Кадетское творчество

из сборника "Годы кадетские 1963-1970. Киевское СВУ."

На фото- Геннадий Шпаликов (крайний слева) на вечере отдыха или в кафе с курсантами, бывшими  однокашниками  по Киевскому суворовскому военному училищу (фото из архива однокашников поэта по КвСВУ, выпуск 1955 года).
 
       С первых дней  в училище, то есть с 11 лет,  мы учились   дорожить своим кадетским званием, положением и честью.   Как-то незаметно у нас, тогда еще почти  малышей укоренялось  в сознание, что мы должны  в любой ситуации стоять друг за друга стеной. В устной форме пересказывались , услышанные от старших и приукрашенные  детским воображением  положения кадетского кодекса поведения.  В нем, безусловно,  первую очередь занимали  вопросы сплоченности,   оказания помощи  слабым, воспитания в себе   силы воли, настойчивости, целеустремленности и  выносливости, смекалки и изобретательности, уважения к представительницам слабого пола, необходимости быть всегда чисто, аккуратно, красиво и модно одетым. Как- то  постепенно формировалось сознание того, что  кадет должен уметь и преуспевать во всем. Привитые  в детстве принципы  в дальнейшем неоднократно помогали лично мне в самых тяжелых и трудных, а порой и безвыходных, на первый взгляд жизненных ситуациях.    
        Очевидно большое влияние на наше становление и  воспитание оказывал и наш кадетский фольклор, то есть коллективное творчество кадет , отражающее их жизнь,  воззрения, идеалы и принципы, создаваемые ими песни, шутки. К сожалению их у меня сохранилось очень немного.

     Полагаю, каждый кадет - выпускник суворовского военного училища СССР, а их в 1943 – 1955 было открыто 19 ,  хоть раз  слышал  известные кадетские песни «Мама» и «Кадеточка».

Кадетская мама.

С юных лет навсегда я твоей ласки лишился
И ушел из родного дорогого угла,
Ненаглядная мама, в чем я так провинился,
Что меня ты так рано в СВУ отдала.

Незнакомые дяди грубо брали за ворот,
По ночам заставляли нас паркет натирать,
А потом месяцами не пускали нас в город
И учили науке как людей убивать.

Я домой возвращаюсь, плачут сосны и ели,
И любая девчонка улыбается мне.
Пролетят незаметно дни короткой недели
И опять загрущу я по родной стороне.

Нас ласкали приклады, воспитали наряды,
И не раз мы глотали пыль в походном строю.
И старушка седая, воду нам подавая,
Долго вслед нам глядела, утирая слезу.

Тот, кто рос и учился, тот, кто жил возле мамы,
Тому песню кадета никогда не понять
У нас не было детства, мы не видели юность,
Разве можно все это на себе испытать?

Мама, милая мама, я тебя не ругаю,
Ты всегда мне желала только счастья-добра,
А теперь я с друзьями в жизнь иную вступаю,
Жаль, прошла незаметно молодая пора...

прослушать можно здесь:


если ссылка не отображается, войдите внизу в режим "написать рецензию", там тексте рассказа  все ссылки есть.
 
или в таком варианте: 
https://www.youtube.com/watch?v=NiswJh06gYQ

Если прямые ссылки пропадут, то можно в поиске
 - Yandex-YouTube- кадетская мама(песня моих суворовских лет).

Или Yandex- YouTube -
Мама, милая мама Вокал,гитара Владимир Егерев

Кадеточка

Кадеточка! Кадетские мечта!
Я водку пью, я так тебя люблю.
 Рекой лилось вино,
И танго старое, тоски полно,
Под рыдающий гитары звон
Ты прогоняла меня вон.
 В сырой губе блатные песни пел.
Кадеточка!
Я за тебя сидел,
 За веру крепкую
За любовь свою кадетскую,
За рыдающий гитары звон,
И за то, что был влюблен.
Забыт ли я, быть может, проклят я?
 Кадеточка! Не забывай меня!
Мечты кадетские,
 Жизнь собачья, нравы светские,
Плачут струны с ними плачу я.
Где же ты любовь моя.
Пройдут года, полюбишь офицера ты.
 Грудь в орденах, знакомые черты,
 И в офицере том
 Того кадета узнаёшь с трудом,
Что под рыдающий гитары звон
Ты прогоняла его вон.

Слушать:

В исполнении Н. Бабкиной:
в поиске:
Yandex- Бабкина Н. Кадеточка Слушать онлайн. Музыка Mail.Ru

или такой вариант:

https://www.youtube.com/watch?v=t5uYoJaFxjQ
В поиске: Yandex-YuoTube- Кадеточка

https://www.youtube.com/watch?v=tWm-H9J6EpQ
В поиске: Yandex- YouTube - Юрий Контишев: «Кадеточка», песня киевских кадетов 1912 г.

В интернете встречаются утверждения о том, что песня была создана киевскими кадетами в 1912 году, но на мой взгляд эта версия малоправдоподобна, т.к. музыка "Кадеточки" очень похожа на музыку песни "Студенточка", сочинённой якобы П. Лещенко в 40-х годах о своей второй жене, на музыку Жоржа  Збырчи (Клода Романо), если это так, то "Кадеточка" не могла появиться в 1912 году.

       Кадеточку и Маму знали и пели во всех суворовских училищах Союза.  Возможно распространение в своё время они получили на ежегодных спартакиадах суворовских военных училищ, куда съезжались кадеты -спортсмены со всех СВУ и где они, естественно,  тесно между собой общались, обмениваясь результатами своего творчества.
  Судя по тому, что музыка «Кадеточки» аналогична известному и  популярному в 50-х годах танго в исполнении П. Лещенко «Студенточка», можно предположить, что обе  песни были созданы в начале 50-х.   
      Мой друг,  выпускник 1955 года Киевского СВУ Олешко О.Ю, считал, что сочинили эти песни кадеты именно нашего училища, хотя, кто конкретно, он не называл.  И если это так, то скорее всего они были результатом коллективного творчества, что вполне возможно, так как среди киевских суворовцев тех лет было много ребят незаурядных, добившихся в последствии в жизни значительных успехов,  в  различных сферах деятельности,  том числе и в творчестве.   Так, например, выпускник  Киевского СВУ Геннадий Шпаликов, закончивший училище в 1955 году,  стал известным советским киносценаристом, кинорежиссером, поэтом, автором известных песен «Я иду , шагаю по Москве», «Пароход белый- беленький" и других.
 
    В младших классах у многих ребят в нашем классе появилось увлечение- мы заводили общие, 40 листовые тетради,  куда на самоподготовке  переписывали  слова интересных нам песен,  стихов, шутливых фраз и самодеятельных басен.
Первыми там, конечно,  были «Мама»  и «Кадеточка». В младших классах переписал их к себе в такую тетрадь и я .   Так как хранить её  на каникулах  мог только дома, с песнями конечно  познакомилась моя мама и  очень обиделась на слова: «Ненаглядная мама, в чем я так провинился, что меня ты так рано в СВУ отдала», приняв их на свой счёт. 
Пришлось  объяснять, что это я не я сочинял эту песню, просто переписал её у друзей, а из песни, как известно, слов не выкинешь.
В тетрадку мы записывали и придуманные нашими кадетами шутливые фразы. К сожалению их сохранилось не очень много.  Поскольку писались они для своих, таких же кадет в начале 60-х,  то и использовались всем тогда известные названия , например, кинофильмов и, чтобы было понятно о чём шла речь,  я ниже, в примечаниях поясняю их  смысл. 

Кадеты в столовой – истребители,
Кадет на разводе – перед смертью  не надышишься.
Буфет – центр нападения, остров сокровищ.
Подсказка с парты – подвиг разведчика*.
Кадет после Остра* – очевидцы Бухенвальда,
Контрольная по физике – неразгаданная загадка.
Кадет в наряде – долгий день короткой жизни,
Контрольная по алгебре – тайна шифра*.
Кадет на экзаменах – хождение по мукам,
Кадеты идут в столовую – лавина с гор,
Контрольная по геометрии – загадка старой мельницы,
Кадет за рулем – адские водители,*
Ответ у доски – репортаж с петлей на шее*,
Кадет на самоподготовке – человек-невидимка*,
Двойка – прощай любимый город,
Кадетский патруль – королевский пират,
Кадет без шпаргалки – всадник без головы,
Кадет в городе – мистер Питкин в тылу врага*,
Ответ у доски – допрос молодогвардейца.
 Облава на курящих – операция «Кобра»*,
Кадет ищет закурить – цель его жизни.

Сохранилась и одна из кадетских басен, подражание Крылову, которая возможно покажется кому-то  наивной и слишком простой,  но следует учесть что её авторам было  всего 11- 14 лет. 

  Кадет задумал увольняться,
да надобно к майору* обращаться.
Майор, проверив внешний вид
подумав, строго говорит :   
„ А знаешь ты, что увольненье  –
один из видов поощренья ? !!
А ты  мне год назад, забыл?   
Паршивец,  нагло нагрубил.
Я этого приятель не забыл! 
«Помилуйте!, - кадет взмолился,
 - Не я ведь в этом провинился.
Всего в училище полгода я.»
„ Ну, если и не ты, тогда твои друзья,
Из  вашего кадетского же взвода
Еще наглей  я не видал народа!»

Досуг мне разбирать твою вину, щенок!
Ну, марш в казарму, путь тут недалек!»
Кадет послушно «есть» сказал
И в самоволку убежал!

Мораль сей  басни такова :
Кадет ! Коль хочешь увольняться,
не надобно к майору обращаться !

_________________________
Примечания.
*- «к майору обращаться»-  должность командира взвода по штату в училище была майорская. Заместителя командира взвода – сержант, или старшина- сверхсрочник.
*- «Подвиг разведчика»- широко известный в 60-е  годы и бывший классикой жанра советский героико-приключенческий фильм (1947 г.)  о советском разведчике (актёр- Павел Кадочников). У  молодежи 60-х с иронией и в шутку часто  употреблялся пароль из фильма, которыми обменивались его герои:  «У вас продается славянский шкаф?»,  отзыв: «Шкаф продан, могу предложить никелированную кровать с тумбочкой».
*- «Остёр»  - В г. Остёр Черниговской области в начале 60-х был учебный центр Сухопутных войск. Суворовцы КвСВУ до 9 класса выезжали на лето в свой летний лагерь возле с. Трушки Белоцерковского района Киевской обл., а после 9 класса в лагеря остёрского учебного центра,  где проходили в полном объеме военную подготовку. При этом за каждым было закреплено боевое  оружие (АКМ или РПК), одевались уже не в суворовскую форму а в солдатское полевое обмундирование с полным комплектом снаряжения (противогаз, сапёрная лопатка, плащ-палатка, фляга и т.п.) .
*- «Тайна шифра»  - худ. фильм (Румыния) 1959 г. о борьбе Румынской контрразведки с гитлеровскими агентами охотящимися за кодами секретной шифровальной машины аналогом Энигмы.
*  - «Адские водители» - худ. фильм,  Великобритания 1957 г. Триллер, драма, криминал.  Бывший заключенный Том устраивается на работу в компанию «Хьюлетт» по перевозкам сыпучих грузов. Назревает конфликт с Редом, самым главным и дерзким среди всех водителей, после чего начинаются не перевозки, – а гонки, не на жизнь а на смерть
* -  «Репортаж с петлей на шее»  - книга, написанная в нацистской тюрьме чехословацким журналистом, антифашистом и коммунистом Юлиусом Фучиком.
*  - «Человек-невидимка»  - всемирно известный фантастический роман Герберта Уэлса,  1895 г.
* -  «Мистер Питкин в тылу врага» — популярная в СССР в начале 60-х годов  английская кинокомедия из серии о   приключениях солдата Нормана Питкина,  1958 г. В советском дубляже фильма роль главного героя озвучил Г. Вицин.

*  -  «Операция „Кобра“» — советский односерийный художественный фильм,  1960 года  о советских пограничниках, которые рассекретили операцию под названием «Кобра», организованную иностранной разведкой. Цель этой операции — ежедневное фотографирование военного объекта…


Рецензии
С благодарностью за кадетские истории от кадета КвСВУ 1977-1979 и с Уважением

Аллин Олег Аллинастро   02.09.2022 12:39     Заявить о нарушении
Спасибо Олег. Напомню, что в первую субботу декабря традиционная ежегодная встреча выпускников нашей кадетки. Мой адрес для уточнения cadt@yandex.ru

Александр Жданов 2   02.09.2022 13:05   Заявить о нарушении
Благодарю, Александр. Принято, вкл. в избранные. Хотя в Москве бываю редко. С Уважением

Аллин Олег Аллинастро   02.09.2022 13:16   Заявить о нарушении
Мало ли, может быть в 1 -ю субботу декабря появится возможность. Хотя в этом году полагаю будет не так много людей, как раньше, т.к. общество разделилось и наверняка кто-то окажется под влиянием бандеровской пропаганды.

Александр Жданов 2   02.09.2022 19:56   Заявить о нарушении
Из вашего выпуска на встречах бывали ребята, например Бессонов, Емельянов. Фролов , и др.

Александр Жданов 2   03.09.2022 09:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.