Студенческие годы

Посвящается моему приятелю
Юре Джапаридзе

На третьем курсе нашего авиационного ВУЗа в славном городе Киеве пришел к нам в группу высокий брюнет. Прохаживался в перерыве лекции, глядя по сторонам. Я подошел, представился. Он протянул руку:
- Юра.
Мы обменялись мнениями о том, о сём, приглядываясь и прислушиваясь друг к другу. Узнал, что Юра ушел из военного училища и перевелся к нам по здоровью. 
- А что с тобой было? – спросил я.
- Язва желудка. – буднично ответил он.
Я посмотрел на рослого краснощекого паренька и чувство сожаления о потерянном им здоровье промелькнуло в мозгу.  Слово за слово, вместе сели в аудитории, тихо переговариваясь, - так и подружились.
На третий день после знакомства Юра пришел к нам в комнату в общежитии и принес две бутылки портвейна. Советского, типа 777. Распив его и предавшись воспоминаниям в тихом журчании разговора, я спросил его:
- Юра, а как твой желудок после выпитого портвейна?
- В смысле? – переспросил он меня в ответ.
- Ты ж говорил, что уволился с язвой.
- Что, в правду, так и говорил? – тут был хохот на всю общагу и еще три раза за вечер Юра просил меня напомнить, как мы познакомились и что он сказал по причине увольнения из военного училища.


Мы все студенты и все учимся, но есть те, кто учит других.
Вот Юра был из таких, - тех, кто учит.
Нас с Виталиком, соседом по комнате он научил играть в преферанс. Причем, учил, как говорится «без дураков», ставки были маленькие, по копейке за вист, но они заставляли задумываться и зря не рисковать.
Тем временем семестр скатился к экзаменам и самый сложный из них был по теории вероятности.
Преподаватель этой самой теории был с претензией на оригинальность. Любимая же тема на лекциях – теория игр, и некоторые иносказательные разговоры касались его интеллекта в игре в преферанс. В таких случаях, Юра, мало слушающий и еще меньше понимающий вопросы теории вероятности, вдруг напрягался и внимал, вернее, впитывал всё, что преподаватель говорил о карточных играх.
Пришло время экзаменов. Все, кроме Юры его сдали. Ему была назначена переэкзаменовка.
В этот день раздался стук в нашу комнату. Открыли дверь. Заходит Юра и загадочно улыбается.
- Что?- спрашиваю.- Выучил?
- Нет. И учить не буду. – подошел к столу и сел.
- А как же сдашь?
- Вот так. – он достал из кармана пиджака колоду карт.
- Не понял. – от удивления я не мог сказать ничего.
- Ну, ладно. Пошел. Увидимся.
Он с улыбкой попрощался с нами и вышел за дверь.
В полном недоумении прошли следующие два часа, пока снова не раздался стук в дверь и не показался силуэт дружбана с сияющей улыбкой на лице. Он держал в руках зачетку и, напевая и пританцовывая, бормотал:
- Четверочку не хочешь? Четверка хороша!
  Четверочку не хочешь? Поет моя душа!
На наши расспросы Юра, вальяжно развалившись на стуле, начал повествование:
- Прихожу в аудиторию, поздоровались, - на меня не смотрит и говорит: «тяните билет». Отвечаю «не буду». Поднимает глаза и спрашивает: «а зачем пришел?». Тут я и пошел ва-банк. Говорю: «знаю вашу приверженность к теории игр, предлагаю, - я вам задам загадку из преферанса, если вы разгадаете в течение пяти минут, я больше никогда к вам не приду. Ну а если нет, четверка за вами». И достаю колоду карт. Он мне: «закрой дверь на ключ.» Пошел, закрыл. Разложил колоду, когда расклад открывается на одной руке, «сколько взяток?» спрашиваю. Он : «Девять». Правильно, говорю. А теперь разложите две другие руки, чтобы с прорезкой получилось семь. «Время пошло». Отошел я к окну, а сердце колотится, бросаю взгляд на стол, вижу: правильно всё делает. Стрелка отсчитала пять минут и я заорал: «Стоп!», не веря своему счастью. И буквально через пятнадцать секунд он сказал: «Решено!». Решено то, решено, но было уже поздно. Поставил он мне «хорошо» с улыбкой и прибауткой:
- Ну, Джапаридзе, ты и жук!


Карты - не единственная игра, которую Юра уважал. Причем во всех её видах. Такие вещи показывал в игре, в том же "дураке", что выиграть у него практически было невозможно. Но играл и в другие игры. Очень уважал шахматы. И вот, прознав, что у нас есть такой человек, пришел к нам в комнату студент с другого факультета, автоматики, - такой напыщенный своей неординарностью и самовлюбленностью. Юра его тут же раскусил.
Автоматчик предлагает:
- Давай сыграем.
- Давай. - отвечает Юра. - Почем партия?
- Три рубля.
- Нет. Десять рублей.
Смотрю я на них и прям азарт какой то побежал, побежал и остановился в районе желудка. А может мне есть хотелось? Но так стало подсасывать под "ложечкой".
Расставили фигуры. Началась игра. Я немножко тоже соображаю в шахматы, вижу: игра идет на равных. Оба умные, расчетливые и ждут ошибку соперника. И тут Юра выдает:
- Ходи, котик!
Автоматчик первый раз проглотил сказанное. Но тут при очередном ходе прозвучало:
- Ходи, котик!
- Не называй меня котиком! - автоматчик покраснел и желваки побежали по лицу.
- Хорошо. - сказал Юра.
Но через несколько ходов, в которых автоматчик успел наделать много ошибок, прозвучало:
- Ходи, котик.
Теперь тот встал, багровый и готовый к рукопашному бою:
- Я же просил тебя не называть меня котиком!
- Ладно...ладно...не буду. - примирительно сказал Юра.
И когда автоматчик сел за стол, добавил:
- Ну так ходи....
И посмотрел на него проникновенным взором, в котором читалось: "котик"!
Шахматную партию автоматчик проиграл. Отдал деньги и больше у нас не показывался.

После защиты дипломов мы получили погоны на фирменные рубашки с двумя с половиной лычками и успели неделю насладиться свободой и званием инженеров. После чего женская половина курса отправилась в отпуск, а мужчины в военный лагерь для прохождения военной подготовки, сдачи экзаменов и аттестации на звание лейтенант запаса. Было нас двадцать человек, как раз взвод; и были караулы, дежурства всякие, стрельбы, теоретические занятия и практические, чтобы понять, что теоретические занятия "ни о чем" и сделать все по своему.
Так прошла половина нашей воинской подготовки, то есть две недели, когда на военный аэродром, где мы базировались, прибыла большая группа студентов нашего института. Была сформирована рота, три взвода прибывших "электриков" и наш взвод инженеров-экономистов.
Но вот в чем фокус! Они были студентами, тогда как мы - инженерами. Они только прибыли, тогда как мы прошли половину военной подготовки. Такой вот статус позволил нам улыбаться, когда командир роты из "электриков" командовал:
- Рота! Направо! Шагом марш!
Вся рота поворачивалась по команде и начинала движение, а мы стояли и ждали команды нашего взводного Леши, старослужащего, исполненного мудрости:
- Направо! Шагом марш!
Конечно, такие маленькие демарши были замечены командиром роты "электриков" и однажды во время вечерней поверки он подошел к нашему взводу и с издевкой сказал:
- Экономисты! Как же я вас люблю!
На что, тут же, от Юры Джапаридзе получил в ответ:
- Так в чем же дело? Приходи сегодня ночью к нам в палатку!
Мощный гогот двадцати глоток сотряс плац. А "электрик" поспешно ретировался и больше к нам не лез.


Рецензии