Котёнок

Бабушка всегда исчезала неожиданно. Выйдет на минутку за дверь — и поминай как звали. Причём в любое время суток: утром, днём, глубокой ночью. И так же неожиданно появлялась. У неё были свои ключи. Когда-то любимую бабушку попросили полить цветы — с тех пор ключи у неё и поселились. Ранним утром, пока ещё все в доме спят, заворочается и щёлкнет замок входной двери — и вот она уже здесь со всеми своими многочисленными сумками и шуршащими пакетами. Так было и в это воскресное утро.
Вся семья ещё спала, когда щёлкнул замок, и бабуля прошелестела на кухню: пить кофе, наслаждаясь покоем и одиночеством. Сквозь сладкую дрёму из кухни вдруг послышалось явственное мяуканье кошки, потом ещё и ещё. Бабушка принесла кошку!
Дочь нехотя сползла с кровати, нащупала босой ногой тапок, другой, накинула халат и на автомате потащилась в кухню, щурясь, потягиваясь и зевая одновременно.
— Что это значит? — спросила она мать, разглядывая с порога трёхцветного жалкого котёнка.
— Это я вам принесла на счастье!
Сон с дочери как рукой сняло:
— Спасибо! Мы не просили! Нам такого счастья не надо! Если понадобится, мы сами выберем, кого завести. И не надо нам кошку навязывать — у нас собаки всегда были! Мы их больше уважаем. Но и собаку сами выберем. Так что забирай котёнка и вези, откуда взяла.
— Я его для вас взяла! Мне знак был: видение и сон странный два раза. Я забеспокоилась и поехала к гадалке. Она сказала, что или в вашей или в нашей семье может произойти большое несчастье. А чтобы его отвести, нужно взять в дом кошечку или собачку. Вот я вам и раздобыла котёнка!
— Где добыла туда и отдай! Или домой бери! Нам котёнок не нужен! У нас у детей аллергия и хлопот полон рот! А ты ещё котёнка тащишь! Усложняешь!
— Я вам счастье принесла! Теперь у вас одно счастье будет!
— Забирай и уноси! Мы к животным хорошо относимся, но они нам сейчас не нужны, нам рыбок и цветов хватает! К тому же мы часто уезжаем!..
— Уезжайте на здоровье! Я поживу, за котёнком пригляжу. Мне у вас жить нравится!
— Послушай, не нужно нам его навязывать. Хочешь — себе бери!
— Куда мне! У нас уже две кошки и собака!
— Да! И заметь, всех ты принесла! А что у вас в квартире перенаселение — четверо детей и четверо взрослых — тебе всё равно! Ладно, кошки! Так нет! Притащила здоровую беспородную облезлую дворнягу, что сторожила гаражи, и в квартире с четырьмя детьми поселила. Пусть все мучаются! Зато ты у нас добрая! Пожалела кошечку! Пожалела собачку! Только родных не пожалела! Ладно бы небольшую породистую симпатичную взяла, раз так собачку захотелось!
— Мне маленькую нельзя, да еще которую украсть могут! Мне наоборот нужна была охрана, чтоб выгуливала меня ночью, когда не спится, чтоб никто на неё не польстился…
— Это да! На вашу собаку точно никто не польстится! Но в городскую квартиру тащить к детям громадную беспородную псину с улицы! О чём ты думала? У вас же не загородный дом! Пожалела, а сама у нас неделями живёшь — кофе пьёшь, про животных по телевизору смотришь, куриные косточки в пакет собираешь. А мои бедные сестрички, брат и племянники в это время кормят кошек и собаку, гуляют, убирают. Их ты не пожалела! Бедные они, бедные! А теперь и к нам котёнка притащила! Забирай! Вот тебе коробка, сажай и иди к метро, продавай за пять рублей! Хочешь, мы ему бантик красный завяжем? Пока он маленький — его можно пристроить, а перерастёт — никто не возьмёт! Забирай, уноси!
Но бабуля упёрлась:
— Я его своими руками за ваш порог не вынесу, хоть режьте!
— Что же нам с ним делать? На улицу что ли выкидывать?
— Делайте, что хотите, но сами! Я свою миссию выполнила — спасла вас! А дальше умываю руки!
— Почему мы? Мы его не приносили и у тебя не просили! В какое положение ты нас ставишь? Ах, какие гады, не хотят приютить котёнка! Умываю руки! Добренькая какая! Иди сейчас же и пристраивай сама!
— С места не тронусь! Выкидывайте свое счастье, если хотите, но если у вас кто-нибудь умрёт… Мне видение было…
— Как тебе не стыдно! Видение! Во всех домах бывают смерти! Тогда бы во всех домах с кошками и собаками никто не умирал. Что же тогда отец умер? И Костик в машине разбился, ведь у нас в тот момент была собака! Ты такими страшными вещами спекулируешь! Забирай немедленно котёнка — отдавай, где взяла! Извинись!..
— Нет! Я адрес не знаю, место не запомнила — меня на машине возили.
— Бери, иди к метро!
— С места не двинусь, я сказала. Сами-сами…
Дочь отступилась. Взяла передышку. Несмотря на воскресенье, муж уехал на работу, доделывать отчет. Дети занимались своими делами. Котёнок временами спал, забившись в угол, временами появлялся то тут, то там, играя с занавеской или наскакивая на диван.
Ближе к вечеру вернулся с работы муж.
Зима. Темнеет рано. И вот как начало смеркаться, бабушка сказала:
— Дайте мне будильник. Я завтра рано утром уеду.
— Котёнка не забудь взять! — напомнила дочь.
— Котёнка не возьму! Я его вам принесла. Он здесь и останется!
— Он здесь не останется!
От безысходности и отчаяния дочь схватила котёнка, накинула шубу и как была, в шлепанцах на босу ногу, понесла его вон. На площадке стояли соседи:
— Ребята, вам котёнок не нужен? Нам бабушка принесла, а у детей аллергия.
— У нас же собака есть.
— Будет ещё и киска.
— Нет, нет…
— А Вам, молодой человек?
— Нет, спасибо. А Вы, куда его несёте?
— На улице выпущу.
— Жалко котёнка, там же мороз, минус восемь.
— Кошки — самые морозостойкие существа в мире. До минус ста выдерживают. (Не знаю, правда, какой фашист проверял).
— Выпустите его хотя бы в подъезде! Жалко же!
— Ребята, если жалко — возьмите! А в подъезде выпускать подлость. Здесь уже у всех есть кошки и собаки, его никто не возьмёт.
На улице было студёно. Женщина обращалась к редким прохожим: «Вам котёночек не нужен?» Все качали головами и спешили дальше. Спросила на остановке. Люди смотрели с интересом, но качали головами. От рёва проносившихся мимо машин котёнок сотрясался крупной дрожью. Оставить его на тротуаре рука не поднялась.
Через десять минут, чуть не плача от обиды и досады, дочь вернулась с котёнком в тёплый дом. Бабушка сидела на кухне, пила чай с вареньем и смотрела канал «Культура».
Что ей было делать? Она обратилась к детям с вопросом: кто хочет оставить котёнка.
Причем котёнком он будет месяца два, а лет восемь-десять здоровой никому не нужной кошкой, которая сама по себе. У всех знакомых кошки писали на постель и в обувь, драли мебель, зарывали экскременты в цветочные горшки. В их доме кошка могла ещё заняться ловлей рыбы из аквариума. Но это минусы.
Котёнок же пока ничего такого не делал, а постепенно освоился и пошел обнюхивать территорию. Поиграл с ёлочной мишурой, погонял конфетный фантик, с удовольствием съел желе для маленьких котят, что принесли ему из магазина муж с младшим сыном.
Да, для одинокого пожилого человека, много находящегося дома, котёнок и вправду мог составить счастье, маленький беззаботный пушистый комок. Или для ребёнка, у которого нет братиков и сестричек. Котёнок мог бы стать ему отличным товарищем игр и забав. Но у них был другой случай.
— Мне он не нужен. И не надо запирать его в моей комнате и ставить сюда кошачий туалет — здесь и так душно, — сказал старший сын.
— Мне тоже. Он меня уже поцарапал, на стол забирается и в кровать лезет. Мне это не нравится, — сказал младший.
— А на меня сзади прыгнул — у меня сердце от неожиданности оборвалось, только чудом колготки не порвал. Лезет везде — бесцеремонный очень! — сказала дочь.
Муж обреченно вздохнул:
— Я чувствовал, что этим кончится, что мне придётся за ним убирать и его кормить.
И тут мать семейства не выдержала, возмутилась:
— Почему бабушка должна самоуправствовать в нашем доме? С какой стати? Она здесь не живет, а скрывается от проблем, что сама создала. Это наш дом? Почему мы должны терпеть её выходки!
Она пошла на кухню, встала между мамой и телевизором и стала выговаривать накипевшее:
— Есть бездомные дети, бездомные люди — почему ты их не жалеешь? Почему ты их не ведёшь в свой дом? А этот котёнок не был бездомным — ты его из дома от матери взяла! Последний раз говорю. Собирайся и забирай киску! Она милая, хорошая, но нам не нужна!
— Я её через порог не вынесу!
— Через порог я её тебе сама вынесу!
— Никуда я не пойду!
— Хорошо! — дочь с жалостью посмотрела на мужа. — Это моя мама! Придется мне котёнка самой пристраивать! Вот же наказание! За что мне? Делать нечего, пойду к метро.
Муж понуро стал одеваться. Его было жаль больше всех. Он пришел усталый после работы и вот: вместо отдыха должен тащиться в холод и темень пристраивать котёнка. А с утра опять на работу.
— Бедный ты мой, бедный, правильно говорят: «жениться надо на сироте». Может, всё-таки не пойдёшь?
Они посадили котёнка в коробку и понесли. Но на шумной магистрали он начал биться от ужаса. Испуганного и взъерошенного котёнка муж засунул за пазуху. Становилось всё темнее и темнее. И всё меньше было людей. Положение было безвыходное, но женщина мужественно обращалась к случайным прохожим с одним и тем же вопросом: «Вам котёночек не нужен?» Никому он не был нужен. А многие и вовсе не обращали на них внимания.
— Глупая затея! Кто в наше время возьмёт котенка? Через неделю Новый год! Все спешат домой. Придётся нам его себе оставить… — ворчал муж.
— Пожалуйста, помолчи. Это не придаёт мне сил. Мне и так тяжело… Нет, чтоб поддержать... Вам котеночек не нужен? — повторяла молодая женщина в сотый раз с безнадёжным упорством.
Так они дошли до метро.
— Вам котёночек не нужен?
Люди шли мимо усталые, понурые.
— Это с самого начала была безнадежная затея, — говорил муж.
— Вот увидишь, возьмут. Я дам пятьсот рублей впридачу, на корм, — нашлась жена.
— Это будет оплаченное убийство. За такие деньги у тебя его любой алкаш возьмёт.
— Вам котёночек не нужен?
— Спасибо, у нас уже есть кошка, — те люди, что так отвечали, подходили, улыбались и гладили котёнка, — ишь какой симпатичный!
— Сколько стоит? — спросил пожилой человек.
— Пятьдесят рублей, — почему-то ляпнула жена.
Человек прошёл мимо, а она подумала, что наверно он взял бы, если б она не заломила цену. И лицо этого пенсионера ей понравилось.
— Вам котеночек не нужен?
— Я бы взял, но у меня сейчас ремонт идёт. Хороший какой котенок! Он жутко похож на нашу бывшую кошку, -кареглазый молодой человек с удлинённым лицом остановился рядом.
— Ну, так берите. Это кошечка. Они аккуратные. Ремонт — это хлопоты, а кошечка — радость! Берите! Мы её с консервами для котят и коробкой отдаём.
— Ремонт. Опасно. Вдруг с ней что-нибудь случится! Кошка — это ответственность. Я бы взял после ремонта.
— Хорошо, что Вы — такой ответственный. Где мы еще такого ответственного хозяина найдём? Берите!
В это время к молодому человеку подошла улыбающаяся светловолосая девушка, чмокнула его в щеку и сказала:
— Смотри, Павел, как этот котёнок на нашу Фаню похож!
— Девушка, берите котёночка! О таких хозяевах только мечтать! И квартира есть.
— У нас ремонт… Извините…
Они с сожалением отошли.
Навстречу гурьбой шли молодые ребята.
— Вам котёночек не нужен?
— А сколько стоит?
— Бесплатно плюс консервы. И коробка есть.
— Бесплатно я возьму, — сказал весёлый светловолосый парень, — и коробку давайте.
— Берите и коробку, и консервы, и денег можем дать впридачу на питание, — супруги воспряли духом.
— Денег не надо. Вот Вам пятачок на счастье! Это кот или кошка?
— Кошка!
— Вот и отлично! Сейчас мы тебя посадим в коробку…
— Никита! Не надо в коробку, дай мне подержать. Можно я его повезу? Какой маленький! Какой хорошенький! Ну, Никита, ты отжёг! Я тебя уважаю!.. — восхищённо затараторила девушка рядом.
И весёлая компания с котёнком и коробкой уплыла в открытые двери метро. А пара пошла домой.
— Ты уверена, что это надежный парень? — муж с сомнением покачал головой.
— Да, я на него надеюсь. Добрый, весёлый. Уж получше нас будет!
— А если он его выбросит?
— А если нет? Что догнать, спросить? Что ж ты о людях такого мнения плохого? Я верю в людей!
— По-моему ты его просто сбагрила! Не хватило милосердия у себя оставить!
— Почему мы должны держать кошку, если любим собак? Мне детей в детских домах и бедных стариков больше жалко. Что же ты о них не печёшься?
— Этот котенок был нашей проверкой, экзаменом. Ты его не выдержала! В какой ужасной резкой форме вылила на свою маму весь негатив! Слушать было неприятно, дети и те притихли, испугались!
— Ну конечно! Я одна кругом виновата! Злая, жестокая! Вы с утра разойдётесь, а я с кошкой останусь. Вы же не пошли её пристраивать!
— По-твоему милосердию нет места в жизни? И мимо грудного ребёнка на улице тоже пройдёшь?
— Не передёргивай! Я котёнка пристроила! И ребёнка надо взять, обогреть, позвонить в милицию, в скорую.
— Ты на бабушку налетела. А забыла, как сама с улицы щеночка принесла?
— Я принесла переночевать к себе домой, пожалела. А потом бы малыша пристроила, если бы вы не уговорили оставить. И бабушка могла не навязывать котёнка таким страшным образом с угрозами и видениями, а попросила бы постоять с ней у метро, помочь пристроить. И вообще не надо загонять себя в ситуацию, с которой не можешь справиться. А если уж берёшь ответственность, то до конца.
— Что же, по-твоему, и детей не надо из детского дома брать — вдруг не справишься? Неизвестно же, какая там наследственность?!
— Бывают такие случаи. Нужно очень хорошо подумать!
— Вот ты какая! А сама ко мне прибилась котёнком. И ничего!
— Ты что, жалеешь? Женишься — не женишься, в любом случае пожалеешь. Это еще Сократ сказал. Жалеешь?
— Нет, терплю. Но иногда сильно на тебя удивляюсь…
— Спасибо на добром слове, благородный мой… Терпи дальше! Не уверена, что это прибавляет нам любви. У меня и так сплошное чувство вины перед всеми. Спасибо Вам всем большое!
Они пришли домой. Бабушка всё так же сидела на кухне, но теперь читала книжку. За это время в банке с вишнёвым вареньем не осталось ни одной ягоды, зато на столе красовалась внушительная горка вишнёвых косточек. Дочь подошла и сказала:
— Что это значит?
— То, что я очень люблю вишнёвое варенье и хочу у вас им наесться!
— А почему же ты только ягоды выловила — считаешь, что мы их не любим? И почему бы тебе с такой любовью к вишнёвому варенью не наварить его летом самой?
— Ты же знаешь, у нас его разъедят раньше, чем я доварю. Поэтому бесполезно и начинать, — спокойно, как неразумному ребенку, объяснила бабушка и облизнула ложку.
— Да, это сильный довод! Но вот что я тебе скажу, дорогая моя, любимая! Знаешь, раз уж ты начала в наш дом втихаря кошечек и собачек приносить — отдавай нам ключи от нашего дома!
— У меня их нет, — ответила бабушка.
— Как это? Ты же с утра открывала дверь.
— С утра были, а теперь — нет. Наверно, вы их сами вытащили.
— И откуда же? Из кармана, сумки, пакета? Где они были? Чего-то в этом роде я ожидала! Но сваливать на нас! Хотя нападение — лучшая защита!
И «несолоно хлебавши» дочь удалилась с кухни — жить дальше, терпеть и любить.
Утром бабушка незаметно исчезла. Она исчезла, а обида осталась. Вечером потерпевшая позвонила сёстрам:
— Представляете, наша красавица вчера удружила — привезла нам котёнка, говорит, видение ей было. И нам поздно вечером с Костей пришлось тащиться к метро и два часа его пристраивать. Я горло себе сорвала. Охрипла, осипла, чаем с мёдом спасаюсь. А ей хоть бы хны! Я её скоро бояться буду. Всех жалеет кроме нас!
— А знаем, она его сначала к нам привезла. И тоже втихаря. Он у нас три дня жил. Через три дня мы все взбунтовались — куда нам три кошки?! — и она его к вам повезла. Говорит:
— Я его к Любе отвезу!
А мы:
— Она хоть знает?
А она:
— Ничего, Любаше сюрприз будет!
— Хорошенький сюрприз! Меня чуть «Кондратий не хватил» от её сюрприза!
— Ты ещё ничего отделалась! У нас-то две кошки и собака так и живут! Причём у собаки, похоже, клаустрофобия — она же привыкла к улице, простору. И когда её в комнате запирают, она выть, скулить начинает. Бабушка думает, что ей по нужде надо и выпускает её на улицу. А та в подъезд зайти сама не может — замки кодовые — и гуляет до потери пульса. Утром мне на работу. А она за мной… и ещё норовит в автобус запрыгнуть. Я её гоню домой — она не уходит. Все смотрят. Сплошное позорище! И собака та еще — облик специфический! Пробовала её домой загнать — умная, удирает… Вот так и живём!.. Так что ты ещё хорошо отделалась!
— Да, сестричка! Вам не позавидуешь! Поговорила с тобой — как-то легче стало! Вы там приглядывайте за бабулей. Пусть уж очень сильно не переживает! Я уже почти отошла!..
— Не волнуйся! Она к подруге в гости поехала. А у той кроме белой крыски живности нет!
— Будем надеяться, что подруга ей крыску не отдаст. Ну, пока, сестрёнка. Всем привет. Люблю вас.
После телефонного разговора с сестричкой молодой женщине действительно полегчало. Что с матушкой поделаешь, раз она такая сердобольная?!
Но что смущает её гораздо больше, так это то, что в последнее время она всё чаще стала обращать внимание на бродячих псов и собак, и особенно на то, какие у них говорящие умные глаза…


Рецензии
Очень трогательно. Благодарю. Что-то не нашла пока про щеночков и зайчика, так много всего! Продуктивно работаете!

Лилу Калашникова   28.06.2022 20:53     Заявить о нарушении
Дорогая Лилу! В интернете набираете: Любовь Машкович щеночки. И готово! Читайте на здоровье. Спасибо за отзыв. Всех благ! С уважением, Любовь

Любовь Машкович   29.06.2022 04:00   Заявить о нарушении