О фильме Мидуэй

Как известно, в школьной программе по истории мы изучали Великую Отечественную войну, знали основные сражения между Красной армией и войсками Германии, знали об открытии Второго фронта с высадкой войск союзников (англичан и американцев) в северной Франции, а также об участии нашей армии в разгроме войск милитаристской Японии в Китае и Северной Кореи.  Но о том, какие сражения проходили на Тихом океане в войне между США и Японией, там ничего написано не было.

Но в конце 1971 года я после окончания Хабаровского медицинского института по распределению попал служить на Тихоокеанский флот.  А вот на подводную лодку служить попросился сам.  Именно там, на береговой базе 4-й бригады подводных лодок,  я стал постоянным читателем в библиотеке. Учитывая, что я читал много разнообразных книг, но был очень дисциплинированным абонентом, всегда во время возвращал книги в библиотеку,  понравился библиотекарше, и для меня открылись закрома с книгами, которые выдавались на руки лишь избранным. Именно тогда я прочитал мемуары немецких фельдмаршала Манштейна и гросс-адмирала Дёница, какого-то американского адмирала, фамилию которого уже забыл.  Вот у него я прочитал впервые о сражении, которое случилось между флотами США и Японии недалеко от атолла Мидуэй в центре Тихого океана.  Рассказ был не очень подробный, и он не очень отложился в памяти.

Но в середине 80-х годов в одной из многостраничных газет, название тоже забыл, на нескольких страницах был репортаж о сражении у атолла Мидуэй.  А в начале 2000-х годов я купил две очень больших по формату, богато иллюстрированных книги, которые назывались «Энциклопедия линкоров» и «Энциклопедия авианосцев». В этих книгах  описана история возникновения линейных кораблей и плавучих аэродромов – авианосцев,  и подробные описания всех крупных сражений с участием линкоров (начиная с парусных и до современных), а также сражений с участием авианосцев.  Естественно, было там описание и сражения у атолла Мидуэй, в котором встретились 4 японских авианосца и три американских помимо других, более мелких кораблей.

В этой статье было написано, как обе стороны готовились к этой битве.  Японцы хотели захватить атолл, разместить на нем свои самолеты и создать военно-морскую базу, с которой могли долетать да Гавайских островов  и держать под авиационным прицелом весь Тихоокеанский флот.  Американцы хотели заманить в свою ловушку авианосцы Японии и нанести по ним неожиданный удар со своих авианосцев.  И эта хитрость им удалась, хотя удача лишь в самый последний момент улыбнулась им, но зато на все 32 зуба.

Первую атаку бомбардировщиков и торпедоносцев устаревших моделей, которые послали атаковать японские авианосцы, взлетевших с аэродорома атолла,  была отражена с большими потерями среди самолетов и их экипажей.  В это время, когда в небе над японскими авианосцами шли воздушные бои между японскими истребителями и  американскими самолетами – бомбардировщиками и торпедоносцами, часть японских бомбардировщиков в количестве 108 самолетов первой волны нанесла бомбовый удар по атоллу  Мидуэй, и хотя вызвала большие разрушения, но гарнизон атолла мог оказать серьезное сопротивление японскому десанту, который приближался  к атоллу на десантных кораблях.  Требовалась повторная бомбардировка,  для этого на палубу всех четырех японских авианосцев стали садиться самолеты, у которых кончилось топливо и требовались новые бомбы.  Некоторые самолеты убирали с полетной палубы в ангары, а часть заправляли и подвешивали на них бомбы прямо на полетной палубе.  Шланги с топливом и бомбы, торпеды были на верхней палубе.  Небольшая часть японских истребителей продолжала добивать самолеты с атолла.

А в это время высоко в небе появились американские бомбардировщики с авианосцы «Энтерпрайз», а на небольшой высоте летели торпедоносцы.   И хотя огнем зенитных пушек и пулеметов часть бомбардировщиков была сбита, но несколько удачных попаданий бомб  в самолеты на палубах трех авианосцев вызвали сильные пожары.  В строю остался авианосец «Хирю», который послал свои самолеты для нападения на американские авианосцы.  Ему удалось потопить авианосец «Йорктаун», но и на полетную палубу самого японского авианосца попало несколько бомб, и он загорелся.  Японским самолетам, не погибшим в сражениях в воздухе или под огнем артиллерии авианосцев, некуда было садиться. Адмирал Ямагучи, который командовал «Хирю»,  предпочел смерть вместе с кораблем  позору поражения.

Так план американского адмирала Нимица удался, Япония лишилась 4-х своих самых крупных и мощных авианосцев, а также несколько сот опытных летчиков, и инициатива в сражении на Тихом океане перешла к американцам.

Об этом сражении уже после появления интернета я посмотрел два японских фильма – «Адмирал Ямамото» (1968 год) и «Атака на Перл-Харбор» (2011 год), а также американский фильм «Мидуэй» (1976 год). Понятно, что такое эпохальное сражение не могло остаться без внимания кинематографистов, вот они и постарались.  И совсем недавно вышел еще один фильм с таким же названием – «Мидуэй». Вот о нем и пойдет речь дальше.

«Ми;дуэй» — художественный фильм Роланда Эммериха в жанре исторической драмы и боевика. Сценарий фильма написал Уэс Тук. Главные роли в фильме исполняют Вуди Харрельсон, Люк Эванс и Мэнди Мур.  Фильм описывает историю моряков и авиаторов ВМС США, стойко сражавшихся в битве за Мидуэй, которая стала переломным моментом на Тихоокеанском театре Второй мировой войны.

В фильме рассказываются две истории: героем первой является военно-морской летчик лейтенант Дик Бест и авиагруппа авианосца «USS Enterprise», а другой - офицер разведки Эдвин Т. Лэйтон.

Фильм начинается со встречи военно-морского атташе США и его коллеги в Токио, обсуждающего позиции США и Японии в Тихом океане в декабре 1937 года, а затем кратко рассказывает об атаке на Перл-Харбор (декабрь 1941 года). Затем рассказывается о рейде Дулиттла (апрель 1942 г.), кратко о сражении в Коралловом море (май 1942 г.). Затем описывается планирование битвы за Мидуэй (июнь 1942 г.), а также создание сложного планирования битвы.

Джозеф Рошфорт и его криптологическая команда начинают перехватывать сообщения, касающиеся места, которое японцы называют «AF». Лэйтон беседует с адмиралом Честером Нимицем, который сообщает ему, что Вашингтон считает, что «AF» это мишень на Алеутских островах. Лэйтон не согласен, полагая, что предполагаемой целью является атолл Мидуэй. После встречи с Рошфортом Нимиц дает инструкции команде найти способ окончательно доказать, что «AF» - это Мидуэй. После того, как Лэйтон инструктирует Мидуэй телеграфировать обычным способом (в незашифрованном виде), что они страдают от нехватки воды, криптологи, работающие на Рошфорт, перехватывают японские сообщения о нехватке воды на «AF», таким образом подтверждая, что «AF» - Мидуэй.

При подготовке к засаде для японского флота Нимиц приказывает, чтобы авианосцы «USS Hornet» и «Enterprise» были отозваны из Кораллового моря и требуют, чтобы поврежденный «USS Yorktown» был подготовлен к боевым действиям в самое короткое время. На корабль, находящийся в доке, зашло огромное количество ремонтников, которые устраняли повреждения, мешающие авианосцу выйти в море. И через три дня он отошел от причальной стенки и направился в погоню за двумя другими авианосцами.

На первых этапах сражения подводной лодке USS Nautilus удается проскользнуть через оборонительный ряд японских эсминцев и запустить торпеду в авианосец. Торпеда не попадает в цель, и адмирал Тамон Ямагути приказывает эсминцу IJN Arashi потопить «Наутилус», в то время как японский флот быстро покидает место атаки. Американские пикирующие бомбардировщики, возглавляемые Кларенсом Маккласки, смогли обнаружить японские авианосцы, лишь заметив «Араши», который возвращался к флоту, и следуют за ним. Риск окупился, и три японских авианосца были уничтожены во время первой атаки в битве за Мидуэй. Затем Спруэнс приказывает оставшимся кораблям из US Air Group добить последний авианосец. По пути следования их перехватили японские истребители и бомбардировщики, которые попытались уничтожить американские авианосцы. Начался гигантский воздушный бой, многие самолеты с обеих сторон были уничтожены. Затем оставшиеся американские самолеты атакуют Hiryu, а лейтенант Бест наносит критический удар по Hiryu с помощью 500-фунтовой бомбы. Обреченный Hiryu позже был добит торпедами японского эсминца. Все четыре японских авианосца уничтожены в битве за Мидуэй. Половина американских самолетов была уничтожена в битве, включая большую часть эскадрилий торпедоносцев.

В Перл-Харборе Рочфорт перехватывает японский приказ об отступлении и передает его Лэйтону, который затем сообщает Нимицу и его команде.

Бюджет фильма: 100 миллионов долл.США
Сборы: 120 миллионов долл. США

О фильме: История одного из самых масштабных и стратегически важных морских сражений на Тихом океане Второй мировой войны. В июне 1942 года американский флот под командованием адмирала Честера Нимица одержал победу над японцами в сражении у атолла Мидуэй, что стало ключевым моментом в Тихоокеанской войне.

После «Патриота» с Мелом Гибсоном немецко-американский режиссер почти двадцать лет не снимал историческое кино, пока не вернулся к сюжету, который хотел экранизировать ещё в конце 90-х. Тогда кинематографисту не удалось найти инвестора для проекта, сейчас опытный мастер также не сумел заручиться поддержкой крупной студии, зато смог найти частных американских и китайских инвесторов.

Перед Роландом Эммерихом стояла трудная задача - показать все хитросплетения геополитики и военной тактики, а также  умудриться при этом раскрыть образы героев. Не совсем все получилось, зритель не успеет попереживать  за персонажей, потому что про них мы совсем ничего не узнаем. Актеров подобрали ярких, характерных, но им было нечего играть. Фильм получился во многом похожим на серию китайских фильмов "Основание партии", "Основание республики" и "Основание армии" - этакое полудокументальное, пропагандистское кино - вряд ли неподготовленный зритель сможет разобраться в этом масштабном повествовании и будет смотреть только батальные сцены.  Сходство усиливают всплывающие почти весь фильм титры, поясняющие смену локаций и персонажей. В то же время в картине нет абсолютно темных и светлых сторон, и японцы, оказывается, могут быть благородными, мужественными воинами. Но при этом не забыли упомянуть, хотя бы мельком, военные преступления японских милитаристов (убийство мирного населения в Китае, казнь пленных пилотов).

Обломки авианосцев «Акаги» и «Каги» были найдены за месяц до выхода фильма в прокат. Также, в 2019 году умер последний участник авианалета на Токио. Но при съемках фильма были допущены некоторые неточности.

В фильме говорится, что конечной целью Японии было вторгнуться в США. На самом же деле Япония знала, что они не смогут победить США в затяжной войне. Поэтому целью было втянуть американский флот в решающую битву, которая станет настолько деморализующей для США, что они смогут договориться о прекращении войны в течение 6 месяцев и сохранить ресурсы в Индонезии (нефть, сталь и резина). Чтобы осуществить это, Япония должна была угрожать захватом территорий США, а ради предотвращения этого был поднят весь американский флот (включая авианосцы). Поэтому был выбран Мидуэй, который находится рядом с Гавайями.

В сцене атаки самолетов на японцев показаны 12-16 двухмоторных бомбардировщиков В-26, который сбрасывают бомбы на авианосец «Акаги». В действительности там было только 4 таких самолета, которые совершили первую атаку. Они были переделаны в торпедоносцы и на очень низкой высоте подлетели к авианосцу, а не бомбили сверху, как это показано в фильме. Из них два были сбиты, а ведущий самолет получил сильные повреждения и стал, возможно, первым американским камикадзе. Он пытался врезаться в мостик адмирала Тюити Нагумо, чтобы убить его, но совсем немного промахнулся. Историки часто спорят о том, повлиял ли ужас этой ситуации на адмирала Нагумо в последующие 15 минут, и имело ли это влияние на ход сражения.

Идея  пригласить кинорежиссера Джона Форда на съемки битвы при Мидуэе принадлежала Эду Лейтону.  Джон Форд на самом деле был ранен в руку во время боя, когда вел съемку для своего фильма про битву при Мидуэе. Однако в действительности он находился в гораздо более опасном положении, стоя на вершине электростанции на острове Сэнд, которая являлась одной из самых очевидных целей для японского флота. Там Форду удалось пережить несколько атак. Форд был доволен результатом и настолько благодарен, что дал Лейтону небольшую роль в фильме «Большой Джим МакЛэйн» (1952) с Джоном Уэйном и Джеймсом Арнессом.

Рейд Дулиттла нанес мало урона и не имел никакого стратегического значения. Но это был огромный моральный подъем для американских войск, а также серьезный удар по гордости японских военных, которые считали, что их родные острова под надежной защитой.

Действия авиационного механика Бруно Гайдо в фильме исторически точны, включая то, как он умер. Авианосец «Энтерпрайз» был атакован пятеркой японских базовых бомбардировщиков Мицубиси G4M «Бетти» (Mitsubishi G4M «Betty»). Бруно Гайдо попытался помочь отбить атаку с помощью кормового пулемета пикировщика SBD-2 из 6-й бомбардировочной эскадрильи. Крыло одного из поврежденных бомбардировщиков повредило хвост «Донтлесса» Гайдо. Из этого крыла вылилось горящее топливо, после чего оно упало за борт. За проявленный героизм Гайдо был повышен в звании и назначен в летный экипаж. 4 июня 1942 г. Гайдо был сбит вместе со своим пилотом, энсином Фрэнком О'Флаерти. Позднее их подобрал японский эсминец «Макигумо». Примерно 8-9 июня японцы их убили: привязали к заполненным водой бочкам из-под бензина и сбросили за борт.

В честь славной победы руководство военно-морского флота США спроектировало серию тяжелых ударных авианосцев, самый известный из которых, USS Midway, верой и правдой служил более полувека, чтобы с 1998-го превратиться в корабль-музей, который ежегодно посещают около миллиона туристов.

Бреннан Браун играет шифровальщика Джозефа Рошфора, чья работа была жизненно важна для победы над японцами в битве при Мидуэе. В сериале «Человек в высоком замке» (2015) он играет американского бизнесмена, который восхищается японцами в оккупированном Сан-Франциско.

Аарон Экхарт и Патрик Уилсон снимались в фильмах DC. Экхарт играл Харви Дента в фильме «Тёмный рыцарь» (2008), а Уилсон снимался в фильмах «Хранители» (2009) и «Аквамен» (2018).

Эд Скрейн, Вуди Харрельсон и Таданобу Асано снимались в фильмах Marvel. Скрейн – в «Дэдпуле» (2016), Харрельсон – в «Веноме» (2018), Асано в трилогии про Тора.

Битва за Мидуэй уже становилась темой крупной исторической драмы («Midway», 1976), где играли выдающиеся артисты – Чарльз Хестон, Генри Фонда, Роберт Вагнер и другие звезды Голливуда прошлого века.
Предыдущий фильм о войне режиссера Роланда Эммериха был «Патриот» (2000). Музыку к нему написал Джон Уильямс, который ранее писал музыку к картине «Мидуэй» (1976) режиссера Джека Смайта.

Премьера картины состоялась 8 ноября 2019 – национальный праздник День ветерана, а первый постер военной драмы авторы выпустили четвертого июня в честь 77-й годовщины битвы за Мидуэй.


Рецензии