Визит

     Приятельствовали они довольно давно. Случилось это как-то само-собой.
     Однажды приехали c малыми детьми на дачу и попросились к соседям, приятной супружеской паре, что жила через дорогу, посмотреть телевизор. Тогда в нашей стране только-только начали показывать диснеевские мультики, и их мальчишки боялись пропустить очередную серию «Чип и Дейл спешат на помощь». А дача была зоной, свободной от телевизора, — так они когда-то между собой решили — вот и пришлось сейчас высматривать, у кого из соседей есть антенна на крыше.
Через день сосед пришёл с просьбой одолжить бензопилу, сухое дерево спилить. Вот так и начали приятельствовать.

     С тех пор много воды утекло. За это время не только дети выросли, но и внуки подросли.

     В этом году июнь не задался. Двадцать дней подряд лило с небес так, что Ольга всерьёз начала задумываться, не всемирный ли это потоп начался и не обещанный ли на 2012 год конец света так буднично надвигается. Земля уже не вмещала воду, чавкала и хлюпала под ногами. Улучшения не предвиделось, потому что за это время солнце выглядывало всего два раза, оба раза на полдня. Каждый раз они облегчённо вздыхали и радовались, что ненастье кончилось. Но стремительный ветер нагонял новые тучи. И снова лило, лило, лило. Что делать на даче в такую пору?

     Тут-то Ольга и предложила:
     — А что, Настёна, собирайся в Москву, к нам в гости. Мы к вам сколько раз заходили, а вы у нас никогда не были. Пора!
     Настёна только руками всплеснула, как она оставит мужа, хозяйство, огород? Кто накормит, приберёт, постирает и прополет?
     — Ты мне про это даже не говори. У тебя всё сверкает и скрипит от чистоты. А если за это время три пылинки упадёт, это всё равно никому, кроме тебя, будет незаметно. Что ты тут видишь, кроме готовки, постирушек и огорода? Устрой себе каникулы! Ты в Москве когда последний раз была?
     Настёна замолчала, задумалась. И правда, когда же она последний раз куда-то выбиралась, пусть даже не в Москву? И не могла вспомнить.
     — Ну вот, — давила Ольга, — и поедем, на нашей машине! Мы в город возвращаемся и тебя забираем! Что, отпустишь жену к нам в гости денёчка на три? — обратилась она к подошедшему Виктору.
     — Да, хоть на неделю, — ответил тот и засмеялся.
     — Ты не смейся, я серьёзно. Настёна боится, что ты без неё с голоду помрёшь. Что, продержишься три дня?
     — Ну, это она лишку хватила. Что я маленький, что ли? — он чуть ли не обиделся, но потом спохватился и задиристо добавил, — ведро щей мне наварит и пусть едет.
     Сказал и пошёл на двор.

     — Слышала? Муж отпускает! В семь вечера к нам подходи, поедем!
     — В чём ехать-то? Мне и одеть-то нечего…
     — В чём есть, в том и поезжай. В чём тебе будет удобно. И полегче одежду бери, дорога дальняя, в тёплом измучаешься. Много вещей не бери, у нас всё есть, даже тапки и зубная щётка для тебя найдутся. Не бери такие пустяки в голову. В Москве все ходят «кто во что горазд». Демократия!..

     Доехали они без больших пробок, потому что субботний вечер люди проводили на даче, и домой в город никто не стремился.
     На следующий день установилась сухая солнечная погода. Они провели чудесный день в Ботаническом саду.

     В понедельник Ольга повела Настю в кино, потом обедали в кафе.
     Это был хороший бизнес-ланч по принципу Оли «дёшево и сердито», но Настя закомплексовала: её обслуживал вежливый официант, подавал готовые блюда и убирал пустые тарелки, а она всю жизнь сама обслуживала мужа, детей и внуков. Настя чувствовала себя не в своей тарелке, ёрзала и закусывала губу. Постепенно в ней закипало раздражение и злость на Ольгу, что поставила её в такое положение. Та же была приветлива и вальяжна, во что бы то ни стало, хотела угодить подруге и переживала, понравился ли той обед. Всё было очень вкусно, готовить повара умели! Но Настя вздохнула с облегчением, когда они вышли из кафе на воздух.
За мостом красовался Кремль. Зубчатый, с красивыми коническими башнями и золотыми куполами он плыл в бескрайнем синем просторе с картинными белыми облаками. От красоты и простора родной столицы Оля ещё больше воодушевилась, даже погода им выдалась как по заказу! Солнечная, тёплая!

     — Раз уж мы оказались рядом с Кремлём, пойдём, посмотрим Царь-пушку и Царь-колокол! — с этими словами Ольга потянула подругу на мост.
     — Что я, Кремль, что ли не видела? — попыталась возразить Настя, но пошла. — Бывала, и не раз… — Она возражала, а сама думала, что всю жизнь трудилась, не покладая рук, и на работе, и на грядках в деревне, всю жизнь обслуживала мужа, сына, внука, но живёт совсем иначе, как-то тяжело и беспросветно, а не так нарядно и легко, как Ольга.

     — Такую красоту и сто раз увидеть мало! Пойдём, пойдём!.. — Ольга тараторила безумолку. — Сейчас позвоню мужу, узнаю, какие у него планы, и вечером можем сходить вместе в театр! А можем и завтра! Когда ты ещё выберешься, и мы с тобой с удовольствием сходим, — радовалась она новой идее.
     Тут уж Настёна не выдержала:
     — Никуда я не пойду! Кино, театр, кафе!.. Вы тут в Москве жируете! А я бы обнесла высокой стеной эту Москву и из огнемёта сожгла, да так, чтоб никто не выбрался! Вот как! Потому что на вас вся страна, все мы работаем!

     Ольгу как обухом по голове стукнули! Она отложила все дела, решила устроить подруге праздник, не знала, куда посадить, чем угостить, что подарить — и получила!..

     Она посмотрела на Настю холодными глазами и сказала строгим ровным голосом:
     — Уж ты-то, моя милая, на нас точно не работаешь! Никого мы не грабим и не обманываем, и в конвертах откаты не получаем. Всю жизнь с мужем честно проработали, правда, не пили и не курили, трудно жили, но пятерых детей вырастили-выучили. Тебе ли не знать! Просто, хотела тебя порадовать, все дела отодвинула, занимаюсь тобой. Жалко, что ты так всё восприняла. И на сеанс мы пошли утренний, билеты дешёвые. И комплексный обед не дорогой. Ты в магазине за продукты больше оставляешь. Мы тоже деньги не печатаем, просто расходуем рационально. Что ты так раскипятилась? В театр-то пойдём? Звонить мужу, чтобы билеты купил?
     — Нет, не нужно! Моя бы воля, я бы уже сегодня домой уехала.
     — Сегодня потерпи. Завтра с утра уедешь, я тебе объясню, как можно легко добраться до вашего города. Комфортабельные автобусы отправляются каждые полчаса.

     Насте уже стало стыдно за свою горячность. Остаток дня прошел спокойно, а утром Настёна уехала. Добралась до деревни благополучно и потом долго рассказывала соседке, как замечательно погостила и отдохнула в Москве.


Рецензии