Вот так праздник и прошёл

Как быстро летит время! И чем дальше, тем быстрее. Верно поётся в песне: «Чем дольше живём мы, тем годы короче». Так устроена жизнь.
Только Рождество отмечали, уже и Троица прошла. Как-то незаметно она минула. Убираться к празднику в теперешнее время в доме, как раньше в крестьянской избе не принято – всё и так каждый день «блестит» от чистоты и порядка. И так как-то давит это благополучие и такую скуку наводит, что иной раз просто завыть хочется. Извините меня за это выражение. Вот вспоминаю пору детства: сколько приятной суеты было перед этим праздником. Заранее мама уже мне шила к Троице красивое платьице, пусть и ситцевое, но главное новое. И туфельки старалась новые купить и, как можно красивее нарядить нас с братом, ведь самый главный годовой праздник. В избе к этому дню стены белили, полы выдраивали, печь разрисовывали петухами или цветами. У бабушки в хатке пол земляной был, так она разводила в чугунке коровий навоз с жёлтой глиной и натирала этим полы. Ещё и плинтусы по стенам подводила, чтобы красиво было. А потом свежескошенной луговой травой полы устилали. Всюду, где только можно, цепляли берёзовые веточки. Что за запах царил в избе! Из сундука доставали праздничные скатерти, занавески, покрывала, наволочки, накидки, рушники, подзоры, всякие салфеточки, дорожки и прочее. Всё это убранство было вывязано крючком и вышито крестом или гладью самими хозяйками. И тут уж каждая хвасталась своим мастерством и рукоделием. В этот праздник изба превращалась в красивую шкатулку. Мне ещё очень нравилось, как сияли комнатные цветы, вымытые и обрызганные водой с сахаром. Вот это на самом деле чувствовался праздник! Нам настрого приказывали ничего в доме не пачкать. Помню такой конфуз однажды случился. Мама запретила   нам делать уроки на столе, покрытом новой скатертью, которую привёз ей в подарок мой дядя из Германии. А брат ослушался, не убрал скатерть испачкал её в чернила. Чернильница хотя и называлась непроливайка, но если она будет полная, то чернила прольются, если её перевернуть на бок. И я обомлела от испуга, когда увидела, как на скатерти дрожала большая чернильная клякса. Я не могла ничего придумать, кроме как подойти к столу и ртом эту кляксу всосать, а потом выплюнуть. Весь рот у меня был в чернилах. А когда мама пришла с работы и увидела испачканную скатерть, очень ругалась. Но наказана была я, так как брат сказал, что это я плюнула на скатерть чернилами. А доказательством был мой фиолетовый рот. Меня выручила бабушка: она отстирала скатерть молоком или сывороткой. Я уж не помню. И сказала, что в такой праздник грех свару заводить.
Да, раньше умели люди радоваться праздникам, а церковным и того паче, наверное потому, что много работали и умели отдыхать и общаться. А может ещё и потому, что вера в Господа Бога в те времена была крепче, чем сейчас.
Тогда в этот день все наряжались в праздничные наряды и шли на луг, к реке, к лесу варили кашу и жарили яишню. Пели и плясали, мы дети были рядом со взрослыми, водили хороводы, пели, играли в салки и другие игры.
Сейчас другие ценности и другие интересы. Может, для кого-то они лучше, но мне дорог уклад той жизни, что была тогда, в пору моего детства, именно он и по сей день греет мне душу и радует сердце. Пусть мы жили скромнее, но зато интереснее и веселее. Поверьте, мне есть с чем сравнивать. И прямо хочется воскликнуть: «Люди, берегите традиции своих предков. Гордитесь своей русской культурой, своим народным достоянием. Умейте радоваться и радовать других. Берегите друг друга и каждый день жизни».   


Рецензии