Татарларга - 21

Татарларга - 21


***


Ясаковы

***

Ясак это, в широком понимании, налог… подать… в денежном или натуральном эквиваленте.

Поскольку была такая группа ‘’ясачные татары’’ логично было предположить что были и татары с фамилией Ясаковы, Но таковых пока не нашел и поскольку возникли некоторые моменты при поиске – решил выставить этот материал в этом разделе.

Среди носителей фамилии есть представители различных этносов, в том числе и телеуты.

О телеутах я уже упоминал в материале о фамилии Гуркины относительно личности   известного художника -

‘’Наиболее известные носители фамилии это Григорий Иванович Гуркин с псевдонимом Чорос и Владимир Павлович Гуркин автор сценария фильма ‘’Любовь и голуби’’.

Григорий Иванович телеут по национальности, но это внешнее название также как и другие названия – ‘’татар – кижи’’, ‘’шорские татары'', ''абаканские татары'', и так далее.

Самоназвание телеутов это ''теленгеттер'' и ''тадар''(если не уточнять, то согласитесь трудноразличимо на слух от татар). ''Теле'' в древнем понимании это правый фланг войска.
Второе значение это ‘’безбашенный’’… человек с горячей кровью… из этого слова происходит и ‘’делибаш’’… ‘’телебаш’’… берсерк, грубо говоря...’’

Продолжу этот комментарий.

Относительно термина ‘’теле’’ следует уточнить что в таком написании это действительно ‘’человек который легко впадает в ярость’’, но стоит изменить одну букву и ‘’тиле’’ – это уже ‘’человек слабый на голову’’.

Одно другого не отменяет – человек в ярости вряд ли способен к особо разумным действиям. Например в Азербайджане термин ‘’дэли(дяли)’’ это свое озвучивание термина и река Кура именуется Дяли Кюр что вряд ли может означать ‘’глупая река’’ и есть деревня Дяли Мамед в честь крутого человека державшего в страхе округу.

Но, в тех же местах, то же самое слово означает глупого, неразумного человека, в отличие от татарского где разница в звучании все же есть… напомню – ‘’теле’’ и ‘’тиле’’.

Это практически такая же разница как в словах ‘’Гордон’’ и ‘’гондон’’, имеется в виду в их истинном значении, а не относительно отдельных лиц.

Так вот я к примеру для всех других этносов(не татар) татарин, но в среде татар меня уже спрашивают кто я и я уточняю что я мешар(мишар).

Среди мешар я уточняю что я теменняр мешар.

Среди теменняр мешар я уточняю что я кэшикский(неверкинский, кузнецкий) теменняр мешар.

Среди неверкинских мешар я отвечаю что я из Теменняр Мешар Йорт, то есть род мой из Тат Канадеи, Мазарлы, Демаул.

Среди земляков я уточняю что я из рода Кулахметовых(Кулахмедовых), а среди представителей моей фамилии уточняю свой Тохум. У каждой фамилии несколько Тохумов… у нас это Кечял Тохум, Агач Тохум и Теле Тохум.

Я из Теле Тохум и вся моя жизнь показала насколько все же верно определение Древних.

Все мы зажигаемся по первой же пустяковой причине, льем свою и чужую кровь и совершаем множество того за что потом приходит раскаяние, но мы в нем не сознаемся.

Так вот если бы я хотел то я начал бы выступать за то что я не татарин, а мешар… потом мне не понравилось бы среди них и я стал бы писать в паспорте Теменняр Мешар… а потом… а потом я наверное остановился бы на Теле Тохум. Если бы сил и желания хватило бы я в конце концов отделился бы и от остальных представителей Тохум и попросил написать в паспорте просто и звучно – ‘’по национальности: землянин Альтаф’’

Написал это все, потому что встретил мнение одного из носителей рассматриваемой фамилии.

‘’Анатолий Петрович ЯСАКОВ, заслуженный беловский боксёр и тренер, получил «краповый берет» ещё в 1991 году. В советское время, несмотря на «братство народов», Анатолий Ясаков, как и все телеуты, был лишён национальности, зачислен без спросу в татарскую нацию. Не было такой национальности – «телеут», и всё тут. Но разве это могло помешать воину-телеуту, воину из рода Ясаковых честно защищать Родину?’’

С уважением и к телеутам и к самому Анатолию Петровичу, но как-то сказанное дышит возмущением к… а кстати – я не нашел в статье – не возмущает ли журналиста что персонаж назван без спросу совсем не телеутским именем и отчеством? Непорядок… каждый этнос имеет свои родовые древние имена и, кстати, свою религию.

Грустно как-то даже рассуждать на эту тему.

У меня сосед утверждает, что он древний шумер… я уже боюсь с ним встречаться, потому что даже если я не отвечаю, то он видимо замечает в моих глазах что-то такое что заставляет его бить кулаком по стене, брызгать слюной и кричать:

-Сволочи вы все! Убили мой народ! Семьдесят лет!!! История Шумеров!!!

Я как-то успел сказать, что шумеры вымерли задолго до этих семидесяти лет, после чего он стал биться головой об стену и кричать что сейчас вот он вызовет полицию и меня заберут за избиение его.

Я представил, что на моей совести теперь будет еще и древний шумер и заверил его что я разделяю его мнение и верю что он самый что ни на есть этот самый… потом закрыл дверь.


***

Прим.
На мой взгляд, следует рассматривать в совокупности или как минимум параллельно такие фамилии как:

Исакаевы,
Исакиевы,
Исаковы,
Ясаковы,

А их в свою очередь в связке с Искаковыми и Исхаковыми.
В сети есть версия что деревня Исаково к примеру возникла в результате трансформации слова ‘’Ясак’’, что не лишено смысла, но это не отменяет возможности в основе своей иметь распространенное у татар имя Искак – Исхак.

Это примечание придется повторить во всех перечисленных фамилиях, вернее в статьях о них.



Ясаков Александр Исхакович

***

Кандидат исторических наук.

Учёный, историк, исследователь, писатель, В стремлении познать прошлое и настоящее русской и европейской цивилизаций, проникнуть к их истокам и в суть их уникальной и необъятной культуры, исколесил почти всю Россию и Европу.

В настоящее время областью научных изысканий и трудов являются ядерные вооружения СССР эпохи "Холодной войны".





ЦГИ
Фамилия Ясаков

***

Ясаков Алексей Александрович (1897---1942.03.22) рядовой погиб в Вел.Отеч. войну

Ясаков Василий Сысоевич (1887.12.24--1937.08.17) из с. Сорочинск Бузулукского уезда Самарской губ. В отряде ген. А.С. Бакича. В интендантстве и в Егерском полку. Открытое судебное заседание 18-1922.07.31. Семипалатинск. Осужден на 3 г. (1932). Ст. бухгалтер <Заготзерно> г. Оренбурга (1937). Осужден <тройкой> УНКВД по Оренб. обл. Расстрелян. Реабилитирован 1957.06.11. Супруга Ольга Кузьминична (на 1937 - 42 г.). Дети (на 1937): Константин (12 лет), Сергей (10 лет). Фото. [Ганин А.В.,Семенов В.Г. Офицер.корпус.. М.,2007]

Ясаков Владимир Егорович (1916.09.29--,1992) житель г.Екатеринбург (Свердловск): ул.Комсомольская 6А кв.21, паспорт 1978.08.09 ОВД СВЕРДЛОВСКА

Ясаков Иван Иванович (1877) в 1877 прапорщик мл.офицер 7 роты в 9-гренадерском Сибирском полку участник битвы под Плевной 1877.11.28

Ясаков Исмаил Исламович (1914.08.28--,2002) на 2002 житель: Московск.обл. Ступинский р-н, Д.Ярцево

Ясаков Калина Афанасьевич (1898---1944.01.61) рядовой погиб в Вел.Отеч. войну

Ясаков Михаил Иванович (1896---1937.11.25,Москва,†Бутово) священник Орехово-Зуево, Зуевский собор. Репрессирован, расстрелян

Ясаков Михаил Тихонович (1910.06.26--,2002) житель: г.Санкт-Петербург, паспорт от 2002.04.16

Ясаков Николай Федорович (1914.02.03--,1998) на 1998.08.06 житель: Украина г.Черновцы

Ясаков Павел Константинович (1910.06.26--,2001) на 2001.03.26 житель: Украина Житомирск.обл.,г.Новоград-Волынский

https://rosgenea.ru/strict-search/


Рецензии