Как Федя Стуков стал Томом Сойером
Эта повесть не раз обретала жизнь и на сцене и в кинематографе. Тем не менее, снятая в 1982 году на Одесской киностудии режиссёром Станиславом Говорухиным трёхсерийная телевизионная версия, - вновь завладела вниманием зрителей.
Роль Гека исполнил Владик Сухачёв, школьник из подмосковного города Жуковский (впоследствии ставший знаменитым Владиславом Галкиным). Бекки и Сида сыграли москвичи Маша Миронова (дочь Андрея Миронова и Екатерины Градовой) и Дима Рощин. Все трое дебютировали в кино. А девятилетний Федя Стуков, сыгравший Тома Сойера, снялся к тому времени уже в шести картинах.
Федя родился в Москве 17 сентября 1972 года. Известность к нему пришла через год, когда фотографию ярко-рыжего ребёнка поместили на обложку популярного в те годы журнала «Советский Союз». А ещё через три года, по совету знакомых, Федина мама, корректор Лидия Стукова, послала фотографию сына на киностудию «Мосфильм». И, о чудо! Через две недели им позвонила ассистентка самого Никиты Михалкова. Федю пригласили на роль маленького Ильюши Обломова в картину «Несколько дней из жизни Обломова».
- Самое сложное, - вспоминал Федя, - было то, что вставать приходилось очень рано. А я любил спать долго. Это я помню больше всего. И ещё то, что вся съёмочная группа ползала, собирая для меня божьих коровок...
Затем в кинематографической копилке Феди Стукова появились роли двух Толиков в картинах Владимира Грамматикова и Ричарда Викторова «Руки вверх!» и «Комета». В новелле «Ваня» из киноальманаха «Что можно Кузенкову?» режиссёра Николая Лырчикова Федя сыграл заглавную роль, а потом вновь была работа с Никитой Михалковым. Юный актёр в фильме «Родня» перевоплощался в ... девочку.
«Играть Иришку мне было нисколько не сложно, - вспоминал Стуков. - Меня вообще часто за девочку принимали! Я уже привык... А знаете, девочка - это ведь всё равно что мальчик. Только если юбочку надеть...»
А потом был великолепный Том Сойер. Роль, которая сделала Федю Стукова настоящей знаменитостью. Режиссёр Станислав Говорухин вспоминал: «Когда я познакомился с Федей, он был полной противоположностью Тому Сойеру: робкий такой, послушный... Но если скажем, вначале съёмок он боялся дотронуться до обыкновенного жука, то потом мог засунуть за пазуху лягушку, ходил по колено в грязи и вообще выделывал такие номера, что даже мама махнула на него рукой и в последние дни съёмок перестала его мыть! В фильме и другие ребята снимались, не один Федя. Много мальчишек было занято в эпизодах. Они играли героев из другого столетия, из далёкой страны, казалось бы, совсем не похожих на них детей. Но вот, представьте себе, они им близки и понятны. Наверное, потому, что все мальчишки всех времён и народов чем-то похожи друг на друга».
На съёмки юного актёра всегда сопровождал кто-то из близких родственников: и мама, и папа, инженер Виктор Стуков, и бабушка. Мама, Лидия Стукова, даже снялась в одном из эпизодов «Тома Сойера». Обычно съёмки проходили летом и у кого из родственников в это время был отпуск, тот и ехал с Федей.
Несмотря на сильную загруженность и плотный график съёмок, Федя старался не отставать от школьной программы, всегда в киноэкспедиции брал с собой учебники и старательно занимался. Вплоть до восьмого класса он был круглым отличником. Кроме того, ещё успевал играть в школьном драмкружке.
- А вот заниматься музыкой не захотел, - вспоминает мама. У нас в одной комнате печатными буквами было выведено на стене: «Мама плохая!» - Это Федя написал, когда я заставляла его играть на рояле... Мы долгое время нарочно не стирали, чтобы помнил, какой глупый был!
После роли Тома Сойера, Федя Стуков снялся ещё в двух заметных телефильмах середины 80-х: «Остров сокровищ» (Джим) и «Пеппи Длинныйчулок» (Томми). Последняя картина стала переломной в творческой биографии юного актёра. Дело в том, что к тому времени Федя стал сильно полнеть. От озорного и задумчивого, хитрого и простодушного «золотого ключика» (золотого в буквальном смысле слова - из-за своей ярко-рыжей шевелюры), не осталось и следа. И его перестали снимать.
А Федя сниматься обожал. Причём, когда фильм выходил на экраны, ему уже было неинтересно. Он очень не любил, когда говорили: «Федя, а мы тебя видели в кино!» Даже заплакать мог... После «Пеппи» ему уже хотелось плакать совсем по другой причине - приглашений от режиссёров не поступало. Были, правда, сюжеты в «Ералаше» («Портфель», «Ябеды», «Чао, бамбино» и др.), но они никакого творческого удовлетворения не приносили.
Иногда Федя принимал участие и в театральных постановках. Так, например, в 1986 году он «засветился» в детском мюзикле «Дитя мира», после чего казалось, что с актёрством было покончено навсегда.
Но Стуков не был бы Стуковым если бы так просто сдал свои позиции. В 1989 году, после окончания десятилетки, он поступает на актёрский факультет престижнейшего театрального вуза страны - Щукинского училища. Успешно закончив его в 1993 г. Федя вновь оказался на съёмочной площадке. Изрядно похудевший и возмужавший он снялся в первом отечественном телесериале Леонида Пчёлкина «Петербургские тайны», а затем был приглашён в Ганноверский театр «Верштадт», где сыграл роль Помпея в спектакле «Антоний и Клеопатра».
Вернувшись в Москву Федя Стуков был приглашён в качестве ведущего в два телевизионных проекта: «Лего-го!» и «До 16 и старше». Когда программы были закрыты (у «Лего-го!» был низкий рейтинг, а «До 16...» просто изжила себя), Стуков решил переквалифицироваться в режиссёры. Так при его участии появились реалити-шоу: «За стеклом» и «Русское чудо, или Люди под микроскопом».
В начале нового тысячелетия на Стукова «положила глаз» гендиректор REN-TV Ирэна Стефановна Лесневская. Именно с её лёгкой руки, Федя стал режиссёром-постановщиком очередных реалити-шоу: «Факультет юмора», «Всё для тебя» и «Проверено на себе». А в проекте «Мировые розыгрыши» он выступил в качестве ведущего.
17 сентября 2017 года Фёдору Викторовичу Стукову «стукнуло» 45 лет! Несмотря на то, что все проекты с его участием на REN-TV были закрыты, Фёдор не унывает. Как режиссёр-постановщик на других телеканалах он снял очень достойный игровой сериал «Восьмидесятые» и документальную ленту «Концлагеря. Дорога в ад». В киножурнале «Ералаш», где он когда-то начинал как актёр, им было снято несколько сюжетов уже в режиссёрском статусе.
О личной жизни Стукова известно следующее: впервые он женился в 90-е годы. Фёдор никогда не рассказывал, кем была его первая жена. От этого брака детей у Стукова не было. В 2000-е годы Фёдор работал над серьёзным проектом вместе с Екатериной, продюсером и редактором. Он понял, что может положиться на Екатерину. Отношения двух коллег переросли в дружбу, а вскоре между ними завязался роман. Фёдор сделал своей избраннице предложение. В 2007 г. у Стуковых родился сын Тимофей. Кинематограф мальчика пока не интересует, зато Тимофей, как и его отец, преданный фанат ЦСКА.
Фёдор Стуков не снимается в кино более 20 лет, за исключением редких эпизодических ролей: он полностью посвятил себя режиссёрской работе. Но его по-прежнему узнают на улицах. Выросший Том Сойер никогда не платит штрафы за нарушение правил дорожного движения (да, водится за ним такой грешок!)- вместо них он раздает сотрудникам ГИБДД автографы. Стуков считает, что он состоялся как личность, но потенциал для развития ещё есть.
Свидетельство о публикации №220072701488