О Марине Морозовой

(Первоначально этот текст был опубликован в фейсбуке в 2019 г.)

Вчера, 17 июля, ушла из нашего мира одна из моих друзей, выпускница филфака МГУ, левая активистка Марина Морозова (1963-2019). В общественном движении она не была на первых ролях, но сумела для многих стать важным и очень значимым человеком.
С Мариной рядом - пусть и пунктирно, с перерывами - прожито несколько эпох. Вместе были мы на первом в моей жизни несанкционированном митинге (1987). Она же привела меня в "Мемориал" (тогда, в 1988, он был маленькой группой, собиравшейся по квартирам, я стал 17-тым её членом), но и отговорила от вступления в Демсоюз Новодворской, указывая на некоторую его примитивность. В ту юношескую пору мы были либералами, но либералами левыми; не случайно Марина всегда с острым сочувствием относилась к чилийской трагедии 1973 и следующих годов. Со свойственной ей подчас проницательностью она раньше меня разглядела правую опасность, исходившую от демократов-ельциноидов (прежде чем прозреть самому, я вначале успел было даже поругаться с ней по этому поводу, о чём она потом напоминала со смехом).
Марине невозможно было что-либо навязать, она восставала против любой казёнщины и обязаловки и, я бы сказал, ЦЕНИЛА ))) любое нарушение порядка. Хиппизм, одёжка "под мальчика", беломорина в зубах... Даже в универе она прямо-таки гордилась своими тройками и хвостами - при том, что прекрасно знала языки (да и литературу, особенно самиздатовскую). В СССР она была антисоветчицей, в РФ - членом троцкистской Революционной Рабочей партии (РРП). Белый дом она защищала оба раза - в 91-м и 93-м. Боролась за бесправных рабочих-мигрантов против небезызвестного "Донстроя". 31 декабря 99-го (после телеотречения ельцина) я позвонил поздравить её с наступающим - и услышал в трубке энергично-саркастическое: "С новым гадом!"
Хорошо умея ругаться с людьми, у которых находила фальшь, Марина зато отлично общалась с лошадьми, собаками, а позже и с кошками.
В последний раз мы виделись 19 января этого года на антифашистском шествии. Когда оно закончилось, зашли в какую-то забегаловку попить чаю с ней и с моими друзьями-анархистами. Поговорили. Подивились прискорбной эволюции некоторых общих знакомых. Марину кто-то спросил: "А ты, стало быть, троцкистка?" Та засмеялась, махнула рукой и ответила: "Да троцкизм - это чисто условно, как обозначение антисталинского коммунизма... На самом деле я, наверное, анархо-индивидуалистка".
Будучи противницей частной экономики, она и впрямь дорожила индивидуальным миром, мало кого близко подпуская к себе. Но - выкладываясь на полную катушку ради тех людей и зверей, которые были ей близки и(ли) за которых она ощущала ответственность.
Марину я немного описал (под её реальным именем) в 5-й и 6-й главах моей автобиографической повести "Ирэна" (см. на Прозе ру), а дать ей их прочесть так и не успел.
Проблемы со здоровьем донимали Марину уже несколько лет. Но в этом году, как я теперь узнал, недуг стал обвально возрастать. (Она, упрямица, не хотела мне звонить - по-зверячьи, как заболевшая псина прячется подальше. А может, берегла меня - после череды окруживших меня смертей последних лет...) Медицина же наша пореформенная стала такова, что за эти критические месяцы ей не поставили даже диагноза...
В пору нашего активного общения (не знаю, как под конец) Марина была воинствующей атеисткой, равных которой я не видел. Думаю, сейчас она немало удивлена.

18.7.2019


Рецензии