Дом на месте кладбища. Глава третья

Дом на месте кладбища.
Глава третья. И снова хромой старик.
 В деревне, где живёт Миргали, проживает пожилой мужчина по имени Арип. Деревянный дом, где живёт Арип, находится недалеко от того места, где когда-то находилось кладбище. Арип немного хромал. Некоторые жители деревни подсмеивались над Арипом, обзывали его «хромым». Если Арипа увидят на улице, в магазине и иных местах, то некоторые жители деревни обычно говорили: «Смотрите, хромой идёт». 
 Он, как и другие жители деревни, знал историю про хромого старика. Арип любил выпивать. Постоянно пропадал в местах, где собирались деревенские алкоголики.
 Весна 1987 года. Днём по деревенской улице бегут школьники разных возрастов, за которыми гонится Арип. У него нож в правой руке. Дети бегут, кричат от страха, кто-то бежит и плачет. Пьяный Арип гонится за детьми и кричит на всю улицу: «Я – хромой старик». Дети добежали до школы. Арип перед школой остановился и кричит на всю улицу: «Я – хромой старик». Арип посмотрел на деревянную школу и пошёл в сторону своего дома. Понятно, что Арип, который немного хромал, не догнал бы детей.
 Дети рассказали учителям про то, как Арип гнался за ними. Учителя сказали школьникам, чтобы они не обращали внимания на пьяного Арипа. Арип шёл по деревне и кричал: «Хромой старик – это я».
 В деревне никто не обратил внимания на пьяную выходку Арипа. Про пьяную выходку Арипа узнал и Миргали. Он думает: «Может  быть, Арип на самом деле тот самый хромой старик, которого иногда видели по ночам. Арип хромает, рост небольшой. Всё совпадает. Если Арип является хромым стариком, почему он решил выдать себя? С какой целью?».
 Про Арипа и про его пьяную выходку Миргали решил поговорить с женой и детьми. Они ему сказали, что Арип не может быть хромым стариком. Фируза говорит мужу:
– Он каждый день пьёт, немного не в себе. Арип слабоват на хромого старика.
 Рушан говорит отцу:
– Он хочет, чтобы жители нашей деревни считали его хромым стариком.
– Зачем? – спрашивает Миргали.
– Ради славы, папа, – отвечает Рушан.
 В деревне пошли разговоры про Арипа. Кто-то считал, что Арип и хромой старик, которого иногда видели ночью на месте бывшего кладбища, одно и то же лицо. Кто-то считал, что Арип и хромой старик – это разные люди. Как говорится, люди разные.
 Некоторые собутыльники, которые Арипа считали хромым стариком, перестали с ним пить, так как считали его дьяволом, призраком, нечеловеком. Они ему говорили: «Не подходи к нам. Мы не хотим с тобой связываться».
 Собутыльники, которые не верили, что Арип является хромым стариком, смеялись над ним, говорили ему: «Расскажи нам, как часто ты ходишь по ночам возле бывшего кладбища». Арип им говорит:
– Я хромаю? Хромаю. Но я не тот старик, которого люди видели на месте бывшего кладбища. Я не хожу по ночам. Ночью я сплю дома.
– Кто тебя знает, – прикалывается пятидесятилетний собутыльник по имени Рашид. – Может, ты ходишь по ночам возле бывшего кладбища, а нам говоришь, что не ходишь.
– Сколько раз вам можно говорить, не хожу я по ночам возле кладбища, – говорит Арип.
– Тогда зачем ты на всю деревню кричал, что ты – хромой старик? – спрашивает сорокалетний собутыльник Ахат.
– Я был пьяным, ничего не помню, – отвечает Арип.   
– Может, ты не помнишь, что ходишь по ночам возле бывшего кладбища, – прикалывается Рашид. – Про школу ты не помнишь, про преследование детей не помнишь. Про то, что себя называл хромым стариком, не помнишь.
– Ты нас должен благодарить, что мы тебя не избили,  – говорит Арипу сорокалетний Шаукат.
– За что? – спрашивает Арип.
– Как за что? – возмущается Ахат. – У тебя в руках был нож. Ты гнался за детьми. А если ты кого-нибудь убил бы ножом?
– Где этот нож? – спрашивает Рашид.
– Дома, – отвечает Арип.
– Нож отдашь мне, – говорит Рашид. – Тебе нельзя иметь нож. Опасно.
– Нож мне нужен в хозяйстве.
– Зачем тебе нож? Ты живёшь один. Детей нет. Жены нет.   
– Резать что-нибудь.   
– Ты ножом мог убить детей, а среди них есть наши дети и внуки, – говорит Шаукат.
– Мужики, я устал вам говорить, что ничего не помню про тот день, – говорит Арип.
– В деревне говорят, что ты хочешь, чтобы тебя считали хромым стариком, – говорит Ахат.
– Что? – удивляется Арип.
– Проблемы со слухом? – спрашивает Рашид.
– Зачем мне это надо? – говорит Арип. – Да, я хромаю, но к бывшему кладбищу я не имею никакого отношения. Я не сошёл с ума, чтобы каждый день по ночам ходить возле бывшего кладбища.
– Как не сошёл? – говорит Рашид. – Нормальный человек не будет бегать с ножом в руках по всей деревне и гнаться за детьми.
– Значит, ты, Рашид, меня считаешь ненормальным?
– Не только я, другие тоже.      
Арип и его собутыльники сидели на берегу небольшого озера, пили алкогольные напитки и закусывали хлебом и луком, так как другой закуски у них не было.      
 На окраине деревни, возле леса, в кирпичном доме жила семья Исмагиловых, состоявшая из родителей и двух детей: двадцатилетняя дочь по имени Зульфия и восемнадцатилетний сын по имени Асхат. Исмагиловы в деревне живут три года. Они переехали в эту деревню из Свердловской области.
 Асхат, как и другие жители деревни, знал историю про хромого старика. Он относится к той категории деревенских жителей, которые не верили в существование хромого старика. Асхат считал, что людям что-то кажется, мерещится. Когда в семье Исмагиловых разговаривали про хромого старика, Асхат всегда говорил одно и то же: «Никакого хромого старика не существует».
 Асхат нигде не работал, нигде не учился. У него детский церебральный паралич. В том, что у него детский церебральный паралич, он обвинял родителей. У Асхата в душе присутствовала ненависть небольшого масштаба к родителям за то, что у него детский церебральный паралич. Он свою ненависть не показывал родителям.
 Когда в доме никого не было, Асхат постоянно размышлял о хромом старике. Асхату хотелось славы. Ему обидно, что на него люди не обращают никакого внимания. Ему обидно, что люди его жалеют. Ему обидно, что про него не знает весь мир. Асхату обидно, что в деревне все говорят про хромого старика, а про него в деревне не говорят. В голове Асхата были мысли прославиться за счёт хромого старика. Но он не знает, как это можно осуществить. Асхат постоянно думал о том, как прославиться за счёт хромого старика.
 Бывали случаи, когда Асхат размышлял, думал в присутствии родителей и сестры.
– Сынок, о чём ты думаешь? – спрашивает мать Асхата.
– Ни о чём, – отвечает Асхат.
 Бывали случаи, когда отец спрашивает:
– Что с тобой, Асхат?
– Ничего, со мной всё в порядке, – отвечает Асхат.
Асхат не хочет, чтобы родители знали про его планы прославиться за счёт хромого старика. Но родители понимали, что с ним что-то не то.
 Асхат каждый день задавал себе вопросы: «Что надо сделать, чтобы в деревне все меня считали хромым стариком? Что надо сделать, чтобы в деревне все поверили в существование хромого старика?». 
 Над Асхатом некоторые деревенские парни смеялись, обзывали его калекой. Асхат решил проучить тех, кто его обзывает калекой. Асхат слово «калека», которое употребляют некоторые деревенские парни в его адрес, считал оскорбительным. Он ненавидел тех, кто его называл калекой.
 Асхат вспоминает, как он недавно летом побывал в доме культуры, который в деревне называют клубом, на дискотеке. Он вспоминает, как в клубе над ним смеялись деревенские парни, обзывали его калекой.
– Смотрите, калека пришёл на танцы, – говорит издевательским тоном семнадцатилетний Рахим.
– Калека, как будешь танцевать? – спрашивает издевательским тоном восемнадцатилетний Хайдар.
– Калека, я не умею танцевать, – говорит издевательским тоном семнадцатилетний Расуль. – Покажи нам, как надо танцевать.
– Покажи нам хромой танец, – продолжает издеваться над Асхатом Хайдар. 
 Хайдар и его друзья долго смеялись над Асхатом. Никто из присутствовавших в клубе людей не сделал замечание Хайдару и его друзьям. Дело в том, что у Исмагиловых в деревне нет родственников. В этой деревне некому заступиться за Асхата. Ему обидно, что за него на дискотеке некому заступиться. Асхат после издевательских, оскорбительных слов Хайдара и его компании вышел из клуба и пошёл в сторону дома. 
 Асхат вспомнил и школьные годы, проведённые в этой деревне. Асхат вспоминает, как он в сентябре после школы идёт по улице в сторону дома. Рядом с ним идут Хайдар и его друзья. Они кидали камни в Асхата и постоянно говорили такие слова, как калека, хромой, урод, лох.
 В деревне были случаи, когда кто-то бросал камни в окна дома, где живёт Асхат, и быстро убегал, чтобы его не заметили. Асхат был уверен, что это сделали Хайдар и его компания.      
 Асхат вспомнил и про свою сестру. Зульфия приходит домой, плачет.
– Дочка, что случилось? – спрашивает мать Зульфии.
– В меня на улице кидали камни, – отвечает, плачет Зульфия.
– Кто?
– Хайдар и его друзья.
– Дочка, не обращай внимания на этих дураков, – успокаивает Зульфию мать.
– Они на всю улицу кричат, что идёт сестра калеки, урода.
– Дочка, успокойся. Я схожу в школу и пожалуюсь на этих подонков.
 Асхат вспомнил и про то, как мать ходила в школу жаловаться на выходки Хайдара и его друзей. В кабинете директора школы присутствовали мать Асхата и один из родителей Хайдара и его друзей. Когда родители Хайдара и его друзей выслушали жалобу матери Асхата, мать Расуля говорит:   
– У меня хороший сын. Он не способен на такие поступки.
– Это клевета на моего ребёнка, – говорит мать Хайдара.
 Встреча в кабинете директора школы закончилась тем, что руководитель учебного заведения дал обещание разобраться по жалобе матери Асхата и Зульфии. Но никаких мер директором школы не было принято. Дело в том, что в этой деревне все друг другу приходятся родственниками. А у Исмагиловых, как известно, в этой деревне родственников нет. Родители Асхата и Зульфии позже поняли, что от школы никакого толку по жалобе не будет.   
 Асхату больно, обидно, что у таких подонков, как Хайдар, всё в порядке со здоровьем, а он является калекой, хромает. Асхат решил, что Хайдара и его друзей надо сделать калеками. Эти подонки должны быть калеками! Именно эта цель была в голове Асхата.
– Надо сделать так, чтобы в деревне все меня считали хромым стариком, – иногда говорил сам себе Асхат. 
 Наступило лето 1987 года. Суббота. Вечер. Большинство деревенской молодёжи на дискотеке. Хайдар и его пьяные друзья тоже в клубе.
 Асхат вечером сказал матери, что пойдёт ни дискотеку. Но в клубе не было Асхата. Где же Асхат? А Асхат в том месте, где люди раньше по ночам видели хромого старика. Он знает, что через это место ходит Хайдар, когда возвращается домой после дискотеки. В руках Асхата, который в чёрной маске, палка, а в кармане нож. Асхат знает, что на пьяного Хайдара деревенские девушки не смотрят. Асхат знает, что Хайдар будет один.
 Два часа ночи. Темно. Пасмурная погода. Идёт слабенький дождь. Кто-то идёт по улице в сторону места, где люди когда-то видели хромого старика. Асхат стоит возле деревянного дома и ждёт, когда же появится Хайдар. Асхат заметил, что идёт пьяный Хайдар. Асхат стоит и ждёт его. Пьяный Хайдар всё ближе и ближе. Хайдар, который кое-как стоит на ногах, подходит к человеку в чёрной маске.
– Ты кто? – спрашивает пьяный Хайдар.
– Хромой старик, – отвечает Асхат.
 Хайдар от страха упал на землю. Асхат нанёс несколько ударов деревянной палкой по голове и ноге Хайдара.
– Это сделал я, хромой старик, – говорит Асхат и уходит.
 Хайдар лежит на земле. Асхат снял маску и положил её в карман. Асхат счастлив, что отомстил Хайдару за себя и за сестру. Асхат счастлив, что Хайдар лежит на земле. Так ему и надо! Именно так думал Асхат, который спешил в сторону дома, чтобы его в пути никто не увидел.   
 Примерно в семь часов утра пьяный Арип видит, что человек лежит на земле. Тот самый Арип, который немного хромает. Дождя нет. Он подходит к лежащему на земле человеку.
– Хайдар, ты жив? – говорит пьяный Арип.
 Арип заметил, что Хайдар дышит.
– Жив, сынок, жив, – обрадовался Арип.
 Арип был худощавым человеком. У него не было сил дотащить Хайдара до своего дома. Про участкового милиционера он тогда не подумал. Арип стучит в металлические ворота деревянного дома, возле которого лежит Хайдар. Хозяин деревянного дома выходит на улицу.
– Здравствуй, Арип, – говорит Дамир. – Что случилось?
– Хайдара кто-то избил, – говорит Арип, показывая рукой на Хайдара.
– Какого Хайдара?
– Сына Валиуллы.
– Живой?
– Живой.
 Пятидесятилетний Дамир, человек высокого роста, спортивного телосложения, подходит к Хайдару, поднимает его с земли. Он посадил Хайдара на лавочку возле своего дома и сказал Арипу, чтобы он пошёл к Валиулле.
 Дом, где живёт Валиулла, находится недалеко от дома Дамира. Примерно через пять минут Валлиулла подходит к дому Дамира и видит, что на лавочке сидят два человека: Дамир и его сын.
– Он жив? – спрашивает Валиулла.
– Живой, дышит, – отвечает Дамир.
 Валиулла бьёт по щеке, чтобы разбудить сына. Хайдар очнулся.
– Ну что, алкоголик, очнулся? – говорит Валиулла.
 Хайдар смотрит на отца и Дамира и не может понять, что случилось.   
– Что случилось? – спрашивает Валиулла у сына.
– Хромой старик в маске, – говорит Хайдар.
– Что за бред? Какой хромой старик?
– Меня избил хромой старик, он был в маске.
– Твой сын бредит, – говорит Дамир Валиулле.
 Валиулла и Дамир не поверили тому, что сказал Хайдар. Валиулла и его сын пошли в сторону дома. Валиулла заметил, что Хайдар хромает.
– Ты что, хромаешь? – спрашивает Валиулла.   
 В пути Хайдар много раз говорил такие слова, как хромой, старик и маска. Валиулла подумал, что его пьяному сыну что-то показалось, померещилось.   
 Позже, примерно через две-три недели, на том месте, где Асхатом  деревянной палкой был избит Хайдар, был избит и Рахим. Это тоже произошло в субботу после танцев. Рахим был избит деревянной палкой Асхатом, который был в маске.
 После того, как был избит Рахим, по деревне пошли разговоры о хромом старике в маске. Отец Хайдара после случая с Рахимом, другом его сына, поверил в существование хромого старика. Отец Хайдара и отец Рахима ходили к участковому милиционеру и рассказали ему про обстоятельства, связанные с хромым стариком в маске и их сыновьями. Участковый милиционер не хотел принимать от них заявление, так как не поверил тому, что рассказали Валиулла и отец Рахима. Но отец Рахима потребовал, чтобы их заявление было принято.
– Хорошо, я приму меры, – говорит им участковый милиционер.
 Через несколько дней был избит Расуль, второй друг Хайдара. Всё произошло на том же месте, где были избиты Хайдар и Рахим. И Рахим, и Расуль, и Хайдар, хромают. Асхат счастлив от того, что они хромают.
 После третьего случая жители деревни, которые поверили в существование хромого старика в маске, обходили стороной место, где были избиты Хайдар, Рахим и Расуль.
 На столе участкового милиционера  три заявления – от отца Хайдара, от отца Рахима и от отца Расуля. Он решил разобраться в этом. Участковый милиционер понял, что все три случая произошли в ночь с субботы на воскресенье после танцев.
 Наступила суббота. Вечер. В клубе идёт дискотека. Участковый милиционер решил походить в ночь с субботы на воскресенье по тому месту, где были избиты Хайдар, Расуль и Рахим. Участковый милиционер в эту ночь не увидел никого, ни хромого старика в маске, ни иных лиц. Было спокойно. Он надеялся, что ему повезёт, что он увидит хромого старика в маске или без маски, но ничего не произошло.
 После этого он не знал, что ему делать, как поймать хромого старика в маске. Но нужно что-то делать. Родителям избитых парней нужен результат. Это прекрасно понимает участковый милиционер, который решил про избиение Хайдара и его друзей начальству не докладывать.
 Про хромого старика в маске в деревне говорили разное. И то, что это пришелец с другой планеты. И то, что это дьявол. И то, что это оживший мертвец. Чего только не говорили в деревне про хромого старика в маске! Но никто не говорил, что хромой человек в маске – это Асхат. Никто и подумать не мог, что хромой человек в маске – это Асхат.      
 Асхат каждый день думал о том, как сделать так, чтобы люди узнали, что хромой старик в маске – это он. То, что жители деревни поверили в существование хромого старика в маске – это хорошо. Но никто не знает, что именно он является хромым стариком в маске. Это плохо. Именно так думал Асхат. Нужно что-то делать! Жители деревни должны знать, что хромым стариком в маске являюсь я. Асхат думал, думал. Ему в голову приходили разные мысли. Но он не знал, что же делать дальше.
 Асхат не жалел о содеянном. Ему не жалко ни Хайдара, ни Рахима, ни Расуля. Он считал, что эти подонки получили по заслугам. Но жители деревни должны знать, что Хайдара и его друзей избил палкой я, Асхат,  человек в маске. Асхат думал, думал, и решил, что расскажет участковому милиционеру про свой поступок.   
 А в это время участковый милиционер в своём кабинете думал: «Хайдар, Рахим, Расуль. Друзья. Их кто-то избил. Совпадение? Нет. Человек, который их избил, знает их. Не исключено, что он отомстил. Следовательно, эта компания сделала что-то плохое в отношении человека в маске. Между этой компанией и человеком в маске существует какая-то связь».
 Участковый милиционер сходил к родителям Хайдара и его друзей, поговорил с ними. Он также поговорил с Хайдаром и его друзьями. Участковый милиционер спросил у родителей Рахима, Хайдара и Расуля, есть ли у их детей враги, недруги, неприятели.
 Из разговора с ними выяснилось, что Исмагиловы когда-то жаловались директору школы на выходки Хайдара и его друзей в отношении сына и дочери. Из разговора с Хайдаром и его друзьями выяснилось, что они иногда издевались над Асхатом и его сестрой, обзывали их. Также выяснилось, что Рахим помнит, что тот, кто его избил, был маленького роста. Рахим и Расуль сказали, что голос человека в маске похож на голос молодого человека.
 Участковый милиционер после разговора с Хайдаром, Расулем, Рахимом и их родителями решил поговорить с Асхатом, его сестрой и родителями. Он в своём кабинете думает: «Асхат хромает? Да. Маленького роста? Да. Мог отомстить? Не знаю. Надо выяснить».               
 Продолжение следует.


Рецензии