Мина замедленного действия под общину

Отзыв на книгу «Значит, вам уже не хочется ходить в церковь?» Джейка Колсена, перенес с ЛЛ


Без обратной связи и без понимания того, что эти рецензии кому-то нужны, забросил их написание, но об этой книге напишу несколько слов вот по какой причине. Из раздела с информацией об авторах узнал, что Джейк Колсен – это псевдоним, за которым скрываются два человека, один из которых – Уэйн Джекобсен.

Очень похоже по содержанию и основным посылам книги, что это тот Уэйн, который написал "Он любит меня" (могу ошибаться, не проверял). Меня когда-то попросили прочитать книгу "Он любит меня" и дать о ней отзыв. Я прочитал, и отзыв мой был отрицательным. А потом меня еще несколько раз спрашивали о той книге, я говорил, что книга мне не понравилась, а чем именно – не мог сказать, п.ч. подзабыл, а запись об этом не сделал.

Чтобы такого не случилось с этой книгой, запишу здесь свое впечатление, прежде всего, для себя самого на случай, если надо будет освежить в памяти содержание произведения.

Книга на популярную в последние десятилетия тему о том, что у искренних верующих пропадает желание посещать богослужения и участвовать в жизни общины. Написана, как я понял, в художественном плане, т.е. основной сюжет и канва событий выдуманы (мне трудно себе представить, чтобы череда всех этих совпадений произошла на самом деле, но этот момент я не уточнял).

Я так понял, что через этот художественный материал авторы хотели передать свое понимание церкви и отношений с Богом. И здесь мы подходим к самой сути книги.

Чем она наверняка привлечет людей, ищущих обновления своих отношений с Богом – здесь много говорится об отношениях с Богом как со своим Отцом, о естественности принятия и проявления любви в этих отношениях, об устранении наслоений, которые эти отношения выхолащивают, о личном водительстве Божьем. Это все нужные и важные темы.

Но параллельно в книге развивается мысль о том, что структурированная и упорядоченная жизнь поместной общины может этим отношениям мешать и даже наверняка им помешает.

И здесь я вижу основной вред, который эта книга может причинить христианам. Новый Завет ясно говорит о том, что отношения человека с Богом и духовный рост происходят в рамках Тела Христова и поместной общины, во взаимоскрепляющих связах с другими христианами.

Книга Колсена – сильный удар, направленный на выведение человека из этих связей. Да, взамен авторы предлагают искать общения с подлинными христианами, причем вне конкретных и постоянных структур поместной общины, но четкого описания альтернативы в книге не приводится.

И еще, опасность я вижу в том, что водительство Божье переводится здесь на сугубо мистический уровень, т.е. надо ожидать чудесных встреч, удивительных совпадений, Бог поведет и все устроит, доверься Ему и не переживай. Эту сторону водительства отрицать нельзя, но главный способ водительства Божьего – опора христианина на записанное Слово Божье – здесь почти или практически не освещается.

Читается увлекательно, задуматься об обновлении отношений с Богом как с Небесным Отцом побуждает, но из-за заложенных мин замедленного действия положительной оценки книге не поставлю. 4/10.

27.07.2020


Рецензии