Крестный ход

               

  Где найти слова нам утешенья,
  В горькие, тяжелые мгновенья?
  Ты кресту на Храме поклонись,
  В храм войди  и Богу помолись.
  Бог всемилостив:смягчит души тревогу,
  СчАстливо вздохнешь ты - Слава Богу!

      Неожиданно начался дождь, вернее ливень, который стеной обрушился на город. Я посмотрела в окно  и с ужасом подумала:«Ой, люди промокнут!» Я забыла, что все  паломники уже давно были в своих домах, а в моей памяти они все еще шли, шли и шли...

  Теперь  я знаю, что такое Крестный ход, а тогда...был день, и было утро 28 июля, когда я в составе  съёмочной группы  ТК "Борисоглебск" была направлена сопровождать группу паломников до монастыря в селе Ново–Макарово, где через несколько  дней должен был состояться великий праздник–100-летие  канонизации Святого Серафима Саровского.

  Долгим и трудным  предстоял этот путь покаяния  длиной в 80 км.
Что запомнилось за эти дни больше всего? Скажу сразу–люди!

  А тогда, 28 июля, когда они начали свой путь с благословения благочинного настоятеля знаменского храма отца Иоанна, они были мне еще не знакомы. Просто люди, верущие, паломники.

  Почти пять дней мы с оператором Кириллом Алексеевым  были рядом с ними. Кирилл снимал все происходящее  на камеру, я сопровождала текстом.  На привалах брала интервью.  К вечеру приезжала из города машина, забирала кассету, чтобы уже через час показать Крестный ход в  эфире. И так каждый день.

 ХРАНИ ВАС БОГ, ЛЮДИ!
 
  Теперь я знаю почти всех. И от всего сердца хочу сказать им спасибо за то, что они шли и дошли! Спасибо за их веру!
Спасибо отцу Иоанну, отцу Серафиму, отцу  Михаилу и всем священнослужителям за их неустанное внимание к паломникам, за их молитвы, которые давали верующим силы благополучно завершить Крестный ход и попасть на праздник спасения души, праздник покаяния!
Ведь покаяние–это главное для истинно верующего человека.


  Спасибо паломникам  из Поворино, Грибановки, Новохопёрска, Балашова!
Вместе с борисоглебцами они стали единым целым–людьми, идущими к Богу, но каждый со своей судьбой, своими грехами, своей надеждой на покаяние.

  Спасибо настоятелям и прихожанам  Храма Рождества Христова в селе Кирсановке, где  с молитвой и хлебом–солью встретили паломников. После службы накормили, устроили на ночлег, а утром  с Богом проводили в путь.

  Спасибо предпринимателю В.Э. Андрианопольскому за его душевный порыв, чудесный подарок–дорогую его сердцу икону, именуемую "В скорбях и печалях", которую он привез в храм в Кирсановку всем верующим, дабы доставили они этот бесценный дар  в монастырь  Святого Серафима Саровского.
Этой иконе около 200 лет, а Виктор Здуардович  очень просто, но душевно сказал: «Крестный ход–это первая ласточка покаяния. Люди, идущие в монастырь на покаяние, несут на себе и бремя наших грехов. Идут просить и молиться не только за себя.»

  Забегая вперед, скажу, что в пути икона стала благоухать ладаном. Это ли не чудо?!
  Помочь идущим хотели многие, кто чем мог. Незнакомый мужчина, чей сад растет у дороги, все–таки уговорил меня сорвать хоть немного сладких яблок.

  В сопровождавшей паломников  машине Скорой помощи, я познакомилась с удивительно душевным человеком, врачом А.И.Хованским .
Машина медленно ехала вдоль Крестного хода и Алексей Иванович  в открытую дверь ласково зазывал отстающих:«Ну, бабуля, милая, давай подвезу!» Ему, такому молодому, большому и сильному было жаль этих женщин, а те отрицательно качали головами и молча продолжали путь. Это был тридцать пятый километр пути.

 Впереди скорой помощи ехали на грузовичке усталые дети. Они сидели на вещах, свесив ноги, но иногда на ходу  соскакивали и продолжали путь пешком. И тогда Хованский шутливо грозил детям кулаком:«Только попробуй мне спрыгнуть и ноги переломать!» А те в ответ хихикали и улыбались, ведь столько доброты было  в голосе у "строгого" доктора.
Потом я неожиданно увидела врача в храме, где паломники молились.
Очевидно, он не смог сразу уехать и зашел в храм, чтобы побыть в окружении этих людей. И я поняла–он хороший врач, и хороший человек!

  А впереди нас ожидала  встреча с удивительными людьми из села Листопадовки. Встретили всех с  распахнутым сердцем, и по домам на ночлег разместили. Кто-то даже баньку успел наладить.

  И утром, после трапезы, под благочестивый звон колоколов в храме Покрова Божьей Матери, прибавилось у нас поломников  из Новохоперска.

  Спасибо прихожанке  Марии Васильевне Лыпко. Верю, что, дойдя  до монастыря, не за себя она молилась, а просила у Бога, чтобы скорее достроили этот храм в Листопадовке, который начал строить её покойный брат. Со слезами на глазах делилась она с нами  и печалью, и радостью.

  Спасибо чудесной женщине, к которой ласково обращались верующие:«Матушка Наталья, помоги». И она помогала, молодая, красивая женщина. Она была нашей походной аптечкой, раздавала нуждающимся лекарства, бинты, помогала перевязывать в кровь истоптанные ноги и всех утешала:«Дойдем с Божьей помощью». Вот рядом с такими людьми и дошли.

  Спасибо атаману  Н.И.Лоншакову и его казакам, которые сопровождали Крестный ход, поддерживали порядок, следили за отстающими. Спасибо работникам ГАИ! Три дня они медленно ехали впереди, останавливали встречное движение, освобождая дорогу идущим. Спасибо неизвестным мне водителям и людям, которые доставляли на привалы  еду и питьё!

  Люди, люди...Они до сих пор идут рядом со мной. Вот семидесятилетняя Римма Ивановна из Балашова. О многом мы переговорили уже в монастыре, а в пути положено было идти молча.

  Впрочем, молча шли не все, так как всю дорогу мы шли под щемящее душу  церковное пение. Пела тринадцатилетняя  девочка с красивым именем–Ульяна. Она приехала на лето к бабушке из республики Коми. Неожиданно разговорились: «Крестный ход напоминает мне старину. Тогда ходили босиком. Я тоже шла из Новохоперска босиком. Такая природа здесь красивая. У нас, на севере, тайга, а здесь поля, подсолнухи, тепло...Такой красивый Крестный ход получился!»

  Спасибо твоим родителям, милая девочка, что вложили в твою душу веру и понимание красоты. А как не вспомнить нашу любимицу– Риточку Коржевую из Поворино. Она тоже гостит у бабушки. Сама из Белгорода. Учится там в  приходской школе. Оттого и поет вместе с бабушкой красивые церковные песни. Да еще как поет!Ангельским голоском, переворачивающим душу!
 Она успевала подсказать мне, неразумной, что происходит в храме, что будут делать дальше. Она немного не дошла до конца пути. Рита получила солнечный удар и батюшка сразу отвез  её в монастырь, где она немного отлежавшись, стала помогать готовиться к прибытию паломников–носила книги в церковную лавку, наклеивала этикетки на бутылочки с лампадным маслом, даже помогала торговать иконками в церковной лавке. Она была везде–эта красивая и умная девочка. Дай Бог ей, и её бабушке, которая все же дошла до монастыря, здоровья и радости.

  К сожалению, нет возможности поблагодарить всех, с кем я была рядом в эти дни, кто так тронул мою душу!

  Но когда мне будет тяжело на душе, я поставлю запись с Крестным ходом, и они все снова будут идти рядом со мной дорогой к Богу:дьякон Владислав, студентка Юля и веселые парни Дима и Женя, и конечно, двухлетний Гошка, наше рыженькое солнышко, со своей нежной мамой. И еще многие и многие другие, на лицах которых светится вера.
  Я не увижу среди них только оператора Кирилла, который снимая, сам остался за кадром. Но я скажу и для него:«Спасибо всем! Я люблю, вас, люди!»

 Господи, спаси и помилуй  нас на этом трудном и радостном пути  под названием жизнь! 


(Фото-инет.Спасибо автору!)


Рецензии
Очень интересно, Люба! Думаю, что это - незабываемый опыт. И столько разных людей... Очень уважаю истинно верующих, к сожалению, они не слишком часто встречаются
Со светлой пасхой!

Людмила Колденкова   16.04.2023 15:43     Заявить о нарушении
Большое спасибо,Людмила,за отзыв! Для меня эти воспоминания очень светлые!Еще и потому, что справилась, не подвела.
С теплом:=))

Любовь Витт   16.04.2023 16:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.