Окаменевший корабль

Опубликовано в газете "Моя Мальта".

Дворец Фальцон (или Норманнский дом) в древней Мдине очаровывает сразу же, когда входишь в уютный внутренний дворик в мавританском или испанском стиле, с фонтаном
посредине и высокой лестницей, ведущей на первый этаж.
По углам лестницы – львы, на колонне фонтана – тоже львы, да и сам дом словно пропитан рыцарской доблестью, символом которой является царь зверей. Во дворце хранится великолепная коллекция средневекового оружия, которая, словно магнит, влечет к себе любителей исторической реконструкции и знатоков военной истории
Европы.
Правда, меня как представительницу слабого пола гораздо больше очаровали великолепные ювелирные изделия, собранные во дворце. И, конечно же, огромное удовольствие доставили прекрасные полотна, украшающие залы.
Любителям французской живописи наверняка будет приятно узнать, что во дворце Фальцон есть несколько полотен Никола Пуссена, на одном из которых изображен Король-Солнце, Людовик XIV.
Кто же такие Фальцоны, былые хозяева этого великолепного дворца? Эта аристократическая семья была известна в Мдине в течение многих столетий.
Правда, в разные эпохи их имя писалось по-разному: Fauczuni, Falczone и Falson.
Среди представителей этого семейства был Нардо, хранитель сокровищницы собора святого Николая, и вице-адмирал, унаследовавший в древней столице Мальты Мдине дворец, именовавшийся Норманнским.
Почему Норманнским? Да потому, что эта аристократическая резиденция была построена в сицилийско-норманнском стиле. Более того, дворец представляет собой важнейшую часть архитектурного наследия Мальты, созданного сицилийцами, испанцами и местным дворянством. Некоторые части этого здания восходят к XIII столетию.
Вице-адмирал Мишель Фальцон, руководивший городским советом Мдины, был одним из самых известных хозяев дворца. В 1530 г. мальтийское дворянство принимало в этом дворце Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалима, Родоса и Мальты Филиппа
Вилье де Л’Иль-Адама.
Почетный прием Великого Магистра состоялся вскоре после того, как остров был подарен рыцарям-иоаннитам императором Карлом V. В те времена дворец именовался Норманнским.
Завоеватели, морские разбойники, отчаянные норманны приплыли в Европу из Скандинавии. Норманнами их стали называть по имени французской провинции Нормандии, завоеванной этими морскими бродягами. Норманны во главе с герцогом Вильгельмом Завоевателем высадились в Англии и покорили ее, а затем доплыли и до Сицилии с Мальтой. На Сицилии долгое время правила норманнская королевская
династия, в результате чего возник своеобразный архитектурный стиль.
Что же такое норманнский стиль в архитектуре? Считается, что в нем отражена инженерная мысль кораблестроителей-норманнов, делавших все здания похожими на корабли. В результате тяжесть романских конструкций сводилась практически к  одному архитектурному «скелету». Пропорции норманнского стиля имеют многосходного со  стропильными перекрытиями каркасов кораблей. Вот и плывет окаменевший корабль, именуемый дворцом Фальцон, по тихой, древней Мдине. Правда, самому дворцу кажется, наверное, что он плывет, а нам, что он стоит на месте...
В 1927 году дворец выкупил капитан Олаф Фредерик Голшер Обэ (Olof Frederick Gollsher Obe), художник, ученый и филантроп. Просвещенный хозяин дворца был выдающимся собирателем старинной живописи и предметов искусства. Во дворце он собрал 45 различных коллекций: живописи, серебряных и золотых изделий, мебели, восточных ковров, оружия, книг. Библиотека этого поклонника прекрасного насчитывала 4500 томов. Жемчужинами коллекции живописи Олафа Фредерика Голшера
стали полотна Энтони Ван Дейка, Дэвида Теньера, Никола Пуссена, Бартоломе Эстебана Мурильо и Маттиа Претти. Меценат умер в 1962 году. А в 2001 году дворец стал музеем.
Завершить осмотр дворца-корабля я рекомендую посещением местного кафе, расположенного на крыше музея. Отсюда открывается удивительный по красоте вид на Мдину – на ее дивной красоты соборы, утонченные дворцы, старинные дома и площади. Наверное, это одна из самых лучших панорам древней мальтийской столицы, пред-
шественницы Ла Валетты, которая хранит в себе немало тайн и сокровищ.


Рецензии