Люди на бетонке. Товарищ Бумеранг

   Услышал я эту то ли байку, то ли быль в начале 1963 года, а происходило это лет на десять раньше.

   Приехал я в авиационный полк молодым лейтенантом и назначили меня старшим техником группы обслуживания в вертолётную эскадрилью. Всех моих однокашников назначили бортовыми техниками, они были холостяками, а меня, женатого — старшим техником, чтобы я не болтался неделями по командировкам, а был при семье. Я немного повозмущался, что не попал в «лётно-подъёмный состав» и успокоился.

   Поскольку опыта низовой руководящей работы у меня совсем не было, то я первое время «стажировался» у начальника группы обслуживания по вертолёту и двигателю старшего лейтенанта Коваленко Константина Филипповича. Он отслужил в армии двадцать три календарных года и уже готовился к увольнению по выслуге лет. С ним я ходил на полёты, он мне всё подробно рассказывал и показывал, всё и обо всём, что входило в мои обязанности.

   Особенно мне нравилось слушать рассказы Константина Филлиповича или «деда Кости», как его за глаза называли молодые лётчики. Особенно щедро Коваленко делился воспоминаниями службы в других полках, когда мы ждали экипажи с маршрутов во время ночных полётов.

   В одну такую ночную смену я упомянул, что во время учёбы в училище был «секретчиком», получал секретную литературу и читал в библиотеке приказы про разные случаи на ночных полётах. Про случаи, когда солдаты летом засыпали в траве, а спецмашины наезжали на них и травмировали.

   И тогда Константин Филиппович рассказал тоже случай, который произошёл у них в полку, где он раньше служил. Было это на МиГ-15, которые готовили для командировки в Корею, где тогда шла война.

   Тогда полётных смен  было не меньше трёх в неделю с переходом со дня на ночь, а лётчики в дежурных звеньях часами не вылезали из готовности.

   Увольнения солдат в город в те времена были редкостью и особенно недисциплинированные солдаты бегали в самовольные отлучки. С ними приходилось бороться гарнизонным патрулям. Особо результативным был по поимке самовольщиков офицер-лётчик капитан «Бумеранг». «Бумерангом» его окрестили солдаты за то, что при поимке каждого, капитан произносил:

   — Запомните, товарищ солдат, всё возвращается бумерангом!

   Однажды капитан изловил механика самолёта, который обслуживал Константин Филиппович, по фамилии Хвиртко. И этот ефрейтор Хвиртко попался не только на самоволке, но и был подвыпившим. Как и всех, капитан «Бумеранг» определил его к коменданту гарнизона на гауптвахту. А ещё оказалось, что ефрейтор Хвиртко числился в звене капитана и когда он вышел с гауптвахты, то об этом пришёл докладывать тоже капитану «Бумерангу», но растерялся и начал докладывать:

Товарищ Бумеранг!..., но поняв, что у него вырвалось, замялся и начал снова:
 Товарищ капитан! Ефрейтор Хвиртко прибыл с гауптвахты.

   Капитан засмеялся  и махнув рукой, сказал:

   — Запомните, ефрейтор, бумеранг всегда возвращается, так что заканчивайте с самоходами.

   На этом инцидент был исчерпан. Но не для ефрейтора.
 
   А в те далёкие времена был такой порядок, что перед полётами все свободные солдаты и офицеры выходили на взлётно-посадочную полосу и шли несколькими шеренгами, внимательно осматривая бетон, выискивая мельчайшие посторонние предметы, которые не убрали специальные агрегаты, очищающие полосу.

   Так было и в те полёты. Но случилось так, что ефрейтор Хвиртко что-то заметил на полосе, но никому ничего не сказал, так как был обозлён на офицеров за гауптвахту.
 
   Начались полёты и третья машина, которая взлетала, схватила кусок смолы с бетонки и самолёт МиГ-15 упал недалеко от торца полосы, не набрав достаточной высоты, чтобы спланировать. Лётчик катапультировался, но высота была малая для катапультирования и он получил сильные травмы, но остался жив. В дальнейшем его списали с лётной работы по состоянию здоровья.

   Через несколько дней по полку поползли слухи, что ефрейтор Хвиртко видел этот отколовшийся кусок, но никому не доложил. Правда это было или ефрейтор зло бахвалился, чтобы отомстить за свой арест и сидение на гауптвахте, так и осталось тайной, хотя этим и занимался «особист». Беседовал с ефрейтором об этом и капитан «Бумеранг», но кто же об этом признается. Так всё и спустили на тормозах. Но поговаривали, что капитан «Бумеранг» как-то добился, что ефрейтор не сказал о том куске смолы, но он сожалеет об этом и не хотел этого. Но вскоре об этом совсем забыли.

   А на следующее лето ефрейтор Хвиртко на ночных полётах отошёл от всех в сторонку и уснул в траве. А в это время молодой водитель на воздухозаправщике разворачивался и заехал на траву и наехал на спящего ефрейтора. При этом у Хвиртко были травмированы ноги и его после госпиталя уволили по инвалидности.

   А в полку с тех пор всем механикам, которые попадались на грубых нарушениях напоминали:

   — Вот подождите, капитан Бумеранг обязательно возвратится.

   Этот рассказ старшего лейтенанта Коваленко про капитана «Бумеранга» я запомнил навсегда. И вам рассказал. Он мне показался поучительным.


      Следующий рассказ смотреть здесь: http://proza.ru/2020/06/03/1256
   

      


Рецензии