Обед нагишом - 1991

«Обед нагишом» (1991)

«Пьяняще!» «Увлекательно!» «Возмутительно!» «Грязно!» «Божественно!» Эти и многие другие эпитеты будут в любых сочетаниях возникать в голове зрителя картины Дэвида Кроненберга, словно стеклышки калейдоскопа. Таким калейдоскопом, потерявшим твердые ориентиры нравственности, семейности, государственности или религиозности, предстает перед нами в фильме и сама картина бытия. Наощупь продираясь сквозь вязкие тучки и клочья тумана, искажающего всё вокруг, зритель хватается, словно утопающий за соломинку, за спасительные стереотипы традиционных ценностей, навязанных и привитых с детства... Кого-то это спасет, а кто-то рано или поздно рухнет с головой в манящую бездну, открытую темным гением Уильяма С. Берроуза и растиражированную съемочной группой из нескольких стран во времени и пространстве.

Интересны решения с цветовой гаммой и беспокойно-гипнотическим звукорядом a la Игорь Федорович Стравинский, а также всяческими психоделическими искажениями восприятия. Тут любой себя отпетым наркоманом ощутит («full-fledged junkie», говорится в фильме) —  не только Джоан (актриса Джуди Дэвис), супруга главного героя Уильяма Ли (Питер Уэллер, «Робокоп»)! Забавно на слух по-русски звучит название порошка «перетрум». Сам собой напрашивается рекламный лозунг данного препарата: «Перетрум — чтобы перло как надо!» Ну и тексты чтоб перли из всех твоих пор и щелей! В картине представлена соблазнительная реклама упадничества и разложения, дарующего бесценный шанс сгореть на огне творческого озарения.

Печатный текст в картине в буквальном смысле слова вылезает из печатной машинки, становясь всемирным интертекстом, заволакивающим и порабощающим собой людскую волю. Пожалуй, власти этого мерзкого наркотика, синтезировавшего образ писателя целой эпохи, в наше время уже есть, что противопоставить — воздержанное творчество, питающееся из чистого источника саморазвития. Потому все эти книгопечатные монстры с фаллическими наркотентаклями выглядят не страшнее архаичной памяти о гигантской морде тиранозавра, старательно пытающегося пролезть в твою каменную пещеру — тут сравнение лишь выигрывает, если мы имеем контаминацию эпох. Морда и зубастая пасть могут грозить нам, но напугать или навредить уже не способны. Мы не пробиваем дорогу в Интерзону своей головой, не считаясь с ценой, а тихо-спокойно идем к своей цели надежными обходными путями по тайным дорогам из засушенных утрамбованных трупов великих предшественников, совершавших свои опасные путешествия с пазухами  носа, заполненными «black meat». Так что not all is lost!


Рецензии