Вера

Мы идём на престольный праздник в восстановленный храм поблизости. Вокруг царит общая радость и приподнятое настроение. Мы знаем, что больше всего здесь сегодня девочек, девушек, женщин и старушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София, потому что это их праздник — именины, День Ангела, тридцатое сентября.
Мы очень рады тому, как на глазах хорошеет Софийский храм. Мы молимся за себя, близких, всех труждающихся в храме и, особенно, за настоятеля, батюшку Бориса.
Вдруг кто-то дёргает меня за рукав. Оборачиваюсь и вижу худощавую женщину средних лет. Она с надеждой смотрит на меня:
— Как я рада, что разыскала вас! Вы меня не помните?
— Извините, нет, — мы с мужем с недоумением смотрим на незнакомую женщину.
— А я — ваша соседка Вера, по прежней квартире, этажом ниже жила. Семь лет вас искала, Слава Богу, нашла!
— Вера, дорогая, зачем же Вы нас искали? Мы ведь с Вами практически незнакомы.
— Виновата я перед вами. Помните, подала на вас в суд, что вы меня залили, с вас тогда ещё четырнадцать рублей взыскали. Хочу их вернуть, руки мне жгут. Это ведь нас прежние жильцы, те, что жили до вас, залили, а меня ваша соседка по коммуналке уговорила заявление на вас подать. А вы с малыми ребятами! Деньги-то взыскали, а я слепнуть с тех пор стала. Почти совсем зрение потеряла! Думаю, умру, но найду — и верну! Так что, вы возьмите! — и она протянула нам деньги.
Мы вспомнили тот случай. Тогда мы жили вчетвером в коммуналке, в одной комнате маленькой двухкомнатной «хрущёвской» квартиры. Вторую комнату занимала «бабушка-соседка». Как я сейчас понимаю, она и бабушкой тогда не была, просто женщина в возрасте. Наши маленькие дети ходили в садик на пятидневку. Мы, молодые родители, работали с утра до вечера, приходили домой только спать. В выходные уезжали к родителям — там было просторнее. Жили трудно. Поэтому таким шоком для нас стало заявление от соседей снизу, что мы их залили. Пошли разбираться, но не обратили внимания, что ржавые потёки в углу на потолке кухни, сухие.
— Вы понимаете, нас дома целыми днями не бывает, — пытались объяснить мы в суде.
— Понимаем, но залив есть, вода течёт сверху вниз, значит, вы залили, тем более у вас двое маленьких детей! — настаивали судьи.
— Всё верно, но наши дети без присмотра не бывают, вообще редко бывают дома, они ходят в садик на пятидневку, а наша соседка дома находится постоянно: что-то готовит, кипятит, стирает. Может, это она не доглядела? Какого числа произошёл залив?
— Двадцать восьмого августа!
— Вот! Это были выходные, мы с детьми накануне уехали с родителями на дачу. Они могут это подтвердить и их дачные соседи тоже. Вот встречное заявление об обстоятельствах дела, примите к рассмотрению!
Нам объяснили, что все наши словесные доводы — это просто отговорки, а с бумагами в суде считаются и приобщают к делу.
Суд вынес третейское решение: сумму возмещения поделить на работающих жильцов нашей квартиры, две трети с нас, треть с соседки.
Мы были обескуражены: четырнадцать рублей — почти треть аванса, а денег и так отчаянно не хватало. Но заплатили!
Обескуражена была и соседка — отдать приятельнице семь рублей! Тогда и три рубля были хорошие деньги: сильно выручали, чтоб дожить до получки.
С той поры прошло семь лет, деньги сильно обесценились, но всё-таки приличная сумма. И вот эта странная встреча. Отчаяние женщины тронуло:
— Вера, милая! Ну что Вы выдумываете! Это не связано! Не надо никаких денег, оставьте себе. Мы Вам от души желаем здоровья, чтоб зрение ваше поправилось! Сходите к врачу, лечитесь. А тот случай мы давно забыли, зла не держим. Неожиданно, конечно, что это происки соседки, никак не ожидали… Ну да, Бог с ней!
Но женщина настаивала:
— Нет, вы, пожалуйста, возьмите. Для меня это важно. Вы должны взять! Теряю зрение — это мне наказание за вас. Я ведь искала, у всех спрашивала, куда переехали, но никто не знал нового адреса. И вот Бог услышал мои мольбы, привёл!.. Возьмите!..
— Ну, хорошо, если Вы так настаиваете. Но себе не возьмём, давайте отдадим деньги на восстановление храма от всех нас, чтоб Господь нас не оставлял и даровал вам исцеление. Вы, не против?
Вера заулыбалась. Мы сунули деньги в щель ящичка для пожертвований.
Ещё год или два мы встречали Веру на престольном празднике и всегда радовались ей как родному близкому человеку.


Рецензии