Сбитый летчик

    С течением времени что-нибудь да изменяется. Уходят в историю комиссары и политбойцы, вместо них появляются замполиты и парторги. Появляются новые прочтения устоявшихся словосочетаний, например,  «сбитый летчик» принимает устойчивую пренебрежительную окраску.
    В «Балладе о летающем солдате»
/ http://proza.ru/2020/07/08/1008/ есть и те и другие: и комиссар, рожденный ползать и сбитый летчик, которого его товарищ постарался  увековечить как смог. Реальность сложнее, объемнее любых ее проекций, будь то «человек человеку друг, товарищ и брат» или «человек человеку рознь». Хочу рассказать  об одном из  комиссаров, которому пришлось какое-то время быть сбитым летчиком.
Куликов Андрей Тимофеевич. Белорус, 1915 года рождения. В Красной Армии с 1935 года. В партии с 1939. Зам.командира 21 иАП (истребительного авиаполка) по политической части. 22 июля 1944 года во время воздушного боя над территорией противника  с подожженого самолета выбросился на парашюте и в бессознательном состоянии был пленен немцами. В январе 1945 года из плена бежал и в феврале 1945г присоединился к частям Советской Армии.
      Это – суть дела.   Но в мелочах определенно что-то кроется. Аромат эпохи? То, что позволяет плакат «Народ и партия едины» превратить в песню Высоцкого «Случай в ресторане»?
Он ругался и пил, он спросил про отца.
Он кричал, тупо глядя на блюдо:
- Я всю жизнь отдал за тебя, подлеца,
А ты жизнь прожигаешь, паскуда!

А винтовку тебе, a послать тебя в бой?!
 
       Без этих деталей, без мелочей нам легче жить в беспамятстве, с протезом исторической памяти.

       Слово сбитому летчику. Мои пояснения по тексту в скобках.

   «ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА члена ВКП(б) майора Куликова Андрея Тимофеевича.
Работая заместителем командира 21 ИАП по политической части я 22 июля 1944 года вылетел на боевое задание по прикрытию штурмовиков в район города Двинск /ныне Даугавпилс/. Ведущим группы шел командир А.Э. / авиаэскадрильи/ капитан Билько, я же шел парой со старшим лейтенантом Афанасьевым. Взлетев в воздух я по радио получил приказание от командира полка ... «на цель не идти – ждать взлета ст.л-та Афанасьева», который задержался по неисправности самолета. Дождавшись на кругу взлета своего ведомого …, я получил новое приказание: идти на цель парой. Подойдя к южному аэродрому пр-ка в городе Двинск , я заметил, что наших штурмовиков, уходящих после выполнения  задания домой  преследует 4 ФВ-190 , и прикрывающая группа наших истребителей вела воздушный бой несколько в стороне. Дав команду ведомому, я сделал правый переворот и атаковал правого ведомого Ф.В.-190, которого сбил после 2-ой очереди. При выходе из атаки мой самолет был подбит З.А. / зенитной артиллерией/ противника, после чего значительно ухудшилась маневренность самолета и я был вынужден уходить из боя, при этом был дважды атакован истребителями противника и подожжен в воздухе.
     На горящем самолете я пытался продолжать полет к линии фронта и когда пламя охватило кабину и я получил тяжелые ожоги обеих рук, лица, правого бока и спины, мне пришлось выпрыгнуть на парашуте. Не будучи в состоянии управлять парашютом, я при приземлении ударился и потерял сознание. При вылете на боевое задание при мне был партбилет, санитарная книжка и три фотокарточки в форме майора с 2-мя орденами Красного Знамени…»
    В электронных архивах «Память народа» нашлись дополнительные детали, не вошедшие в монолог сбитого летчика.
    «В воздушном бою обгорел 28.7.41г»; будучи по специальности, полученной в Сталинградском летном училище, летчиком бомбардировочной авиации,  «сумел без отрыва от боевой работы изучить самолеты ЛАГГ-3 и ЛА-5 и сам водит личный состав в бой», подсказывает его наградной лист.
       ЛАГГ-3, тяжелый истребитель, интересен тем, что из-за проблем в стране с авиационным алюминием, его фюзеляж был собран из дельта-древесины, композитного материала, древеснослоистого пластика. Существует легенда, что при демонстрации образца этого материала Сталину, тот проверял его горючесть с помощью своей трубки. Другая легенда была запущена после войны, в 90-е годы недобросовестным «писакой», с его глумливой подачи аббревиатура ЛаГГ была расшифрована как «Летающий авиационный гроб горючий». 
     Японская пословица говорит  о таких борзописцах: «Кто знает, не говорит, кто говорит – не знает». Ведь дельта-древесина – это уникальный для того времени материал. Он практически не горюч, значительно   прочнее обыкновенной древесины и  сопоставим по прочности  с многими алюминиевыми сплавами.
    Послушаем сбитого летчика…
   «Так как партбилет находился в грудном кармане комбинезона, который сгорел, то я считаю, что мой партбилет сгорел или выпал при прыжке из самолета. Санитарная книжка и фотокарточки очевидно были изъяты немцами при пленении, они находились в карманах брюк и сгореть не могли. В сознание я пришел в 23-24 часа 22 июля , будучи в каком-то немецком госпитале в г.Двинск. Утром меня перенесли в лагерь для военнопленных, где поместили в лазарет. В этот же день, 23 июля, меня и 5 раненных советских танкистов погрузили в автомашину и вывезли на станцию, где погрузили в эшелон. В эшелоне мы находились до вечера и вечером эшелон тронулся в Германию. Только 2 августа нас привезли в г.Штаргарт (Германия), где раненных поместили в лазарет при лагере русских военнопленных N 2D. В этом лазарете я пролечился 5 месяцев, из них около 3 месяцев не мог ни ходить, ни даже говорить.
    Как только я стал ходить,  мне удалось познакомиться с русским военнопленным, лейтенантом Мышевским Федором Васильевичем, с которым мы начали готовить побег...»
   Лейтенант Мышевский, командир стрелкового взвода, уроженец Калининской области. В «Памяти народа», электронной базе данных, он числится и пропавшим без вести в июле 41-го,  и военнопленным шталага II D.
 «Однак в январе месяце его  забрали и куда-то отправили, а 8 января меня также схватили и в одиночном порядке в сопровождении унтер-офицера отправили в г. Гамерштайн / Хаммерштейн, Померания, ныне Чарне, Польша/ , где поместили в офицерский изолятор на арест. Сдесь я познакомился с лейтенантом Грак Арсентием и арестованными пленными красноармейцами Кривонос Иваном Миновичем, Портянкиным Евгением и Белугиным Василием, с которыми так же начал готовиться к побегу.
29 января 1945 года утром нас вывели с ареста, выдали по буханке хлеба и пачке маргарина, поставили в общую колонну  численностью около 2 тысяч человек и погнали в глубь Германии. Воспользовавшись этим мы решили бежать с пути, что и сделали. 29 января 1945 года вечером нас загнали в какой-то населенный пункт на ночлег и поместили в 2 сарая расположенных в одном дворе. Воспользовавшись отсутствием караула при входе во двор мы бежали…  Во время побега  вынуждены были на день забираться в сараи и двигаться только ночью, ... числа 23-24 где-то в районе города Ное-Штетин мы встретились с нашей разведкой ( 2-ой гвардейский кав.корпус). До 3-4 марта проходили проверку при СМЕРШ. После чего были направлены в распоряжение коменданта, где мои товарищи были зачислены в комендантский взвод, а я работал на восстановлении предприятий, нужных для Красной Армии.
   …проверку прошел по 1-й категории еще в июне 1945 года. В октябре месяце был направлен в УК ВВС КА откуда прибыл в 259 ИАД для прохождения дальнейшей службы. Попаданием в плен, поведением в плену я не опозорил звание члена ВКП (б).    27/12-45 . Майор Куликов».


       Так удачно окончилась война и для сбитого летчика.
Вернулся в строй сам и вывел из плена троих красноармейцев. Двое из них, его земляки, из Могилевской области, и одногодки, 1921 года рождения, Портянкин Евгений Тихонович,  и Кривонос Иван Минович остались в «Памяти народа»: есть извещения об их награждении в 1985 году   юбилейным орденом Отечественной войны.     Наверняка они не забыли и помнили в лицо товарищей по несчастью, выживших в той войне: пилота бомбардировщика  Грак Арсентия Тимофеевича и пилота истребителя майора Куликова Андрея Тимофеевича.
    На электронном ресурсе «Дорога памяти», где каждый может разместить историю и ли фотографию фронтовика, есть только один из них. Двое из этой незамысловатой истории о сбитом летчике, Куликов и Мышевский заплутали на проселках истории.
     В «Памяти народа» сохранились их портреты, помогу им выбраться на большак, переведу ветеранов  за руку на «Дорогу памяти».
   
    Портрет Куликова: http://proza.ru/2020/09/03/928
    Портрет Грака: http://proza.ru/2020/09/03/989
    «Сбитый летчик» это не клеймо, но еще одно  испытание для любого летающего солдата и комиссара.
      


Рецензии
Евгений, я хорошо помню грязное, голодное, послевоенное Гродно с фронтовиками на самодельных роликовых каталках и с шапкой для медяков на земле. Потом, где-то в начале 50-десятых они куда-то исчезли. Ходили слухи, что их отправили в какие-то лагери, чтоб не мозолили людям глаза.
Среди этих фронтовиков калек с шапкой на земле для медяков, возможно, и были те двое (из вашей истории о сбитом лётчике), которые в "Дорогу памяти" не попали.
Спасибо, за возрождение правды о фронтовиках, которые заплутали на просёлках истории.

Мечислав Курилович   03.09.2020 11:34     Заявить о нарушении
Только что разместил здесь, на Проза.ру портрет главного героя. Благодаря Вашему напоминанию-рецензии.

Евгений Пимонович   03.09.2020 13:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.