разжигать костры и принимать самое активное участие в приготовлении пищи. Нам это давало возможность быть всегда сытыми, причем практически на халяву. А туристы, видя как мы все это делаем, да еще бегаем за вином на несколько километров (опять же на халяву!) - тоже были очень довольны! А вечером у костра мы им всю ночь пели песни под гитару, водили на ночные купания, рассказывали всякие местные легенды, по большей части тут же на ходу нами придуманные. И вот вся эта обстановка, шелест моря в двадцати метрах от палатки, южные звезды, часто падающие вниз, очертания гор в дымке заката, легкое сухое вино (о коварстве которого они по-началу даже не догадывались), ночной костер, песни Визбора под гитару — действовала на человека самым замечательным и магическим образом! Люди реально становились романтиками. Пусть и на короткое время. Менялся взгляд, менялась речь, менялось поведение! Все обменивались адресами и звали друг-друга в гости! Мир становился добрее!!! Его жители тоже! Ну а нам только это и нужно было! Мы были в фаворе. Корысть в наших действиях, в нашем поведении была только одна.....Что бы уединиться глубокой ночью с какой-нибудь милой девочкой возле моря, взять с собой бутылочку вина, можно магнитофон «Весну». И просто продолжить этот романтический вечер без свечей, но при свете звезд....Обычно все это срабатывало.
Вот и получалось, что все стороны были довольны жили в полном согласии. А согласие, согласно высказыванию монтера Мечникова, есть: «продукт непротивления сторон». Редкий случай, когда все стороны не только оставались «при своих», но и были в выигрыше.
Итак, прозвучала команда: «Под рюкзак» и группа бодро зашагала на встречу новым приключениям. Автобус, специально нанятый для этого, отвозил всех до Голубой долины, а там уже через небольшой перевал пешком шли до Большого Утриша, примерно пять -шесть километров. Потом спускались к морю и около трех километров по берегу шли до первой лагуны, где и разбивался палаточный лагерь. Несмотря на всю легкость и простоту этого похода, идти по гальке и камням, да еще с приличным рюкзаком на плечах для многих было тяжеловато. Мы успевали свой груз донести самыми первыми, оставляли там рюкзаки и возвращались помогать всем отстающим. Чем прибавляли уважение к себе со стороны туристов. Потом ставили палатки. Тут, опять учитывая наш опыт, мы помогали всем в этом не сложном, в общем-то, деле. В последнюю очередь ставили свою палатку.
В первый год мы пользовались палаткой, которую обманным путем удалось взять на турбазе. Палатки были перкалевые. Давно не новые, но «живые» еще. Потом собирались дрова, разводился костер, готовилась еда. Народ купался, загорал. Мы проявляли инициативу и предлагали всем сходить за вином. Это обратно в поселок. Предупреждали конечно, что вообще то в походе сухой закон. Но понимая, что люди приехали отдыхать, мы можем взять на себя ответственность и пойти на некоторые послабления режима. Народ как правило высказывался весьма одобрительно по этому поводу. Тем более когда узнавал, что надо идти опять обратно в поселок за этим. А тут гонцы сами предлагают свои услуги. Для этого у нас были две 10-литровые канистры. Собирались деньги и мы уходили.
Покупка вина — это был целый процесс, с традициями. Их нельзя было нарушать. У нас было много точек, где мы затаривались. Уже знали, у кого какое вино. Приходив на одну из них, спускались в подвал, где стояли 500 литровые бочки с вином. Начинался процесс дегустации. Хотя потом мы наизусть знали, у кого в какой бочке какое вино, традиций не нарушали. Обязательно каждый из гонцов выпивал из каждой бочки по стаканчику. Хозяин при этом, как правило, выпивал тоже с нами. Покупателями мы были очень выгодными, брали почти ежедневно по 20 а иногда и более литров. Поэтому и отношение к нам было очень хорошее. Поэтому и допускались такие вещи, как дегустация. По стаканчику. Каждого. Каждому. Закусывали это копченой ставридкой собственного приготовления, которой в то время было полно в каждом доме. Выбирали, какое сегодня будем брать. Были там и «Шардоне», и “Мускат”, и «Алиготэ», и «Изабелла» (брали чаще всего). Вообще по большому счету все это вино, которое там покупалось, имело одно название «Шмурдяк». О действии которого на организм и последствиях этого действия замечательно написал А. Макаревич в одной из своих книг. Но «Шмурдяком» оно было для нас. А для туристов вина имели свои названия, о которых я уже упомянул. После этого заполнялись канистры и наливалось еще два-три литра в баллон (в зависимости от количества гонцов). Это уже было за деньги. Стоил трехлитровый баллон, если мне не изменяет память 2 руб. 50 копеек. Нам выносили легкую закуску и мы сидели во дворике, под сенью южных плодовых деревьев. И такое умиротворение было! Так классно! Потом шли обратно. Но тут тоже были свои традиции. Которые мы ни разу не нарушили. Заключались они в следующем. Спустились к морю — привал. По стаканчику. Дошли до сетей — пол-дороги — привал. По стаканчику. Дошли во водопада. Привал. Умылись, ополоснулись. По стаканчику. Ну и потом, когда уже пришли в лагерь — обязательно по стаканчику. Уже можно вместе со всеми. Так что к вечернему костру, к песням и танцам мы уже были полностью готовы.


Рецензии