Великая Сербия 1330 г

Ровно 690 лет назад знаменитая битва при Вельбузда (сегодняшняя Дюстендиль - а значит спа Константон позже назван в честь сербского Вельмоса Константина Драгаса).
Наверное, это самая гениальная военная победа сербского средневекового государства, потому что наша армия полностью победила Болгарскую империю за один день и она практически сводилась к сербскому вассалу, а сербское государство само стало самым мощным Балканским (и по некоторым европейским) сила.
Битва началась с внезапной и молниеносной сербской атаки в субботу, 28 июля., 1330. в 7 утра.
Сербские войска, после неудачных переговоров с болгарами и служили Святой Литургии в даровании царя Милутина в монастыре Св. Георгий в Старе Нагорикан, возглавляемый королем Стефаном Декански (1322-1331), вместе с сыном '' юным королем '' (т.е. наследным принцем) Дужаном, прибывшим со своими войсками с трона Шкодар в Зете.
Войска Болгарской империи возглавил император Михаил III Шишман (1323-1330).
Поводом для битвы стала попытка короля Стефана Декански продвинуть слияние болгарской армии с рома на Вардар и их совместное нападение на Сербию. Битва завершилась полной победой сербской армии и гибелью Михаила Шишмана, чьи войска были избиты им до ног.
В битве ;; молодой король ;; и наследный принц Дусан указали, так как войска под его командованием и он сам был ключом к исполнению болгарского императора Михаила.
Прямыми последствиями битвы стали незначительные территориальные расширения Сербии вокруг Ниса в сторону Софии и установка на болгарском троне незначительного племянника сербского короля Стефана Декански Йована Стефана (1330-1331).
Однако эта сербская победа имела гораздо более глубокие последствия. В самом начале румыно-болгарский альянс направил против Сербии, после того, как Римский император Андроник III (1328-1341) должен был объединиться с Болгарией, после новостей о своем поражении, перешел на другую сторону и напал на Болгарию. Ее итог также приводит к тому, что Сербия чувствует недовольство своим правилом и усилиями, чтобы заставить Дусана встать на переднем крае тревожного дворянина и попытаться избавиться от отца от власти. Вот как все закончилось.
Сербия стала самой мощной силой на Балканском полуострове после боя и ей открыли дорогу к покорению всей Греческой Македонии.







***



Почему Сербия
В 2014 году после развода я оказалась на распутье — я совершенно разбита, у меня нет офисной работы и постоянных отношений, но есть ребенок, которого я хочу вырастить в благоприятной среде, поддержка мамы и не очень большая сумма денег — мне удалось проскочить до падения рубля и накупить валюты на 33 тысячи евро. К тому же мне всегда хотелось пожить в другой стране. Из ближайших стран, дающих гражданство за покупку недвижимости, я рассматривала Кипр, Прибалтику и Сербию.

На тот момент я знала о Сербии примерно ничего — отрывочные сведения из книжек Павича и Петровича да рассказы друзей, у которых там был небольшой удаленный бизнес. Я решила поехать на разведку.

В течение нескольких дней знакомые и их знакомые показывали мне страну. Я выпила литров пять ракии, сожрала тонну мяса и жирных пирожных. А запах ладана и дыма отапливающих квартиры печек вместе с ароматом кондиционера для белья (кажется, что вся страна пользуется одной маркой) навсегда останутся для меня запахами новой родины. И уже через несколько месяцев я вернулась, чтобы купить квартиру.

Жилье
от 50 000 €
крошечная квартира в центре Белграда
Покупка
На квартиру в Белграде мне не хватило. Вернее, хватило на крошечную далеко от центра, но мне хотелось наконец перестать ощущать, что туалет мал в бедрах. Пришлось уехать в соседний город Панчево (20 км от столицы), и там я встретила квартиру мечты. Целых 90 метров — нечто немыслимое для человека, выросшего в крошечных хрущевках- скворечниках.


Фото: Fotokon / Shutterstock

Правда, квартира была абсолютно пустая, и на оформление сделки денег не хватило — все оставшееся до переезда лето пришлось судорожно зарабатывать на мебель и услуги адвоката (квартира была под ипотекой).

В Сербии фактически нет работы, поэтому многие наши соотечественники выбирают сферу оказания ненужных услуг для своих. Мне предлагали подобрать дом за 100 евро за показ, и это те же дома, которые легко найти на сайте городских объявлений. Учите язык или наймите переводчика, чтобы при покупке недвижимости обойтись без лишних посредников.

от 20 000 €
квартира в часе езды от Белграда
В стоимость покупки нужно закладывать агентские — около 10% — плюс расходы на оформление сделки. Налог на передачу прав по закону платит продавец, но по факту всегда покупатель — это еще 5% от цены квартиры.

Аренда
Снять квартиру можно от 100 евро в небольшом городе до средних 400 в Белграде, но все стараются покупать жилье: снимать удобно, когда ты легализован трудоустройством в Сербии, в противном случае раз в месяц придется пересекать границу для получения визы-ран.

Виза
С полученным ворохом документов вы идете в полицию, где заполняете анкеты на «боравак» — годовую визу, которая позволит вам получить официальный статус в стране.

200 € на человека
боравак (годовая виза)
Полицейский инспектор может дать визу только на полгода или даже на три месяца. И каждый раз придется платить за продление. Если в семье 3-4 человека, сумма становится катастрофической. Поговаривают, что лучше всего годовые визы дают там, где меньше русских. Например, тут, в Панчево, нас немного. А в городе Нови-сад, где огромная диаспора, косяки с визой случаются очень часто.

После 5 лет проживания по бораваку иностранец имеет право подать документы на ПМЖ. В случае брака с гражданином Сербии — после 3 лет.


Фото: Raquel Pedrosa / Shutterstock

Работа
Я работаю стилистом, в основном удаленно, провожу лекции и частные консультации, когда бываю на родине. У моего второго мужа, с которым я умудрилась познакомиться в России, пока готовилась к переезду, и который переехал вслед за мной, — небольшая частная мастерская по пошиву сумок и рюкзаков. Первое время нам удавалось шить «втихую» и слать почтой сумки как «подарок», но после реорганизации почты нас приметила таможня, и пришлось оформлять бизнес, платить налоги, нанимать бухгалтера.

1 сербский динар ~ 0,6 рубля
Я думаю, эти процессы ни в одной стране нельзя назвать простыми и приятными, но тут они точно не были сопряжены с хамством и агрессий участников бюрократической машины. Да, в плане бумажек у сербов нет европейского «орднунга», но они хотя бы приветливые и милые, что скрашивает боль от легализации бизнеса.

Комшилук
«Комшилук» — это соседство в переводе с сербского. Вторая семья. Помогать соседям и дружить с ними — часть культурного кода. Дома в маленьких городках стоят очень тесно, фактически околоток, в котором мы живем, — это сплетение веранд, квартир и пристроек. Если в таком тесном содружестве люди будут ругаться, жизнь очень быстро перестанет быть комфортной.

Другой опыт

Как живут русские в Норвегии

Понаехать в страну победившего социализма

Нашего соседа Дэна впервые я увидела, когда мы выгрузились из такси — он подстригал растущий под нашими окнами инжир. Фактически мы заняли второй этаж дома, откуда уехала разросшаяся часть его семьи. Когда-то нашу и их квартиру на первом этаже соединяла лестница, и бабушка Дэна звонила в огромный речной колокол, собирая всех на ужин.

Дэн помогал покупать мебель, чинил трубы и приносил вечером блины с орехами. Когда случился торнадо с сильнейшим градом, он съездил в гараж и привез оставшуюся от постройки дома черепицу, чтобы залатать мне дырки на крыше.


Фото: DMZ001 / Shutterstock

Дружба и любовь
Сербию я выбирала еще и с прицелом на будущее замужество — отлично поделила яйца неубитого медведя. Нация баскетболистов, Тиндер — загляденье, вокруг столько рослой, бородатой, татуированной красоты, что ты перестаешь ее замечать. В итоге замуж я вышла за русского и организовала ему вынужденную эмиграцию.

Мои русские подруги никуда не делись, мы часто приезжаем друг другу в гости. Здесь я быстро обросла огромным количеством других русских знакомых и физически уже не успеваю со всеми встречаться.

При этом у меня нет близких сербских друзей: не будучи замужем за сербом, я не интегрирована в среду. Я люблю сербов как нечто отдельное, обожаю общие вечеринки, но близко общаться предпочитаю со своими, это не хорошо и не плохо, просто так сложилось.

Электричество и другие расходы
У нас в квартире две теплоаккумуляционные батареи, плюс иногда кондиционер на обогрев. Ходить в «теплой пижаме» я так и научилась, у нас часто работает вообще всё так, что вылетают пробки.

Однажды я заплатила 30 тысяч рублей за месяц. Я не гений финансового планирования, вероятно, есть возможности находить обходные пути, топить строго ночью, шаманить со счетчиками, пользоваться какими-то скидками и квотами. Если вы хитры, мудры и сообразительны, вы найдете лайфхаки, чтобы сократить эту часть расходов.

100 рублей
1 литр бензина Аи-95
Электричество: зеленая зона днем — 4 рубля за кВт, ночью — 1 рубль. Чем больше тратишь, тем выше риск попасть в супердорогую красную зону.
Такси: от меня до столицы — примерно 800 рублей.
Спортивные тренировки: 800 рублей в час
Школа: абсолютно бесплатно, ни одного побора, и две недели в зимнем лагере в горах, за который берут 1800 рублей.
Рестораны и бары очень дешевые, дома можно не готовить.

Фото: Stefan foto video / Shutterstock

Продукты
Когда мы только переехали, мой сын хотел купить яркий тропический фрукт, но кассирша сказала: «Я вам не советую это есть, оно не сербское». И в этом они все. Сербия — аграрная страна, тут великолепные дешевые овощи и фрукты, роскошное мясо, сыры. Может быть, не идеальные, но в целом качественные вина (эта индустрия еще только растет, для любителей есть весьма нетривиальные автохтонные пузырики).

Но при этом небольшой выбор и выраженная сезонность. Живешь на равнине — ешь мясо. Преимущественно кукарекающее и хрюкающее, а рыба — карп. И никакого тебе осьминога в три часа ночи из «Азбуки Вкуса».

Куриные ножки — 120 руб/кг
Хлеб с куркумой и семечками — 35 руб.
Паприка (не вздумайте назвать «болгарским перцем») — 110 руб/кг
Говядина (свежая, но не для стейка) — 400 руб/кг
Бутылка нормального вина для эстетов — от 700 руб.
Бутылка вина, которое пью я, — 300 руб.
Букет роз со своего сада — 80 руб. за 15 пышных штук — еле втиснула в кувшин.
Первое время я балдела от местной еды, бесконечно поглощая мясо, завернутое в мясо с сыром и жиром. А потом резко охладела. Сейчас лучше что-то отварить, нарезать салатик. Простую еду тут есть легко — когда продукты настолько качественные, то еда, не замученная приготовлением, кажется еще лучше. Но скучно. Такой парадокс: продукты — это почти самое лучшее, что тут есть, но из-за их однообразия довольно сложно стать фуди.


Фото: Aleksandar Blanusa / Shutterstock

Язык
Не повторяйте моих ошибок — учите этот чертов «детский вариант русского» заранее: при кажущейся схожести он совершенно не похож на наш структурой, падежами, половиной слов — вроде таких же, но имеющих противоположное значение, и кучей заимствований из турецкого. Я так толком и не брала уроков и только сейчас, на четвертый год жизни, могу нормально поддержать беседу и не теряться в присутственных местах типа налоговой или пенсионного фонда.

ПРАВОПЕЧЕНЬЕВРЕДНОСТЬКАКИПУКНУТЬМАЙКАСВАСТИКА ЗНОЙКВА-КВАСЛОВОЯ САМ РАДИОПИЧКАКУРАЦ
— прямо
Десно — направо
Лево — налево

Экология
В Панчево русских мало, потому что он считается «грязным» — когда-то, до бомбежек, мой город был промышленным центром, тут до сих пор есть Рафинерия (нет, это не про сахар, а про нефть), и вроде бы как тут есть и проблемы с респираторными заболеваниями. С другой стороны — мы из Москвы, рафинерией нас не напугать. «Да что там ваша Припять, я вырос в Хиросиме, игрался в колыбельке с макетом бомбы Малыш» *моргнула третьим глазом».

Иногда в самые жаркие дни из-за розы ветров мой городишко заливает густейший аромат экологически чистейших фекалий с ближайшей свинярии — так называется свиноферма.

Хотя вчера я видела у помойки сбитого ежа, а в прошлом году — барсука на дороге. У моего дома живет невероятное количество сов сплюшек. Думаете, они красиво ухают? Зря, я тоже так думала, но в период гона они омерзительно пищат, как будто кто-то пытает резиновую уточку.

Хорошо, я согласна, пусть у меня отрастет третья рука. А лучше второй рот, чтобы больше пилось винишка и елось черешни.


Панчево. Фото: Nenad Nedomacki / Shutterstock

Безопасность
Мне нравится не провожать ребенка в школу, не разбираться ни в каких мелких конфликтах — тут не принято решать такие вопросы между родителями, все жалобы адресуются в секретариат школы, который действительно принимает меры. Любые сложные моменты сербы всегда разруливают нежно и вежливо, доброжелательность вшита в их культурный код, и к хорошему быстро привыкаешь.

За возможность без скандала вежливой просьбой получить что-то необходимое тебе в таких местах, как поликлиника или почта, вызывающих ужас у среднего россиянина, ты готов им даже простить их цены на отопление.

Минусы
Отсутствие культурной жизни. Город — деревня, страна — село.
Медицина так себе, местные часто говорят: «лучше не болеть».
Нежная, с вазелином, но все-таки бюрократия.
Работы нет — без фриланса лучше не соваться.
Индустрия моды просто отсутствует.
Мужики красивые, но селюки. Какой там феминизм — наши бабы без поддержки кланов, которые стоят за сербками, часто влипают в абьюз.
Плюсы
Все остальное, если вы хотите выйти на психологическую пенсию лет на 20 раньше.
Ну и до Москвы 2,5 часа лету — всегда можно дознуться веселой динамичной жизнью и морепродуктами.
Дешевые билеты в Белград
Этот материал был вам полезен?
89%
Рассказать друзьям
Чтобы не пропустить наши новые материалы, подписывайтесь на наши сообщества в Facebook и «ВКонтакте», ищите новые видео на нашем YouTube-канале, читайте нас в «Яндекс.Дзене» и подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку.

Комментарии (7)

Введите текст сообщения...

На картинке: Выставка битвы при Вельбузда, Високи Декани
 ·  ·
Комментарии
Бошко Козарски
19 ч. ·
Братья казаки и сёстры казачки! Сердечно поздравляю Вас с Днём Крещения Руси и Днём памяти святого равноапостольного князя Владимира!  В этот Великий праздник хочу пожелать Вам доброго здравия, семейного благополучия и неиссякаемой духовной радости!

 Мира

https://stihi.ru/2020/07/28/7254


Рецензии
My packages
NAME ID Amount CREATED EXPIRE GENERAL PROFIT LAST PROFIT COMMISSION INSURANCE Action

Indigo 1575953644 ..€ 65 610

2019-02-02
2020-01-13

€ 211 520.07 €..... 0 7.0 %

Blue 1575953395 € 2 430

2019-02-02 2020-02-03 € 0 / €

6 298.56 € 0 24.0 %
Blue 1575952205

€ 2 430

2019-02-02 2020-01-27 € 0 /

€ 6 298.56 € 0 24.0 %
Indigo 1569072141

€ 65 610

2018-12-15 2019-11-24

€ 17 569.56 /

€ 211 520.07

€ 6 106.85 7.0 %
Indigo 1560787346

€ 65 610

2018-10-27 2019-09-24

€ 41 682.84 /

€ 211 520.07

€ 6 106.85 ........7.0 %
Indigo 1549088394

€ 65 610

2018-08-11 2019-04-14

Олег Грязнов   20.08.2020 20:20     Заявить о нарушении
Баня-Ковиляча. Королевский курорт
30 августа в 16:00 ·
Вот оно какое наше счастье ❤️
Сама жизнь учит нас всех теперь не строить долгоиграющих планов, а жить моментом, каждым днём.
Мы стараемся радоваться малому, получать удовольствие от вещей, казалось бы обыденных, но, столь значимых в жизни эмигрантской😊
Одним из поводов для нашей радости стало получение очередного ВНЖ (вида на жительство), - разрешения на легальное нахождение в стране.
В Сербии выглядит оно в виде наклейки (налепницы) в паспорт, получить которую можно, в том числе, на основании приобретения недвижимости.
Сербия, в этом отношении, в лучшую сторону отличается от большинства европейских стран, так как, пока не вводит минимальных лимитов для необходимых инвестиций. На данный момент в Сербии для получения ВНЖ достаточно самого факта приобретения об'екта, попадающего под критерий жилого.
Радуя свою адвокатскую душу я сама, с превеликим удовольствием погружаюсь в бумажное царство для подготовки необходимого комплекта документов, и понимаю, что соскучилась по папочкам, бумажкам, по общению с госорганами для получения заветного разрешения на очередное годовое пребывание на "земле обетованной".
Стоимость этого ежегодного "удовольствия" в Сербии стоит приблизительно 160 евро на одного человека (размер пошлин).
Несмотря на установленный 30- дневный срок рассмотрения обращения, в этот раз ВНЖ мы получили на следующий день после подачи комплекта необходимых документов!
И в этом отношении Сербия пока нас радует)😊
#serbija #serbijaforyou #serbia #srbija #evropa #balkan #европа #сербия #балканы #жизньвевропе #жизньзаграницей #жизньвсербии #внж #внжвсербии #виднажительство #русскийгид #гидпосербии #гидвсербии #терехирина #terekh_irina

Олег Грязнов   20.09.2020 14:58   Заявить о нарушении
Это значит, Удачи Вам!

Юрий Бунин 2   12.09.2023 00:01   Заявить о нарушении