Юра

                Посвящается моему однокласснику

  Жизнь длинна, когда ты молод и здоров. Впереди целая вечность, чтобы наделать ошибок и их исправить.
  Все мы родом из детства! Верю в это отчасти. Наши добрые, трудолюбивые родители воспитывали нас в основном одинаково: ругали за плохие оценки и плохие слова; наказывали за вранье, первое воровство. Приучали к труду, уважать старших, защищать слабых. Это каноны воспитания, а остальное, в большей или меньшей степени,  индивидуальный подход родителей и бабушек – дедушек. Все что недодавали в семье - компенсировала улица. Только там, теоретически, должны быть такие же   воспитанные дети, ведь они не из воздуха же взялись, а из соседнего подъезда или дома, у которых тоже есть  куча воспитанных родственников. Поэтому  общество должно быть порядочным и воспитанным. Так?

  Мальчишка в детстве должен быть немного озорником  со своим характером, это мое мнение, чтобы во взрослой жизни мог отстоять себя, свою жизненную позицию. Не прогнуться под давлением чужого мнения и не спасовать перед физической силой. Для этого нужна смелость. Думают ли об этом мамы, когда воспитывают своих сыночков. Воспитать сильного духом и телом  мальчика очень ответственно. Хорошо если у мальчика есть рядом мужской пример. Я не говорю, что воспитание девочек безответственно, просто сейчас зашел разговор о мальчиках. Самое страшное, для мужчины, услышать «Ты не мужик». Имея в виду все что угодно: характер, поступки,  внешний вид, физические или физиологические данные и так далее. Как тяжело им соответствовать.

  Юра рос в полной, интеллигентной семье, с матриархальным уклоном. Он был старшим из детей, кроме него еще были сестренка Оля и братишка Павлик. Учеба давалась ему легко, не хулиганил, слушался родителей. Образцово – показательная семья!
  - Теть Том, а Юрка выйдет? – под дверью стоял чумазый мальчишка.
  - Выйдет, когда уроки сделает. А ты, что уже все сделал?
  - Ага, - врал парнишка, сбегая по ступенькам вниз.
  Был у Юры  закадычный друг, одноклассник Сашка. Который являлся для него авторитетом - он  не боялся и делал все, что хотел. Юру это очень удивляло, он всегда думал, что скажут родители, учителя, родственники, знакомые. Ему очень хотелось быть похожим на него. Пока дети были маленькими, родители  смотрели на их дружбу спокойно. Но дружба подростков им не нравилась. Сашка плохо учится, и плохо влияет на их сына. Когда им было лет по тринадцать, некурящие родители, унюхали от сына запах табака.
  - Ты начал курить, сын? – Спросил однажды Павел Андреевич.
  - Да нет, - отвел глаза Юра. – Просто с ребятами на скамейке посидели, вот и провоняла одежда.
Отец видел, что мальчишка врет и это его волновало больше, чем сигареты. Кто из мальчиков не баловался в свое время? Но вранье… убивает доверие и отдаляет друг от друга людей. Учителя бьют тревогу, Юра стал хуже учиться, чем мог бы. Оценки не так важны для него, как уважение приятелей.
  - Ох, не доведет до добра – эта дружба с Сашкой, - причитает мать. - Брось его! Я запрещаю тебе с ним дружить.

  Сашка  рос, как перекати – поле. Его пьющие родители мало заботились о нем.  Немного подросший он подворовывал бражку у них и приносил в школу. С друзьями распивали сладкий напиток на перемене. Время проводили весело, хулиганили по  мелочи.  Бравировали друг перед другом бесстрашием, хамили учителям. Юра не хотел быть «белой вороной», а скорее всего, боялся. Примерный мальчик вырос с трусливым характером.

  Окончив восемь классов, Тамара Васильевна отвезла Юру во Владивосток, подальше от дружка, где он поступил в техникум. Самостоятельная жизнь Юре очень нравилась, никто не зудит над ухом. Целую неделю предоставлен сам себе, на выходные приезжал  домой, чтобы мама постирала вещи, взять деньги и продукты на неделю. Сашка тоже ушел из школы в училище - учителя были несказанно этому рады, жил дома и ездил утром на учебу, на рейсовом автобусе.
  На втором курсе у Юры появилась хорошая девушка, Лена. Она была старше его на два года. Серьезная девушка, без вредных привычек, этого же требовала от Юры.  Маме не очень нравилась взрослая девушка сына, но она положительное влияет  на него. Они сговорились избавиться от друга Сашки. Но скоро поняли, бороться с Сашкой, бесполезно. Его авторитет, для Юры безоговорочный, Сашка безбашенный и драчливый парень, выигрывал по всем пунктам.

  По мере взросления у ребят и увлечения стали недетские. Прошли те времена, когда воровали бражку у матери. Вся их большая  компания стала пробовать наркотики, но еще на уровне игрушек. Деньги для этого не требовались, конопля росла повсюду, надо только вовремя сделать запас. Банда разрасталась, в нее входили не только одноклассники, но и  друзья по интересам. Юра  относился к наркотикам равнодушно. Лене это очень не нравилось, боялась - дальше будет только хуже. Он только смеялся.
  - Я могу и не курить (травку), мне абсолютно наплевать.
  - Вот и не кури. Когда ты привыкнешь, будет уже поздно. Это дорога в одну сторону. Обратного пути нет.
  - Да ладно. Нагнетаешь! – Улыбаясь, приобнял  девушку.
  - Разговаривать с тобой бесполезно, - махнула рукой Лена.
  Лена окончила техникум, и уехала по распределению. Она посчитала своим долгом, поставить родителей Юры в известность о его пристрастиях. Больше они не виделись. Юра пережил расставание легко. На третьем курсе  он  перестал посещать занятия. Накопились задолженности по предметам. Когда родители узнали об этом, было уже поздно. Его отчислили после многочисленных предупреждений. Юра с радостью вернулся домой и устроился слесарем на завод.

  Появились личные деньги, материальная независимость давала свободу действий. Наркотики приобретали серьезный характер в жизни, но он еще мог притворяться нормальным. Женился Юра рано. С женой, Викторией, строили грандиозные планы на будущее. Родители, не последние люди на заводе, добились для него комнату в семейном общежитии. Через год родился сын, Максимка. Тамара Васильевна и Павел Андреевич души не чаяли во внуке, радовались, наивно думая, что все в жизни сына наладилось.
  Вика не замечала пагубных привычек мужа, потому что она не знала, как это проявляется. Иногда у него было плохое настроение, грубил жене, не хотел общаться, мог сутками спать. А иногда наоборот был возбужден и энергичен, строил невероятные планы, кружил жену. Они смеялись и были счастливы.
  Добрые люди везде найдутся, которые очень переживают за чужую жизнь. Они то и открыли глаза Виктории на поведение мужа, и какие друзья его окружают.
  - Что ты слушаешь людей. Ты мне не доверяешь? – бесстыдно напирал Юра на жену.
  - Я не… не знаю, - сомневалась  Вика.
  - Все будет хорошо, - верил Юра в свои слова.
  Легкие наркотики уже не действовали. Большую часть зарплаты тратил на уколы. Часто пропадал  на несколько дней. На работе появились прогулы, из  уважения к его родителям, пока не увольняли. Виктория перестала доверять словам мужа, он больше не оправдывался. Постоянно хотелось дозы. Вика приняла для себя трудное решение -  разойтись, далее может быть опасно для нее и сына, пагубная страсть может повлиять на его воспитание. Максим был похож как две капли на отца,  смышленый и умный мальчик, она несет ответственность за него.

  После развода Юра перестал ходить на работу, он не мог работать, физически не мог. Она доставляла  ему страдания. Валялся на диване и ждал когда кто – нибудь принесет дозу. Он не гнушался ничем. Варили, с подельниками, жгучую смесь из соды и ацетона. В квартире стояла жуткая вонь, которая просачивалась в подъезд. Иногда приходила мать выгоняла дружков, убиралась, кормила его. Отец не приходил, ему было стыдно и больно видеть сына. Радовало, что другие их дети выбрали правильную дорогу. Мать страдала, но была сильнее характером и не могла бросить старшего сына. Верила, что еще сможет его спасти. Пробовали кодировать, клали в дурку - результаты были кратковременные, все быстро возвращалось на круги своя. Юра быстро опускался в клоаку жизни. Похудел, вокруг впалых глаз образовались темные круги. Неопрятная одежда висела как на чучеле огородном. От него дурно пахло химкой, стали гноиться ноги, таскал их шаркая как старик. Ему не было и тридцати лет.
  - Лучше бы он уже умер или не родился вовсе. – Однажды в сердцах сказал отец, видя  страдания жены.
Все знали, конец будет неминуемо, рано или поздно. Но все равно случилось это  неожиданно. На работу Тамаре Васильевне позвонила соседка сына.
  - Тетя Тома… Тетя Тома…, - в истерике исходила Марина. – Приезжайте скорее. Юра… Юра… - она не могла выговорить, что случилась.
  Тамара Васильевна все поняла - ее сына больше нет. Бросила трубку, схватила сумочку с ключами от квартиры сына и побежала вниз по лестнице, к выходу.
Когда она, на такси, приехала к дому, там уже стояли Скорая помощь и милиция. У подъезда столпился любопытный народ, при виде ее с ужасом отступили в сторону. На второй этаж она поднималась с трудом, на чугунных ногах. Она понимала, ее сына больше нет. Нет ее мальчика. Ей уже не надо торопиться. Сейчас она его увидит и все узнает. На лестничной клетке всюду была разбрызгана кровь. На носилках лежал, прикрытый простыней, через которое проступило огромное кровавое пятно, сын.
  Милиционер разговаривал с Мариной. Она заметила ее  и бросилась к ней.
  - Тетя Тома, милая - это ужасно! Я ничего не могла сделать, я так испугалась, - затараторила заплаканная девушка. - Он кухонным ножом вспорол себе живот и руками вытянул все кишки. Кричал: «Веревки, веревки…» Ужас! Совсем с ума сошел! А потом упал и умер, – всхлипнула она.

  Похороны прошли тихо, народу было мало. Родители держались друг за друга и не плакали. Все слезы были выплаканы. Тамара Васильевна вспоминала своего маленького хорошего сына.
  - Сашка,- прошептала тихо. -  Будь ты проклят!!! -  Пожелала она виновнику всех ее бед.

Июль2020


Рецензии
Вся душа сжалась от боли за мать. Слёзы... Юру очень жалко...

Стефа Рейо   05.06.2021 18:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.