Белый пряник

В нашем совхозе жили удивительные люди. Казалось, бы ничем неприметные. Жили тихо, мирно, скромно. Ни в чьи раздоры не влезали, далеки были от сплетен. Никогда не повышали голоса, не то, что ругаться. Мне запомнились добротой, красотой как внешней и душевной.
И еще у некоторых были свои прозвища. Самое удивительное долгое время я думала это их имена. Потому что в совхозе все так и их называли.
Недалеко жила бабушка, звали ее Актокаш, что означало «ак» - белый, «токаш» - пряник. Была неграмотная, разве что умела расписываться при получении пенсии. Даже не имела паспорта, только справку за подписью, что является членом колхоза, еще председателя колхоза. А аул уже именовался совхозом и руководил директор. Невеста предлагала не раз получить паспорт, она все отказывалась. Она до того была скромна, стеснялась фотографироваться. И говорила – зачем мне паспорт – если я не выезжаю за пределы аула. Даже в магазин не ходила. Покупки совершали невестка и старшая внучка школьница. Мы дети обращались просто как «аже» - бабушка.Она жила с сыном и его семьей в маленьком доме, крыша была мазанная, как и пол глиной.  Семья была многодетная. Три девочки и два мальчика. Сын светловолосый мужчина работал пастухом, имелся дефект одного глаза. Невестка красивая с длинной темной косой лет тридцати трех.
Аже Актокаш, как все пожилые женщины аула покрывала голову белым или белый с цветастым платком прикрывая лоб до бровей, снизу закалывала булавкой под подбородком. Получалось как жаулык*. Это более простой вариант. Моя бабушка носила жаулык сплошной с прорезью вокруг лица, который вышивала бисером и длинный сзади до пяток. Шила сама. Носили жаулык не снимая, разве что при умывании и перед сном.
Актокаш дегенде Актокаш. Просто так прозвища не дают. Откуда все это знаю – я дружила с ее старшей внучкой. Часто забегала к ним играть. Внуки аже очень любили, постоянно обнимали – почти висели на ее шее, целовали.
Как-то раз в один из дней пришла к ее внучке позвать гулять. Застала, когда аже Актокаш расчесывала еще не высохшие тёмно-каштановые волосы. Возле печки стоял таз с водой, как поняла недавно мыла голову. Вначале я ее не узнала, пока не подняла припущенную голову. Подумала, что за незнакомая тетя. А когда увидела, что эта бабушка моей подруги просто ахнула. Не поверила своим глазам. Какая красивая – белая длинная шея, белые покатые плечи, белые до кистей, пухлые руки. Аже Актокаш тогда была в длинном платье без рукавов, что обычно носят под одеждой или что – то вроде ночной рубашки. Не стала торопить подругу идти гулять, сидела и смотрела как бабушка плавно проводила гребнем по волосам, слегка закидывая голову то направо, то налево.
Когда попросила внучку подать платок, я предложила – даже не знаю как у меня это вышло – не надевать платок – сказала - вам так идет. Подруга меня тут же подхватила: «Давай аже, ты не будешь завязывать платок на голову. Я тебе давно говорила...». Но бабушка категорически отказалась. Тогда шутя внучка взяла платок и не стала отдавать. Аже не на шутку расстроилась – стала паниковать – вдруг кто – то зайдет – ее увидит не покрытой головой. Суетливо стала искать другой платок.
Зато это время я узрела правильные черты лица, красивый овал. Аже Актокаш была красивая. Даже загар, который обрамлял лицо начиная от бровей, проходя по скулам и под самый подбородок нисколько нее не портил.
Настоящую красоту испортить ничто не может! Ее можно только спрятать.
Своей не смышленой детской головой сделала открытие – не зря родители аже Актокаш дали такое имя. Это имя ей идет. Она такая же как пряник с глазурью. Дома рассказала родителям о своем умозаключении. И какого же было мое разочарованье, когда родители сказали, что Актокаш это прозвище.

В нашем совхозе также жили девочки лет десяти – двенадцати смуглые. Одну звали Кампит, другую Шиколад. Как не смешно, опять-таки мы дети думали и в том числе и я, это их настоящие имена. Бывало, не раз вместе играли. Ходили в одну школу, только они посещали класс, где обучение велось на национальном языке. Они тоже были из многодетной семьи, жили небогато.
Прозвали Кампитом, не только другие дети, а даже сами ее близкие. Как поняла Кампит была младшим ребенком и любя, балуя – сладкая, как «конфета» - кампит – что значит конфета.
Шиколад – по русский шоколад. У нее были пухлые щеки, высокая, с длинной косой. Так как она была еще «поджаристо» смуглой – тоже родные ее так прозвали – смуглая как «шоколад» - любя как понимаете шоколад не только темный, но и сладкий.

Хочу рассказать еще об одном человеке. Мужчина лет за шестьдесят. Летом захаживал к дедушке с бабушкой пить кумыс. У него не отсутствовали обе ноги выше колен. Челюсть свисала, поэтому он ее подвязывал белой широкой лентой, вроде из простыни. Протезов у него не было возможно из – за отсутствия суставов. Передвигался, опираясь на руки и на дощечки с ручкой, похожие на строительные терки. Штанины загибал под себя и еще поверх были подшиты брезентом или дерматином. Когда он шел за ним оставался шлейф пыли. Зимой ни разу его на улице не видела. Человек был добрый, сильный духом, никогда не жаловался и сетовал на судьбу. С моим дедушкой много разговаривали, шутили. Из рассказов про войну стало понятно, что рядом с ним взорвалась немецкая граната. Вследствие чего получил такое увечье. Зимой ни разу его на улице не видела. Когда я просила моего деда – кто ему помогает зимой – сказал, что соседи. Чистят снег, приносят воду....
Жил один. В совхозе к нему относились с уважением.


*Жаулык -женский головной убор, которые женщины носили в преклонном возрасте. Практическая ценность жаулыка довольно очевидна: он защищал голову, особенно волосы, шею и грудь женщины от пыли, ветра, холода и жары, не давал волосам падать в казан во время готовки.


Рецензии