Хазаран на Итиле
=====================================
Хазаран
Также Хозарин у Гумилёва; Хазаран торговый у Артамонова; Хазарин у Ибн Хаукаля и Хасдая ибн Исхака; Хазар у Мукаддаси; Сарашен -- древнее название; Ал-Бейда у арабов.
Хазаран считается одним из народных названий самой Хазарии, которое сохранилось ещё со времён присутствия в Скифии сармат индоиранской лексики позднего времени исхода арийских племён на юг.
По всей видимости, Хазаран являлся восточной частью Итиля. хотя в некоторых источниках его относят к западной части столицы Хазарского государства. Это был крупный торговый центр не только Хазарии, но Средней Азии, куда сходились все торговые пути Средней Азии,ведущие в Европу. Здесь также был крупный порт.
Кевин Брук сообщает, что Хазаран был расположен рядом с городом Итиль на Волге и был этот город крупным торговым центром, полагая, что это был отличный от Итиля самостоятельный город, в котором была иудейская община. Была тут и община караимского толка, тюркский очаг которой, по всей видимости, оформился именно в Хазаране.
Арабские источники сообщают, что когда Русь нападает на славян, то пленных на кораблях везут в Хазаран и Булкар и там продают.
Общее мнение сходится к тому, что Хазаран был одной из частей города Итиль. По всей видимости, сами хазары называли свой город Хазаран, ибо именование Итиль они уже употребляли для обозначения реки Итиль, к тому же, этот гидроним существовал ещё до прихода сюда хазар.
Хазараном в исторических сведениях чаще всего называли восточную часть города по левому берегу реки. Здесь шла основная торговля. Здесь пребывали купцы, умельцы по ремеслу. Этнический состав соответственно был очень разнообразный.
Есть варианты размещения Хазарана по правому берегу реки. Так Ибн Хаукаль в первых своих летописях размещает Хазаран на Западе, а в последующих Хазаран у него расположен на Востоке.
В одной из Русских летописей сообщается, что Святослав покорил страну Хозаран, а затем Итиль.
Л.Гумилёв полагает, что среди купцов Хазарана было много иудеев, отчего в Хазаране должны быть остатки синагог. Другая часть города Итиль, на противоположном берегу, которая отстояла на 5 километров, казалась совсем другим городом. К тому же там жили другие люди с другой религией. Приверженность той или иной религии во все времена накладывало особые отличительные знаки на чело человека.
Валиди Тоган обнаружил в рукописи Ибн Хаукаля в Истамбуле на карте надпись, в которой, со ссылкой на Хасдая ибн Исхака, говорится, что Кавказская цепь связана с горами Армении и доходит до города Хазарана. Хасдай, якобы, сам посетил эти страны и встретился с их главными царями и вельможами.
Ибн Хаукаль утверждал, что Итиль состоял из двух частей. Западная, она же меньшая, называется Итиль. Восточная, большая, именуется Хазаран, Мукаддаси её называл Хазар.
Ибн Хаукаль со слов Хасдая отмечал, что Хазарский Царь жил в Итиле, то есть в Западной части города. Тут жила царская свита, охрана, часть войска, прислуга. В Хазаране на восточном берегу жили купцы, ремесленники, там же находились и склады с товарами. Это была торговая часть города.
Аль-Бекри, напротив, отмечает, что большая часть города находилась на Западной стороне реки. Из чего можно сделать вывод, что под большей частью он понимал административную часть города, более высокую по своему положению.
Можно предположить, что относительные размеры Торговой и Административной частей города Итиль изменялись, при этом по хронологии сообщений видно, что Восточная часть города, торговая, постепенно увеличивалась по сравнению с Западной.
Судя по названию Ханбалык, то это должен был быть Ханский город, то есть Западный. Также, если судить по именованию, то Хазаран был городом хазар обычных. Его также называли Сарашен, что означает Жёлтый Город и ал-Бейда, что означает Белый город.
Артамонов полагает, что именования частей хазарской столицы Ханбалык и Сарашен более древние, нежели Итиль и Хазаран. По его мнению Ханбалык и Сарашен относятся источнику 9-го века, а названия Итиль и Хазаран появляются в географиях 10-го века.
Размеры обоих городов достаточно приличные даже по нынешним меркам. Оба были в длину до 6 километров и в ширину до 1 километра.
Населения здесь было около 12 тысяч. Это без Царского войска. Но эта цифра колебалась в зависимости от времени года, и политических обстоятельств. Летом основная часть хазар уходила на пастбища, а если намечалась военная компания, то армия числом до 15 тысяч шла на войну, чаще всего в Закавказье.
Ибн-Хаукаль отмечал, что дворцы знати в торговой части Итиля, Хазаране, строились из сырцового кирпича, только Царь имел право использовать кирпич обожжённый. Жилища ремесленников были попроще, из войлока, натянутого на деревянные стены.
Город Хазаран содержался на налоги, которые составляли десятую часть с оборота. Основными купцами в Хазаране была Русь купеческая.
По вероисповеданию здесь было много мусульман. Было здесь немало иудеев, христиан, язычников; среди них находились славяне и русы.
К категории иудеев, по словам Масуди, принадлежит царь, его слуги. Простые же хазары продолжали верить в Тенгрихана, хотя, к концу 10-го века, их вера в Тенгри была поколеблена арабами, которые являли собой более успешную стратегию со своим исламом.
В конце 10-го века, по словам Ибн Хаукаля, в Хазаране было много русов, которые при приближении Рати Владимира Святославича к Итилю все уходили в Русь и грабили округу.
После погрома Итиля и Хазарана, учинённого Русью во глеве с Князем Владимиром, население городов разбежалось было кто-куда, но после ухода Владимира вскоре вернулось на старые места и, занялось теми же делами, что и раньше, дожидаясь новых покровителей.
++++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220072701873