Хамзин Царства Серир
======================================
Также у разных авторов, в разные времена и по разному поводу Хайзан, Хасин, Хашин у Артамонова, и у него же современный Кая-Кент.
Арабы часто именовали страной Хамзин или Хайсан часть территории Царства Сувар в округе города Хамзин.
Одни и те же ли это города или разные, пока установить не удаётся. Арабы в своих отчётах о победах Джарраха, Масламы и Мервана о войне с хазарами сообщали, что их доблестные воины Аллаха встретили на пути 360 укреплённых городов, по числу дней в году, и все их победили, все города они не упоминают, но о Хамзине писали.
Арабские писатели насчитывали на Кавказе в начале 8-го века целых 72 племени со своими царями, языками и землями. Хамзин относили к владению одного из 11-ти Царей Горы Кабх в Восточной части Кавказа, которые владели княжествами Серир, Маскат, Филан, Лакз, Шабиран, Хамзин, Миран, Табарсаран, Туман, Зирикирин, Синдан, Маздан.
При этом арабы сообщали, что крепости во многих городах строили хазары с роксоланами, которые к тому времени разделились на алан и россов. Аланы тогда присоединились к хазарам, а россы сохранили свою веру, вернулись на Истр, и приходили, когда нужно было делать новые укрепления или ремонтировать старые.
Самым северным владением выше Дербента был Серир, южнее него располагались Туман, Зирикирин, Хамзин и Синдан.
Именованием Хамзин арабы называли не только город, но и страну Хамзин, которую Ибн Русте называл Хай-зан, а Артамонов на некоторой части её истории идентифицировал со страной Сувар.
К Хамзину вела горная дорога с двенадцатью ущельями на пути арабов, когда в 721-м году они во главе с Джеррахом двигались из Хумраджа, столицы Серира, в сторону Дербента.
Владельцы Хамзина исповедовали в своём городе три религии одновременно: в пятницу Царь Хамзина молился с мусульманами, в субботу он стоял с иудеями, а в воскресение выходил к христианам. Так сообщают писцы в обозе Джарраха, но, думается, что в то время никаких мусульман на Северном Кавказе ещё не было.
Христиане могли быть, переселенцы из Аррана, иудеи были, но и тех и других было немного. А поскольку там были хазары, значит там были и молельные тенгрианские дома, очень похожие как на христианские, так и на иудейские. Только В 10-в веке в Прикаспийском проходе начались религиозные войны за души людей.
Среди древних жителей Хамзина в основном сохранялись древние верования в силу старых и больших деревьев. В пределах города было всего несколько таких, огромных и могущественных по виду, вокруг которых жители собирались в середине недели. На деревья вешались всякие вещи, поделки, фрукты, овощи. Затем вожди начинали водить вокруг дерева хороводы, совершали песнопения, приносили жертвы, которые сами же и поедали.
Такой же культ был в 7-м веке был в стране гунннов, который описал епископ Израель, а в 9-м веке, с тем же культом поклонения дубу столкнулся Константин в Фуллах.
Табари сообщает, что в 721-м году Джаррах сокрушил хазар у Нарвана, что 35-ти километрах от Дербента. Обе стороны оставили на поле боя десять тысяч воинов, из которых семь тысяч были хазары.
Далее Джаррах подступили к Хамзину, который Артамонов ассоциирует с современным Кая-Кентом. Его владельцы не стали сопротивляться, поскольку его население покинули город, дожидаясь наступления благоприятного времени. Пришлось Царям Хамзинской страны откупаться от арабов.
В 732-м году, во время второй арабо-хазарской войны, Маслама в городе Хамзин принуждает Горских Князей Дагестана к заключению договора, который позволил ему продвинулся к Дербенту, где он прошёл без боя через ворота Чора и вступил во владения хазар.
Этот договор дался нелегко Масламе, поскольку в Хамзин съехались 72 Горских Князя, каждый со своей свитой, и каждый разговаривал на языке своего народа.
Однако все основные хазарские города, Беленджер, Семендер, богатый Хамзин, который назван в арабских отчётах как Гузнаин, и другие, были полностью оставлены горожанами. Только у Варачана, по данным Я'куби, арабов встретило войско хазар во главе с самим каганом.
В Восточной части Кавказа арабские писцы, следовавшие в обозах арабского воинства, насчитали одиннадцать Царей Гор, каждый царь владычествовал над своей горой. Также арабы насчитали множество Царей Горы Кабх. Были также Цари Серира, Маската, Филана, Лакза, Шабирана, Мирана, Табарсарана, Тумана, Зирикирина, Синдана или Маздана.
И все они собрались в городе Хамзин, и каждый хотел встать впереди других, и тогда возникла несусветная толчея, поднялся столб пыли, из которой, как говорят легенды, выступил Царь Небесный, ликом как Хамзинский, поставивший свою печать от имени всех других царей на договор с Масламой, пока другие цари стояли недвижно, словно их покорила неведомая сила.
Арабы размещали город Хамзин к югу от Серира, где были также княжества Туман, Зирикирин и Синдан. Все они размещались к северу от Дербента, где позже обосновались Княжества Даргинский, Кара-Кайтахский и Дербентский.
Хамзин контролировал всю южную часть Царства Серир, которую арабы называли именем главного её города – Страна Хамзин.
Ибн-Русте эту страну называл Хай-зан, гунны называли её Джидан, Ибл Хордадбех и Ибн ал-Факих называли эту страну царством Сувар по имени гуннов-савир, живших здесь в изобилии.
После разгромов, который учинили арабы в Царстве Сувар, по словам Масуди, бывшее самым могущественным из всех царств в этих краях, это царство распалось на две части. В южной части жили cyвapы, в северной отселились берсула.
Савиры стали свою страну звать по имени главного города Хамзин. Это был самый первый город на пути арабских армий Джарраха и Масламы на пути к проходу Чора и Дербенту. К нему вела дорога, из столицы Серира Хумрадж, которая проходила через десять резиденций местных Князей.
Рассказывают, что Царь Хамзина поддерживал в своём городе три религии и посещал молитвы мусульман пятницу, молитвы иудеев в субботу, молитвы христиан в воскресение.
В 739-м году на северный Кавказ снова, и уже в последний раз, вторгаются арабы по предводительством Мервана. Он направил отряд на покорение Хамзина, но город в этот раз не стал откупаться, многие жители не покинули его, а с оружием в руках встали к его стенам, чтобы защитить его.
Мерван целый месяц дожидался сдачи города, сидя в Дербенте. За это время стони городков Северного Кавказа смогли эвакуироваться в безопасные места. Через месяц Главные воители Хамзина сами вышли из города. Князь Хамзина откупился от арабов тем, что отдал им полтыщи пленных, да ещё дал обещание ежегодно отправлять в Халифат 300 тонн зерна. Эти сведения приводят в своих хрониках Табари, Ибн ал-Асир и Балазури. Так сообщали в своих историях Табари и Балазури.
В 762-м году по сообщению Агапия хазары разбили у стен Хамзина арабское войско Мусы ибн К'абы. К тому времени, судя по этому сообщению, Хамзин потерял свою независимость, перестал быть главным городом страны Хамзин, и был полным данником Хазарского Кагана и его Царей.
Хазары к тому времени овладели не только городом Хамзин, но и областями Лакз и Алан, ранее платившими дань арабам.
В 791-м году, как об этом сообщал Я'куби, ал-Бармаки, молочный брат Халифа Харун-ар-Рашида, назначенный им управлять всем Кавказом, вторгся на через Дербент на Северный Кавказ и напал на Хамзин, который забыл в очередной раз, кому нужно платить дань.
Однако, поддержанный хазарами, которые имели в воинстве ал-Бармаки своего лазутчика, предупредившего о готовящемся наступлении, Хамзин выстоял несколько дней, а потом с подходом хазар атаковал уставшую с похода армию арабов. Ал-Бармаки с трудом избежал пленения, оставив у стен Хазина весь свой гарем, в котором были только принцы и принцессы.
В 9-м веке в десяти переходах от Хамзина, был город Ранхаз, где, по рассказу Гардези, росло громадное дерево, у которого собирались жители царства каждую среду, вешали на его ветви плоды, говорили тосты, пили вино, приносили жертвы. Затем такое же дерево нашли рядом с Хамзином и совершали эти языческие культы там.
По всей видимости, сюда в 860-м году, приходил Константин и говорил свои проповеди язычникам, убеждая их поклоняться Евангелию, после чего отправился на хазарский диспут к Кагану.
++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220072801670