О пенсионных деньгах и функциях государства

О пенсионных деньгах и функциях государства

Стабильность и надёжность финансовой системы государства существенно зависит от наличия в ней и широты использования так называемых финансовых пирамид.

По определению Википедии — свободной энциклопедии интернета:
“Финансовая пирамида (также инвестиционная пирамида) — способ обеспечения дохода участникам структуры за счёт постоянного привлечения денежных средств. Доход первым участникам пирамиды выплачивается за счет вкладов последующих участников. …”

Самой крупной финансовой пирамидой в современной России является организация пенсионного фонда РФ, где пенсии нынешним пенсионерам выплачиваются из отчислений ныне работающих граждан. Если численность работающих граждан сокращается, или пенсионные отчисления  граждан сокращаются, то возникают проблемы с источником выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Вообще подобная пирамида перспективный источник проблем и угроз  всей финансовой системе страны.
Пенсионную систему, построенную таким образом можно и необходимо модернизировать. Хотя подобная система, управляемая в режиме ручного регулирования может существовать довольно долго за счёт переложения проблем с плеч государства на плечи пенсионеров, подобная система морально устарела и является перспективным источником социальной нестабильности и тормозом развития страны.
Финансовая структура системы пенсионного обеспечения может быть эффективной, если каждый гражданин в любой момент представляет и может проверить, сколько в ней его пенсионных накоплений, сколько гражданин накопил сам и сколько накоплений передано ему по наследству. И у него - гражданина не должно быть заботы о сохранности  пенсионных накоплений. Но зато государство отвечает за сохранность (не обесценении) всех пенсионных накоплений и эффективном использовании их (не  пролёживания средств граждан у государства). Государство обеспечивает сохранность и защищённость от инфляционного обесценения, это важнейший принцип государственного участия в жизни граждан.
Наиболее перспективной моделью технологии формирования пенсионных накоплений страны может быть следующая модель:
а)  гражданин РФ при рождении получает персональный пенсионный счёт ( не будем уточнять в какой государственной финансовой структуре но именно в 100% государственной);
б) от всех доходов гражданина за весь период трудовой деятельности ежемесячно на этот счёт должны поступать пенсионные отчисления от всех работодателей в соответствии с текущим законодательством. Что также распространяется на госслужащих и военных.;
в) поступления на данный пенсионный счёт должны поступать в течении всей жизни гражданина с каждого дохода полученного гражданином, но расходоваться пенсионные средства могут только по достижению пенсионного возраста или в случае получения дальнейшей нетрудоспособности. В какой мере пенсионер вправе использовать свой пенсионный фонд определяется пенсионным законодательством. Здесь используется важный принцип отсроченности использования денежных средств, что позволяет создать для государства источник длинных денежных средств.  Может быть, даже по договору с государством. Если пенсионные накопления гражданина превышают обычные  выплаты пенсионерам, то пенсионер вправе рассчитывать на большую пенсию или выходить раньше на пенсию. В любой момент пенсионер может контролировать величину своих пенсионных накоплений в рублях, а  не в непонятных баллах или какой-то непонятной валюте. В любой момент гражданин может пополнить свой пенсионный фонд на любую величину не являющейся пенсионными отчислениями. Гражданин может завещать остатки своего пенсионного фонда своим наследникам, что явится заменой пенсии по потере кормильца. Каждый пенсионер может предложить свой сценарий величины выплаты пенсии, величины наследования, но естественно ПФ контролирует данную ситуацию, чтобы учесть и период дожития и не оставить пенсионера без средств существования, если его продолжительность жизни больше расчётной, а она будет повышаться с развитием медицины.  Если у гражданина есть родные (родители, дети и др.) имеющие пенсионные накопления, которые могут быть переведены в случае недостатка своих пенсионных накоплений, это механизм может заработать в условии согласия всех затрагиваемых собственников пенсионных накоплений. Наследуемость пенсионных накоплений основной принцип современного подхода;
г)  государство, в ведении которого находится пенсионный счёт конкретного гражданина, обеспечивает сохранность величины пенсионных накоплений, с учётом естественного (инфляционного) обесценения денежных средств. Ежегодно государство начисляет на данные пенсионные начисления величину естественного обесценивания пенсионных денежных средств (проводит индексацию), с учётом утверждённого государственным регулятором коэффициента инфляции за истёкший год. Пенсионные деньги - это длинные деньги. Данные длинные деньги имеют минимальную стоимость для государства, а именно стоимость компенсации за инфляцию (порядка 1% - 3%) и величина затрат на государственное управление данными пенсионными средствами (порядка 0,5% – 0,2%), при идеальной работе цифровой экономики величина стоимость этих денежных средств должно быть ещё меньше (это база кредитования всей экономики страны и ориентация на внутренние ресурсы, а они весьма существенны) .  И данные длинные деньги государство может использовать для реализации больших федеральных или региональных проектов. Обязанность государственных структур чтобы эти инвестиционные вложения  обеспечивали покрытие обесценения всех пенсионных средств. В государственных структурах должны работать только те сотрудники, которые обеспечивают это обязательное требование. Естественно, что не все инвестиционные проекты могут сразу окупаться, тогда можно использовать бюджет государства на компенсацию обесценения вложений пенсионных денег. Но если гражданин нанёс ущерб государству в результате своей деятельности и не смог компенсировать государству ущерб, то во время пенсии он получает минимально возможные пенсионные выплаты, а после его кончины все его пенсионные накопления в размере принесённых им убытков компенсируются государству (пока не расшифровываем в бюджеты  какого уровня). Вообще может быть необходимо параллельно со счётом пенсионных накоплений, создавать и счета убытков принесённых гражданином государству, и наследовать как пенсионные накопления, так и накопленные государственные убытки, если такие появятся по решению суда. Наследование пенсионных накоплений, надёжность которых гарантированна государством, является фактором повышения статуса человека, приравнивая их к тем, кто имеет в собственности и может передать наследникам недвижимость и землю. Эта одна из мер стабилизации развития общества и государственности. Учёт пенсионных заслуг человека и ущерба нанесённого государству необходимый принцип нового подхода.
д) в государстве не должно быть разных подходов к формированию пенсий и гражданских лиц и военных и госчиновников. За каждого гражданина на государственной службе государство в текущий момент закладывает будущую пенсию, а не откладывает проблему на будущее, т.е. в расходы будущих пенсионных периодов. За каждого гражданина мы сегодня откладываем столько, сколько можем, в соответствии с законом и бюджетом. Это одна из гарантий сегодняшних военных, госчиновников и их семей. 
е) самое сложное, как перейти на подобную финансовую структуру пенсионной системы? Естественным является переход на новую систему для тех кто только появился на свет и только начинает работать, для тех кто уже работает можно формировать две части пенсии и по новому подходу и по старой схеме, для пенсионеров может работать только старая схема. Но в той мере, в какой формируется пенсионный фонд из пенсионных счетов новой системы, в той же мере старая система использует средства старого пенсионного,  стабилизационного или других фондов РФ. Такой переходный период может занять довольно продолжительный период, от 40 лет до 60 лет а возможно и более. Но  данный переход необходимо осуществить для повышения эффективности и надёжности финансовой структуры страны и укрепления государственности через укрепление пенсионной системы нашей страны. Эволюционный подход важный принцип нового подхода.
Уже сейчас вместе со стартом новой финансовой структуры  пенсионной системы граждане должны иметь возможность использовать свои пенсионные счета чтобы положить на них средства которые они смогут использовать во время пенсии или оставить по наследству, без всяких налоговых обременений. Это выгодно будет гражданам. А также государству, которое может использовать данные деньги как длинные деньги для развития. Вообще если освободить все направляемые на пенсионные счета средства от налога на доход физических лиц поступлений будет больше. Можно даже рассмотреть возможность отказа от налога на прибыль юридических лиц той части, которая напрямую направляется на пенсионные счета акционеров (собственников) физических лиц. Сюда же можно отнести вывод денежных активов из – за рубежа. Такая система позволит создать привлекательные условия для многих людей потенциальных граждан нашего государства.


Рецензии
Схема, конечно, интересная, как основа для новой пенсионной системы. Кое-что, на мой взгляд, можно доработать. Но это моё личное мнение. Что касается эволюционности подхода реформирования системы пенсионной: безусловно эволюционный подход будет оптимальным, но и "скачки" в нем, наверное необходимы. В частности: пункт "д" , на мой взгляд, должен быть реализован немедленно и в полном объёме. Ну и что ещё, на мой взгляд, нужно сделать, так это определиться с самим понятиями - пенсия и пенсионный возраст. Сейчас пенсией называют пособия, выплачиваемые самым различным категориям граждан и пенсий по их названию множество, и на все их расходуются средства из общего пенсионного фонда. Это один из факторов возникновения дефицита средств этого фонда. На мой взгляд, пособия из этого фонда должны выплачиваться только тем, кто достиг официально установленного пенсионного возраста, вступил в так называемый нашим правительством период дожития. Никаких досрочных пенсий. К примеру, пособия военнослужащим, вышедшим в отставку по выслуге лет, пособия должны выплачиваться из бюджета министерства обороны, пенсионерами они станут тогда, когда доживут до пенсионного возраста, и тогда им будет выплачиваться пенсия в общем порядке из пенсионного фонда помимо пособий от МО. Аналогично со всеми другими ранневозрастными пенсионерами. Ведь это, на мой взгляд, абсурд, когда деньги ПФР идут на выплату пособий балетным по достижению ими возрасти тридцати семи лет! Есть министерство культуры, пусть оно из своего бюджета и выплачивает им эти пособия, или создаёт внутри себя целевой фонд для выплаты корпоративных "пенсий" своим работникам. То есть, сначала нужно безо всяких эволюцией реформировать систему пенсионную в принципе, а потом постепенно отрабатывать и изменять механизмы её функционирования.
P.S. Прочёл Вашу статью по инвестициям, кратко об этом скажу здесь. Очень интересная схема предложена. Думаю, что она обязательно нашла бы своё место в инвестиционных портфелях крупных инвесторов.

Николай Орехов   27.07.2020 08:35     Заявить о нарушении
В основном согласен с рецензией, необходима доработка предложений. Работать надо!

Виктор Пилюгин   19.10.2020 14:22   Заявить о нарушении