Случайный попутчик

БЛАГОДАРЮ  судьбу ЗА  этих  ВСТРЕЧ  ПРИКОСНОВЕНИЯ !
--------------------------------------------------

                Чужие СУДЬБЫ, что  СО  МНОЙ  ВСЮ  ЖИЗНЬ  прошли.
                БЛАГОДАРЮ  судьбу ЗА  этих  ВСТРЕЧ  ПРИКОСНОВЕНИЯ !
                В душе неопытной вы  ИСКОРКИ  ТЕПЛА  ЗАЖГЛИ,
                А в сердце юном  СОСТРАДАНЬЯ  и  ВОЛНЕНИЯ...

                ЧТО это БЫЛО ?  ПОЧЕМУ  мы  ПОМНИМ ?
                ЧЕРЕЗ  ГОДА  несём  и  ВСПОМИНАЕМ  вновь и вновь,
                ДУШОЙ  соприкоснувшись с очень  ВАЖНЫМ.
                Ах, эта детская  НАИВНОСТЬ. Ах, эта  ПЕРВАЯ  ЛЮБОВЬ...

                24.07.2020 г.
                Александр Давидович Бурмистров
                ******



                Случайный  попутчик
                ---------------------

     Как интересно, оказывается, наблюдать за самим собой со стороны, с высоты уже много прожитых лет. Ну вот, хорошо ему, то есть мне, стоять в проходе вагона у окна и спокойно курить под равномерное постукивание колёс и смотреть на эту, бегущую за окном, однообразную картину полупустыни, с отдельно торчащими кустами саксаула. Успел, не опоздал к проходящему московскому поезду. Здесь, в Мубареке, как таковой, станции нет. Высокая крутая железнодорожная насыпь, на которой на пару минут притормаживает поезд. Я то ладно - молодой, а вот как по этой крутой насыпи в высоко стоящий вагон поезда может залезть пожилой или старый человек, это конечно большая загадка. Да, этот саксаул за окном напомнил мне, как однажды, когда я ещё был совсем мальчишкой, но единственным мужчиной в семье, нам на зиму для растопки печки вместо дров привезли этот проклятый саксаул. Он такой твёрдый, как металл, что топор просто со звоном отскакивает от него, и колоть можно только кувалдой. Для меня, щуплого юнца, эти "игры с кувалдой" хорошо запомнились.

     А вагон то какой, старый и весь обшарпанный. Одно название, что купейный. Всё раздолбано и дребезжит. Окна толком не закрываются, а часть из них просто разбиты. Узбекистан. Свои порядки. Хочешь ехать - плати по таксе, но не в кассу, а проводнику вагона. Обошёл весь состав, но более или менее приличные вагоны переполнены. А такие, как этот, полупустые. Поезд формируется в Карши и все хорошие места уже заняты. Конец ноября. За окном узбекская осень. А это значит, что яркое солнце жарит ещё не меньше, чем у нас в России летом. Ну ничего, мне до Волгограда ехать всего два дня, как-нибудь перебьёмся. Сегодня то ладно, ещё тепло, а вот завтра уже начнётся российская сырая, холодная и промозглая осень.   

     Ну, наконец, вот и проводник - молодой парень узбек, совсем плохо говорящий по-русски. Взял деньги, показал где мне размещаться. Казалось бы, погода довольно тёплая и сухая, но постель, свёрнутая на полке, по неписанным железнодорожным правилам, оказалась сырой. Где её так умудряются "сушить" после стирки? В купе я один. Ну и на том слава Богу. Через час будем проезжать Бухару. Там наверняка сядет много народа. Дверь от купе практически не закрывается. Одет я по-походному, поэтому обойдёмся без переодевания. Мимо купе то и дело проходят пассажиры - недалеко вагон-ресторан. Много солдат-дембелей из Афганистана. Их ни с кем не перепутаешь - подтянутые, крепкие, в десантной форме. На ногах не сапоги, как у обычных солдат, а десантные ботинки, и под кителем тельняшка. И, самое главное, это ордена и медали на груди. Прошли они шумной гурьбой мимо моего купе в сторону вагона-ресторана.
Рядом с одним из них, парнем невысокого, в отличии от других, роста шла, высунув язык и тяжело дыша, овчарка по всем правилам воинского устава, в наморднике, но без повадка. А на шее у неё, на специальном креплении, было множество орденов и медалей. Когда эта гурьба дембелей, уже нагруженная бутылками водки и пива, шла в обратную сторону, я окликнул этого паренька с собакой. Он зашёл в купе, сел напротив меня. Собака села рядом с ним. Она была спокойна и преданно смотрела на своего хозяина. Он ласково потрепал её за шею, погладил по голове.

   - Вот, домой едем назад, вместе. Туда тоже из дома вместе уходили. Вместе призывались. Ей два года было. Хотел пойти в армию вместе с ней. Готовил. Прошли вместе все комиссии, вместе были в учебке и в Афган. Боялся, что её не демобилизуют вместе со мной. Меня демобилизовали, а её после ранения комиссовали. Но ничего, сейчас уже подлечилась, а дома на домашних харчах окрепнет ещё больше.

Мы недолго разговаривали. Я с большим уважением смотрел и на этого, совсем ещё мальчика, но уже прошедшего войну, и на его преданного друга с высунутым языком и медалями на шее. Он побежал догонять своих друзей, а я остался один. Правда очень ненадолго. Вот и Бухара. Вагон моментально наполнился. Шум, гам, толкотня. В основном все узбеки. Напротив меня расположился довольно старый, по моим тогдашним понятиям, мужчина лет шестидесяти. Невысокого роста, по внешнему виду из бухарских евреев, слегка полноватый, лысый и в круглых очках. По тому, как неуверенно он зашёл в купе, неуклюже размещал свой багаж и самого себя, было видно, что он явно не наделён хорошим здоровьем и какой-то не приспособленный ни к чему. Я помог ему расположиться. Он попытался закрыть окно, но я ему продемонстрировал, что это совершенно бесполезное занятие.

     И вот поезд едет дальше и я опять смотрю на себя, на этот вагон, старика напротив, но опять смотрю издалека, из сегодня в тогда... Целая жизнь позади и вот эта случайная встреча, а она со мной всю жизнь, а я сижу напротив него и ещё ничего не знаю. Мы просто беседуем. Мы - случайные попутчики. Я сейчас, видя всё это как наяву перед собой, испытываю чувство полёта над временем, когда я могу, как-бы со стороны, наблюдать происходящее, заранее зная, чем всё закончится. Я знаю, а они - нет. Им только предстоит всё узнать. Первый раз такое чувство я испытал, когда курил на балконе нашей квартиры на седьмом этаже и глазел как что-то там, внизу, произошло. Наверное авария. Машина перегородила путь трамваю. Он стоит криво - сошёл с рельс. Ну теперь это надолго, теперь не скоро снова пойдут трамваи. Путь перегорожен. Пассажиры вышли на дорогу. Дальнейший путь им, наверняка, предстоит на перекладных. А в это время, с высоты своего седьмого этажа, я вижу за поворотом дороги едет следующий трамвай. И в эту секунду меня как-будто осенило - в отличии от пассажиров этого трамвая я уже наверняка знаю, что их ожидает. Вот тут и пришло это ощущение полёта над временем - я видел то, что ожидает их.

    Колёса стучат. Чай стынет. Разговор продолжается. Кто, да куда, да откуда. Оказывается этот неуклюжий старый человек очень даже интересен и приятен. Вежлив и очень начитан. Разговаривать с ним было сплошное удовольствие. За разговорами и чаем время летело быстро. Близился вечер. Становилось всё прохладней и прохладней. Из не закрывающихся плотно окон сильно дуло. Старик сидел с противоположной стороны, спиной по ходу движения поезда, но чувствовалось, что он уже замёрз окончательно. А я за это время проникся к этому, совершенно случайному в моей жизни, человеку таким огромным уважением. Передо мной сидел доктор физико-математических наук, который в возрасте пятидесяти лет окончил институт по совершенно другой гуманитарной специальности - филология. Защитил докторскую диссертацию. И теперь этот учёный, беспомощный бухарский еврей, изучающий что-то о взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга украинского и
русского языков, даже не представляет, что после ночи, проведённой в таком "дырявом" вагоне, он наверняка простынет и заболеет.

     Понимая, что сам о себе этот человек не сможет позаботиться, я пытаюсь как-то решить его проблемы, всяческим способом найти для него место в другом вагоне. Бесполезно. Поезд переполнен. На моего попутчика - старичка смотреть уже жалко. Он явно капитально замёрз. И тут я вспомнил про дембелей из соседнего вагона. Они всей дружной компанией вместе с собакой и гитарой, слегка поддатые, набились в одном купе. Весёлый громкий разговор одних, другой что-то бренчит под гитару. На правах старого знакомого вызываю в коридор из купе этого парнишку с собакой. Рассказываю ему о старике и предлагаю, как вариант, кому-нибудь из них поменяться местами со стариком. Он выслушал мою сбивчивую просьбу, молча кивнул и вот уже вся шумная ватага солдат переселяет к себе старика.

     Вот так незаметно мы все оказались в одном переполненном купе, в одной компании. Стучали колёса, за окнами вагона в кромешной темноте где-то вдалеке мерцают одиночные огоньки. Утром будем в России, а к вечеру и Волгоград, где у меня пересадка. Старик в тепле. Солдаты, тесно прижавшись друг к другу, забыв про свою водку и пиво, слушают интересные рассказы о физике и математике, о напевной красоте украинского языка и о том, как оказывается русский язык и украинский взаимно влияют друг на друга. И всё это так интересно, с такими удивительными примерами и увлекательными историями.

     Я вышел в коридор вагона покурить. На душе было спокойно. Как удивительно, каким волшебным даром располагать к себе был наделён этот маленький, старый, не приспособленный к жизни бухарский еврей, умница, обоятельнейший человек. Какими восхищёнными глазами смотрели на него эти ребята, возвращающиеся домой из кровавого пекла. Уж не знаю кого  и от кого они там защищали, но здесь и сейчас они сделали добро одной беззащитной душе и они были горды этим.

     ... Поезд едет. Колёса стучат. Все пассажиры потихоньку укладываются спать...
А я сверху, со своего полёта над временем, вижу себя, уходящего в свой "дырявый" вагон.
Ему, то есть мне, кажется, что он уже вполне зрелый и опытный. А я вижу, как он молод и ещё глуп и сколько уже наделал ошибок. Он, то есть я, ещё не знает сколько раз в жизни ему предстоит вспомнить этого случайного попутчика, когда перед ним, то есть мной, встанет очередная стена перед неизвестной новой областью знаний. И всегда вспоминался этот старик, для которого даже преклонный возраст не стал преградой. На всю жизнь запомнились эти просветлённые лица мальчишек. Им посчастливилось соприкоснуться с тем чудом, ради которого не жалко и кровь проливать - чудо тяги к знаниям.

     ... Поезд едет. Колёса стучат. Все пассажиры потихоньку укладываются спать...
А я сверху, со своего полёта над временем вижу себя...


            ..... 29.07.2020 г.   ........

Автор: Бурмистров Александр Давидович
КНИГА "МОИ ЧЕТЫРЕ ЖИЗНИ" ИСПОВЕДЬ
Часть первая "Моя Первая Жизнь" ГРЕХИ
                ...........
Продолжение следует ..........
 


Рецензии
Замечательно написано. Да, смотреть на себя молодого с высоты прошедших лет необходимо, придаёт мудрости. Всего хорошего. Татьяна

Георгиевна   05.09.2021 22:31     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна, спасибо Вам за хороший отзыв.
Рассматривать самого себя с высоты прошедших лет - это шанс увидеть и почувствовать то, что не заметил раньше, а оказывается, что именно это во многом повлияло на твою дальнейшую судьбу....

Александр Давидович Бурмистров   06.09.2021 13:11   Заявить о нарушении