Святой пустынножитель

Житие преподобного Нила Столобенского
в пересказе для детей. Для младшего школьного возраста

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
ИС Р 17-708-0313
(Книга издана к 350-летию обретения мощей Нила Столобенского)



Много столетий назад...

Много столетий назад в пятнадцатом веке в Новгородской земле в одном из селений Деревенской Пятины жила благочестивая семья. Время стёрло их имена, известно лишь то, что жили они праведно. Сына своего воспитывали в страхе Божием, приучали к душеспасительным беседам, к молитве усердной, со вниманием.

Пострижение в монашество

Мальчик рос кротким и незлобивым, впитывал в своё сердце слова родителей, любовь и веру. И так он возлюбил Бога, что, повзрослев, оставил дом родной и отправился в Псковскую землю в Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова. Там принял пострижение в монашество с именем Нил в честь Нила Постника, подвижника Синайской горы.
Ни один год подвизался Нил в монастыре, немного-немало, целых десять лет. С самых первых дней в обители он отличался высокой подвижнической жизнью, держал себя в строгом посте, безропотно нёс послушания.

Подвиг уединенной молитвы

Пришло время и почувствовал Нил потребность в подвиге уединённой молитвы ко Господу. Получив благословение игумена-настоятеля, оставил благочестивый монах Крыпецкую обитель и ушёл в лесную пустынь.
Пустынью всегда называли места безлюдные, удалённые от мирской суетной жизни селений и деревень. Лишь хищные звери жили в тех лесных чащобах, да птицы щебетали на все голоса средь высоких кущ.
Не мало мест исходил Нил в поисках необитаемого, глухого уголка. Остановился в дремучем лесу близ реки Серемхи. Много телесных испытаний претерпевал подвижник. Питался весьма скудно. Пищей ему служили грибы, ягоды, лесные травы, жёлуди. В непосильных трудах измождал он тело своё, а душу укреплял богомыслием и молитвой, воздерживался от излишнего сна, творя благодарения Богу и совершая ночные бдения. Бдение, по-иному можно сказать бодрствование, означает непрестанные ночные моления. Покровитель Нила пустынножителя преподобный Нил Синайский отмечал, что бдение - величайшее благо.

Устрашение пустынножителя

Не понравился исконному врагу человеческому подвижнический подвиг молитвенника, восстал он на пустынника со всей злобой. Стал запугивать его привидениями страшных зверей, змеев и гадов, издающими дикие вопли, рычание, свист. Нил ограждался от бесовских полчищ крестным знамением и усердными молитвами. Тогда диавол, посрамлённый твёрдой верой пустынножителя, внушил разбойникам совершить убийство Божьего человека.
Но и на сей раз не удалось диаволу устрашить Нила. Вознёс подвижник Богу горячую молитву, вышел разбойникам навстречу с иконой Пресвятой Богородицы. Небывалый ужас охватил злодеев. Привиделось им, что целый полк вооружённых воинов грозно движется в их сторону. В ту же минуту упали они в ужасе к ногам отшельника, слёзно каялись за свой коварный умысел. Нил простил разбойников, лишь сказал: «Не ваше это дело, чада, но общего нашего врага, диавола, ненавистника всего доброго в роде человеческом». Сказал и отпустил раскаявшихся горемык с миром.

Шли годы. Всё также над пустынью Серемсхой возносились горячие молитвы Богу. И разнёсся по селениям слух о богоугодной жизни пустынника-отшельника. Потянулись в пустынь люди за молитвой и наставлением. И, всяк приходящий, получал о просимом великое утешение и помощь.
Смущала смиренного пустынника людская похвала, не хотел он добрые дела творить напоказ, стремился к тайному деланию. Стал усердно молиться Пресвятой Богородице, чтобы отойти от места, раскрытого людьми, уйти на путь спасения, на путь иноческого подвига. Однажды во время дрёмы услышал голос: «Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобное; на нём ты можешь спастись».
Возрадовался Нил, возблагодарил Пречистую Богородицу и начал узнавать у людей, приходивших в пустынь, где этот самый остров находится?
Остров оказался на озере Селигер, близ города Осташкова. Место это считалось пустынным и безлюдным.

Остров Столобное

Засобирался Нил в путь, уложил в дорожную котомку своё самое драгоценное богатство - Владимирскую икону Пресвятой Богородицы. Поклонился пустыни, где подвизался тринадцать лет и отправился к месту свершения новых подвигов. Когда же пришёл он к указанному месту, был поражён открывшейся взору красотой. В середине озера возвышался остров, сплошь поросший лесом. Вековой сосновый бор отражался в синих водах Селигера.
Остров Столобное оказался невелик. Это уединённое и красивое место очень понравилось Нилу. В озере водилось много рыбы, а в лесу росло множество разных ягод. Выкопал Нил пещерку в горе, перезимовал в ней наступившую зиму. С приходом весны заготовил лес, построил небольшую келью и часовенку.
С ещё большим усердием стал совершать молитвенные подвиги пустынножитель, ещё больше претерпевал многие лишения. Для своего пропитания возделывал мотыгой землю, сеял хлеб, сажал и взращивал овощи. Так и питался плодами нелёгкого труда, добытыми в поте лица своего.

Подвижник молится, трудится, а враг – диавол с новой силой вознегодовал. Вновь стал мучить Нила испытаниями. Однажды даже явился видимым образом, стращал и зло говорил: «Выйди отсюда, монах, зачем ты пришёл на это место? Сам видишь, что место это пусто и ни к чему не пригодно, а окрестные жители злы. Зачем ты хочешь трудиться здесь без пользы?». Нил оградился от диавола крестным знамением и молитвой. Исчез нечистый, исчез, во мгновение ока став невидимым.
Но не успокоился диавол на этом. Призвал себе в помощь полчища бесов и вновь явился видимым образом возле кельи святого. Безумствовали и бесновались злые духи, вопили, корчились и неистово кричали: «Потащим келью и бросим её в озеро».
Как только не стращали Нила, но молитвенным мечом оградился он от духов злобы. Возопил диавол от бессилия пред пламенной молитвой праведника: «Не знаю, что мне и делать теперь. Вот, ты совершенно победил меня и всё воинство мое. Но знай, что я не отступлю от тебя, пока не одолею и не смирю тебя».

Остров в огне

Начал диавол действовать через людей, внушая им зависть, неприязнь и даже ненависть к необычному человеку, живущему в одиночестве на безлюдном острове. Дескать несправедливо, что он один владеет островом, его щедротами и богатствами. И задумали люди, по злому научению, прогнать неугодного им человека. Задумали вырубить и сжечь лес, чтобы потом на этом месте распахать землю для посева.
Не слушали они просьбы пустынника оставить бор хотя бы на одной горе, где стояла его келья. Вырубили всё, оставили лишь одну сосну возле самого жилища святого. Подожгли срубленные деревья. Они предвкушали, что огонь дойдёт до жилища, изгонит из этого места неугодного им человека или пусть огненное пламя поглотит упрямца. Вот до чего дошли в безумстве своём люди.
Огонь полыхал над островом, искры яростно стреляли во все стороны. Безжалостные языки пламени подползали к самой кельи.
Нил слёзно взмолился Богу об избавлении от напасти. Остановилось пламя, зашипело, словно выплеснули на него ушат холодной воды и утихло. Со страхом завистники-поджигатели покинули остров. Понурив головы, вернулись восвояси, а Нил возблагодарил Господа за милость и помощь скорую и остался дальше жить в своей келье.

Ослепленные разбойники

Но не желал терпеть поражения враг рода человеческого. Всё искал подходящий момент очередной раз досадить пустыннику. Он внушил злым разбойникам, что в жилище у Нила припрятаны сокровища.
Ворвались грабители в келью, грозно закричали: «Сказывай, где твоё сокровище?». У пустынника кроме ветхой одежонки да иконы Пресвятой Богородицы ничего более не было.
Указал Нил на угол, где стоял образ Владимирской Божией Матери, сказал: «Мое Сокровище - в углу кельи». Кинулись разбойники в указанную сторону, да лишь подняли глаза на образ, в ту же минуту ослепли, поражённые сиянием, исходящим от иконы.
Ослеплённые разбойники раскаялись в содеянном. Дал им Нил доброе наставление - отойти от злых и худых дел. Они же просили прощения в своих согрешениях и дурных намерениях, просили пустынника молиться о них. Тронутый искренним и сокрушенным покаянием разбойников, Нил вознёс пламенную молитву Богу о их спасении. Молитва была услышана, Господь даровал прощение раскаявшимся.
Разбойники припали к ногам Нила. Он же отпустил их с миром, лишь просил о случившемся никому не рассказывать. До поры до времени молчали разбойники, лишь после преставления Нила осмелились подробно рассказать о произошедшем с ними.

Дар прозорливости

Нередко к острову приходили местные рыбаки, приносили подвижнику пойманную рыбу. Он принимал её с благодарностью, благословлял рыбаков и молился о этих добрых людях.
Но однажды к келье направился человек с уловом. Завидев его издалека, Нил заперся в своём жилище и не откликался на настойчивый стук. Вернулся рыбак в полном недоумении к своим товарищам-рыбакам, ожидавшим его на берегу озера. Рассказал о случившемся. «Должно быть, не просто так отвернулся кроткий пустынножитель от их товарища», - помыслили рыбаки.
Так оно и оказалось. Совершил этот человек некогда очень плохой поступок, утаил его ото всех, да только не от Нила. Духовными очами увидел Нил, что совесть его нечиста. Да…
Отправили рыбаки другого своего товарища отнести свежей рыбы пустыннику. С радостью принял гостинец Нил.
И ещё более дивились рыбаки на случившееся. Дивились дару прозорливости Божьего человека с острова Столобный.

Многие зимы сменялись вёснами, на смену летнему палящему солнцу приходили осенние дни со стылыми ветрами и холодными дождями, а пустынножитель продолжал свои подвижнические подвиги на острове.
Вот уже поднялся и зашумел новый лес на месте некогда сожжённого недобрыми, завистливыми людьми.
Поселяне хранили в памяти некрасивое событие прежних лет и знали, что пустынник с острова непростой, святой человек, и ограждён благодатью Божией. Но вздумалось одному человеку по имени Стефан, по прозвищу Шам, построить себе дом из леса с острова. Не желал он верить в рассказы поселян о святости живущего там отшельника.
Отправился Шам на остров. Тайно, по-воровски начал рубить лес. Набежали на небо тучи хмурые. Шам всё рубит и рубит, рубит и рубит…
Много нарубил, целый воз. Собрался было ехать до дома, вдруг загремел сильный гром. Вздрогнул воришка, но не понял, что это ему предупреждение посылается. Взял лошадь под уздцы и… Снова раздался страшенный гром и послышался голос: «Человече, перестань делать неприятности рабу Божию!».
Упал от страха Шам. Долго пролежал на земле в беспамятстве. Очнулся. Первым делом к телеге с ворованным лесом направился. А лошадь стоит ни тпру, ни ну… Ни с места. Долго мучился Шам-Стефан, пытаясь сдвинуть её, не тут-то было.
Наконец-то понял, что поступок его очень плохой. Снял он с телеги нечестно нарубленный лес и отправился домой.

Вразумленный грешник

Раз пришёл к пустыннику человек, который совершал много некрасивых и противных поступков. Духовными очами увидел Нил, кто к нему идёт, но всё же допустил к себе. Стал наставлять оступившегося человека, да любовью.
Феодор Харитонов, так звали грешника, принял слова пустынника в сердце своё. Он стал часто приходить к Нилу за добрыми и душеполезными советами. Феодор изменился, стал жить правильно, по-христиански.

Обет пустынника

День и ночь молился пустынник Богу. По его молитвам приходила помощь нуждающимся, оказавшимся в смертельной или иной опасности.
Пустынник давно дал обет не садиться и не ложиться на отдых даже на краткое время. В стене кельи он вбил две больших деревянных подпорки, на которые опирался подмышками, когда силы совсем покидали и ноги подкашивались, не держали утомлённого старца. Под его весом деревянные подпорки врезались в тело, причиняя боль, не давали на долго погружаться в дрёму.

Завершение земной жизни святого

Наступила очередная зима. Над пустынью лютовал декабрь. Подходила к завершению многотрудная земная жизнь Нила. Об этом пустынножитель получил знак от Бога.
Начал он усердно молиться, чтобы сподобиться причаститься Святых Христовых Таин. Вскоре из ближайшего монастыря приехал навестить подвижника игумен Сергий, духовный отец Нила. Он принёс Святые Дары, исповедовал и приобщил праведника Святых Христовых Таин.
Долго ещё беседовали игумен и пустынножитель. Во время разговора Нил открыл игумену, что на месте этом со временем будет стоять монастырь. Так и стало. Пророческие слова сбылись через сорок лет после его праведной кончины.
Прощаясь с игуменом Нил настоятельно просил посетить его ещё. Всю ночь он молился, закончив молитву, почувствовал сильную усталость, опёрся подмышками на деревянные подпорки в стене, так и отошёл ко Господу.
На следующее утро игумен с братией пришли на остров. Они нашли подвижника почившим, лик его сиял необыкновенным светом, а келья была наполнена благоуханием.
Помолилась братия о святом человеке, безропотно, в тяжких трудах и непрестанной молитве прожившем на острове целых двадцать семь лет. С молитвенным пением положили тело почившего пустынника в гроб, загодя приготовленный им самим.

Часовенка над гробницей

Прошло некоторое время после преставления Нила. На острове поселился иеромонах Герман. Он очень почитал Столобенского пустынника и пожелал собрать у поселян, при жизни знавших пустынножителя, воспоминания о нём, чтобы написать подробное житие о святой жизни и подвигах Нила.
Монах Герман продолжал жить на пустынном острове, когда сюда же приехал из одного новгородского монастыря игумен Антоний.
Три года они вместе жили в кельи преподобного. Над могилкой Нила устроили гробницу, накрыли её покровом и установили над гробницей часовенку. Уже в те времена все, кто с верой приходил к могилке Нила, непременно получал утешение. Много немощных и болящих получили здесь исцеление от недугов.

Оказия с Иоанном Куровым

Не раз происходили здесь и поучительные истории. Однажды человек по имени Иоанн Куров, проезжая озером в Осташков, завернул к острову. Сойдя на берег, направился он к часовне. И вот ведь, оказия какая приключилась с ним - прельстился Иоанн покровом на гробе святого, думал присвоить его себе. Потянул покров, а вместе с ним начала подниматься и гробница.
Иоанн так испугался, что повредился умом. Целых полгода проболел горемыка. Исцеление получил только тогда, когда покаялся перед гробом Нила.

Дерзкие намерения

Как-то раз некий человек пожелал срубить большую сосну, что росла перед кельей почившего пустынножителя. Не подумал он, что поступок этот слишком дерзок. Размахнулся топором, и… со всего маха был откинут неведомой силой далеко от дерева. Понял он свою неправоту, раскаялся. Слёзно испрашивал прощение у Нила.

Однако не всегда чужие ошибки служат уроком для других. Так один поселянин снова позарился на дерево подвижника, задумал его срубить. Три топора сломал, а сосне ничего. Так и вернулся домой без дерева.
Всё же для души этого человека не прошло случившееся бесследно. Покаялся он всем сердцем, испросил у Нила прощение и никогда больше не совершал неправильных поступков.
Так, ещё многие времена возвышалась эта сосна на острове в память о молитвенных подвигах пустынника.

Обитель в память святого

Прошло некоторое время. Пустынь на острове уже вовсю славилась чудесами. Снова пришёл в эти прославленные места иеромонах Герман. На острове в это время жил некий странник, холмогорец Борис.
Монах и странник-холмогорец позвали себе в помощь боголюбивых окрестных поселенцев и начали строить деревянную церковь во имя Богоявления Господня, с приделом во имя святого Василия Блаженного.
На остров стали притекать иноки. Они построили кельи, возвели вокруг строений забор. По разрешению Патриарха Иова обустроенное место стало являться монастырём. Герман стал первым настоятелем обители.
В скором времени для новой обители иноками-иконописцами Иовом и Нифонтом был написан лик преподобного Нила. Иконописцы писали образ по рассказам людей, знавших при жизни святого.
Монастырь и поныне стоит на острове, омываемым водами озера Селигер. Называется обитель Нилова пустынь, в память святого преподобного Нила Столобенского, двадцать семь лет прожившего на пустынном острове.

После устроения обители чудесная помощь по молитвам преподобного Нила не прекращалась и посылала кому-то исцеление, а кому и вразумление.

На праздник Василия Блаженного

Однажды, в августовский день, на праздник Василия Блаженного, в пустынь притекло много богомольцев. Двое мальчиков в часовне, прямо у гроба преподобного, неразумно разыгрались - затеяли бросаться друг в друга ягодами рябины. Неожиданно загремел страшный гром, дети упали наземь без чувств.
Родители мальчиков слёзно взмолились преподобному. Когда дети пришли в чувство, рассказали, как им явился старец, велел перестать бросаться рябиной. Они ослушались. Раздался страшный гром…

Вразумленный слуга

Вот ещё одна поучительная история. Однажды озером мимо острова проезжал слуга одного боярина. Кощунствовал неразумный в сторону Нила. По приезду домой он нежданно заболел каменной болезнью.
Через некоторое время он снова проезжал озером. Плохо ему стало, ох, как плохо. Понял слуга, что наказан за своё кощунство. Взмолился донести его до гробницы святого.
На острове бедолаге стало лучше, он даже сам смог подойти к гробу святого.
Искренне покаялся вразумлённый слуга, получил исцеление и стал почитать преподобного Нила великим чудотворцем.

Обретение мощей

Более ста лет святые мощи находились в земле. Однажды в пустыни произошёл сильный пожар, все деревянные строения погорели. Архиепископ Нектарий, который в то время был настоятелем обители, решил возвести каменную церковь. Он получил разрешение на строительство, но умер, не успев осуществить решение. Его приемник игумен Герман II взял строительство на себя.
Стояли весенние тёплые дни. Во время возведения каменного храма из земли достали чудотворные нетленные мощи преподобного. Этому событию предшествовало немало знамений. Однажды рыбаки средь ночной тьмы видели над монастырём огненный столп, спускающийся с неба на землю, а над гробницей Нила многие наблюдали горящую свечу, висящую в воздухе, были явления и самого Преподобного.
Обретённые мощи игумен с братией с благоговением достали из земли и положили в новый деревянный гроб. Сначала гроб стоял на улице, а когда закончилось строительство каменного храма, мощи устроили в новую раку и поставили в храм.

Ещё за долго до праведной кончины Столобенского пустынника почитали за святого. Со временем почитание святого только укреплялось. Преподобный стал скорый помощник всем притекающим к нему с верой.
Вот уже сколько веков прошло, сколько воды утекло, но идут и идут к святому пустыннику всяк страждущий за утешением и помощью…


Рецензии
Дочитал до слов: "Сына своего воспитывали в страхе Божием..." и остановился.
Если церковь считает, что Бога надо бояться, то я боюсь этой церкви.

Вячеслав Козлов   28.07.2020 19:27     Заявить о нарушении