Песни моей жизни - 2

Начало здесь:   http://proza.ru/2020/07/27/1290

ПЕСНИ МОЕЙ ЖИЗНИ
(из сборника "О, Мадонна!"


Род мамы был певучим.
Часто вечерами собирались вместе, рассаживались на завалинке и на траве в кружочек, и пели в три-четыре голоса.

...По Дону гуляет, по Дону гуляет,
По Дону гуляет казак молодой...

Позже я узнала, что есть много вариантов этой песни, но ни разу не слышала тот, что пела мама. Мамина песня заканчивалась грустно, словами тонущей в Дону невесты, которой цыганка предсказала гибель прямо во время «свадебного поезда».

...Несчастна девчонка, несчастна растёшь,
Кого верно любишь, замуж не пойдёшь...
...Поедешь венчаться - утонешь в реке...

Но девушка решила перехитрить судьбу:

...Мой папа богатый построит мне мост,
Построит мне мост на три тысячи вёрст...

Да только не помог мост:

...Вот тронулся поезд, обрушился мост...

И посреди волн реки звучит последняя просьба девушки:

...Ах, дайте гитару, ах дайте гитару,
Ах, дайте гитару, я песню спою,
Я песню спою про цыганку мою...

У мамы был высокий чистый голос, но она, человек застенчивый, пела очень редко. В раннем детстве я засыпала под звучание серебряного ручейка колыбельной:

...Спи, моя радость, усни,
В доме погасли огни,
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит,
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни.
Усни, усни. Усни, усни...

Отец петь не умел, но понимал, ценил, и музыку, и чистое, поэтическое звучание «слова» в песнях, поскольку был поэтом. Он знал, любил, общался на родном украинском языке, и стихи писал только «українською мовою».
Да разве можно без волнения слушать украинскую песню?

...Місяць на небі, зіронька сяє,
Тихо по морю човен пливе,
В човні дівчина пісню співає,
А козак чує, серденько мре.

Ой, очі, очі! Очі дівочі,
Темні, як нічка, ясні, як день,
Ви ж мене, очі, плакать навчили,
Де ж ви навчились зводить людей?

Отец был человеком щедрым, компанейским. Часто после демонстрации Первого Мая или Седьмого Ноября, приглашал к себе в гости коллег-учителей. Мама знала эту его слабость, и всегда готовила к празднику закуски.
Во время таких дружеских застолий нередко звучали песни. Мне особенно нравилась «Вечер на рейде»:

… Споёмте, друзья, ведь завтра в поход,
Уйдём в предрассветный туман,
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
Прощай, любимый город,
Уходим завтра в море.
И ранней порой мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой...

Перед моим внутренним взором вставал необозримый, сверкающий в лучах утреннего солнца морской простор, и трепетал от лёгкого ветерка голубой платок в поднятой вверх руке девушки, стоящей песчаном берегу моря.

Где я видела море? Ведь в те времена сама я никогда на море не была. Может, этот пейзаж пришёл с генами от неизвестных мне далёких предков?
А может, я увидела его в кино?

Продолжение следует:   http://proza.ru/2020/07/29/192


Рецензии
Людмила, поэтичная и красивая глава!
И песни чарующие, особенно на морскую тему. Сам, бывший рыбак, люблю эту песню.
С теплом души.

Владимир Чугай   13.02.2021 19:22     Заявить о нарушении
Песня чудесная. Жаль сейчас мало музыки хорошей в СМИ, раньше баловали классикой и эстрадные песни были мелодичные, "для всех".

Людмила Киреева-Силенко   14.02.2021 19:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.