Мы в Болгарии часть 3 Пловдив
Устроившись, мы погуляли по пешеходной зоне в центре, там, где всегда праздник, где всё залито светом и музыкой и всякими вкусными запахами из многочисленных кафе и ресторанчиков. Решив, что первый день нашего путешествия, несомненно, удался, мы отправились спать.
Но нас ждал «сюрприз». Пластиковые окна номера с одним стеклопакетом выходили на широкий проспект. На этом проспекте всю ночь было такое движение, как будто был день. Закрытые окна совершенно не защищали от шума, словно они были распахнуты настежь. Всевозможный легковой и грузовой транспорт проносился мимо окон практически без перерыва со всевозможными рёвом, рокотом, скрипом, урчанием и с противными сиренами полиции и «скорой помощи», не давая никаких шансов уснуть. Натягивание одеяла на голову и матерщинные тирады в голове проблему не решали. Спать хотелось, но не моглось. Оказывается эту проблему можно было решить очень легко при помощи обычных берушей. Но мы узнали об этом спустя несколько лет, когда попали в похожую ситуацию в Будапеште. А в тот раз я так и не понял, удалось нам поспать хоть немного или нет.
На следующее утро мы переставили машинку на платную парковку и отправились изучать достопримечательности. Одним из памятников, указанных на туристическом плане города, был "Алёша". Так прямо и написано - Алёша. Это памятник советскому солдату - освободителю. Ух ты!!! Да это же тот самый Алёша!
Когда-то я учился в третьем классе и в школьном хоре вместе со всеми пел красивую песню:
"Белеет ли в поле пороша, пороша, пороша,
Белеет ли в поле пороша, иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алёша, Алёша, Алёша.
Стоит над горою Алёша - в Болгарии русский солдат..."
И эта песня очень мне нравилась. И я её ещё подобрал и играл на баяне. Но это было так давно. Я не знал, где именно в Болгарии находится этот памятник. И я давно забыл, что когда-то учился в третьем классе. И песню эту забыл. Тогда в школе я и подумать не мог, что когда-нибудь окажусь в Болгарии, в Пловдиве, где на очень высоком холме стоит гранитный Алёша высотой больше десяти метров в военной форме, с автоматом.
И вот спустя столько лет я случайно оказался у подножия этого холма, где стоит памятник Алёше, и всё вспомнил. И сцену в школьном актовом зале, и учителя пения Владимира Михайловича, и как мы в хоре пели эту замечательную песню, которая, как оказалось, и сейчас мне очень нравится. И я даже слова вспомнил почти все, хотя с тех пор больше сорока лет прошло.
"Немало под страшною ношей, под страшною ношей,
Немало под страшною ношей легло безымянных парней.
Но то, что вот этот - Алёша, Алёша, Алёша,
Но то, что вот этот - Алёша, известно Болгарии всей"
Памятник "Алёша" создан и установлен с 1954 по 1957 год полностью по инициативе болгарского народа, без каких-либо указаний "сверху" и полностью на народные деньги. Это не обычный памятник, расположенный где-нибудь в сквере или на площади. Сама огромная фигура солдата возведена на очень высоком холме. Поэтому Алёша виден очень издалека. Он стоит с опущенным вниз автоматом. Он сделал великое дело – спас Болгарию, как и многие другие страны, от фашизма. Так же, как когда-то на Шипке русские солдаты освободили Болгарию от турецкого ига.
Когда в стране начался разгул демократии, руководство города предпринимало несколько попыток снести памятник, "как символ советской оккупации"( в 1989, 1993 и 1996 годах). Однако, жителями Пловдива были организованы мероприятия в защиту памятника, в том числе и круглосуточные дежурства у "Алёши", и выступления многочисленных общественных организаций и другие. В 1996 году Верховный суд Болгарии постановил, что монумент является памятником Второй мировой войны и не может быть разрушен. Молодцы болгары, по-моему!
Потом мы отправились в центр, туда, где накануне вечером успели немного погулять. Там, конечно, тоже много интересного. Красивые дома и площади в тёмное время и в дневное по-разному красивы. И мы снова получили большое удовольствие от прогулки по пешеходной зоне. Там есть интересная бронзовая скульптура человека с большими ушами, приложившего руку к уху, чтобы лучше что-то расслышать. Ну как было не сфотографироваться рядом с ним? Так же с приложенной к уху ладонью. Мои друзья, глядя на эту фотографию, потом прикалывались: «Наверное, он тоже «по ушам списался»?
Ещё очень впечатлили раскопки античного римского стадиона Филиппополис. И мы посидели на его каменных сиденьях и представили, как когда-то вот прямо на этой арене внизу проходили гладиаторские бои и ещё всякие спортивные мероприятия. И я подумал, что всё-таки наше время лучше того, когда всё это было построено. Всё-таки никакие рабы не бьются насмерть на потеху всяким там патрициям. А ещё там рядом были раскопки древнего акведука и ещё каких-то сооружений. И я вспомнил строчки из стихотворения В. Маяковского: "...как в нашу жизнь вошёл водопровод, сработанный ещё рабами Рима." И все эти раскопки находятся прямо в центре, прямо под этими улицами, на которых стоят современные дома, и где булыжные мостовые, и красивая мечеть Улу Джумая, и много других интересных красивых зданий. ЗдОрово!
Но ещё на карте был обозначен какой-то «Старый город». И он находился где-то в стороне. И только мы остановились возле мечети, и раскрыли карту, чтобы разобраться как туда пройти, как к нам обратился мужчина лет тридцати пяти:
- Добрый день! Вы, наверное, в первый раз в нашем городе?
- Добрый день! Да впервые, - ответили мы.
- Ну и как вам наш город? - говорил он с лёгким приятным акцентом.
- Спасибо! Очень нравится!
- А вы уже были в Старом городе?
- Нет ещё. Вот как раз разбираемся, как туда пройти.
- Пойдёмте! Я вас провожу. Я как раз иду в ту сторону.
Одет он был неопрятно, в мятые футболку и шорты, был не брит и выглядел несвеже. Тем не менее, мы почему-то не отказались от его помощи. Он был очень разговорчив и совершенно свободно говорил по-русски. Он сообщил нам, что его зовут Александр, и что у него есть друзья в Петербурге.
- Вас как зовут? - спросил он.
- Его Вадим, а меня Елена, - ответила жена
- Сына моего друга тоже зовут Вадим, а жену - Елена, - заулыбался наш новый знакомец, как бы давая понять, что и мы теперь тоже его друзья, раз такое удачное совпадение. Ещё он сообщил, что учился в университете на историческом факультете, а сейчас подрабатывает в церкви. Одним словом, парень свой в доску.
Тем временем, свернув за угол от мечети и пройдя два дома, мы увидели через дорогу указатель к старому городу. Это было совсем рядом. Мы поблагодарили нашего знакомца за помощь и сказали, что дальше справимся сами. Но "отвязаться" не удалось. Александр сказал, что ему всё равно нужно в Старый город, и он будет рад помочь новым друзьям, и что он может показать нам много интересного. А у меня не хватило твёрдости. Я, «как наивная чукотская девушка» подумал: « А вдруг он действительно искренне хочет нам помочь, а я его обижу своим отказом?» У меня не было опыта общения с такими людьми, поэтому и сомневался, и хоть предпринимал ещё несколько попыток уйти от него, но попытки эти были не уверенными, мягкими и никакого результата не дали. А новый "друг" пристал к нам, «как банный лист» и настойчиво вёл свою "экскурсию". Никакой более - менее интересной информации он нам не сообщил. Он просто водил нас по указателям, по которым ходили все остальные посетители и время от времени говорил: "А вот посмотрите, какой красивый дом. Он занесён в список памятников Юнеско. А вот ещё посмотрите, какой красивый дом."
Сам по себе Старый город был, конечно, очень интересен. Там в начале маршрута есть раскопки большого римского театра, построенного во втором веке нашей эры. Весьма внушительное сооружение с амфитеатром сценой и колоннами. Было бы очень интересно рассмотреть его поподробнее, посидеть на каменных сиденьях и представить выступление древних актёров. Но в тот день в этом древнем театре готовилось выступление какого-то современного коллектива, и вход был закрыт. И мы, как все другие экскурсанты, посмотрели на него через прутья высокого металлического забора.
Потом пошли рассматривать другие достопримечательности Старого города. Там много старинных интересных построек, в том числе, и жилых в настоящее время. Там живут очень богатые люди. И ещё Старый город находится на высоком холме, откуда открываются очень красивые виды на Пловдив и его окрестности. И многие люди приходят туда и подолгу сидят на старых камнях, занимаясь исключительно созерцанием.
В общем, всё нам там понравилось. Кроме нашего провожатого, от которого отделаться так и не удалось. Не смотря на то, что и в церкви, где он, якобы, подрабатывал, и на улицах, по которым мы проходили, местные жители, которые, очевидно, хорошо его знали, осуждающе качали головами, понимая, что нас "взяли в оборот" и показывали нам жестами, что с ним ходить не нужно. Да мы и сами давно это поняли, но...
Время приближалось к половине второго, и нам нужно было идти забирать машинку с парковки. Опоздаешь - увезут на штрафстоянку. Когда мы направились к выходу, Александр стал говорить о том, что сейчас у него очень трудно с деньгами, потому что его сократили на основной работе, и что он вынужден подрабатывать экскурсоводом, намекая на то, что он таскался за нами не бескорыстно. Я так и думал, что этим кончится!
- И сколько вы хотите за свои услуги? - спросил я.
- Пятьдесят левов, - не моргнув глазом ответил он, - я с вами почти два часа ходил.
Ничего себе! Это же почти две тыщи рублей на наши деньги! За что? За то, что он, по сути дела, испортил нам осмотр Старого города своей навязанной компанией?
-Так, - сказал я, - мы вас не просили устраивать нам экскурсию. Нужно было называть цену вначале. Мы бы с вами и разговаривать не стали.
- Ну, вы дайте мне хоть что-нибудь, - стал громко возмущаться он, - я же показал вам Старый город. И хоть улица была в тот момент пустая, было очень неприятно. Посовещавшись с женой, мы решили дать ему двадцать левов, на всякий случай, чтобы он вдруг не устроил скандал посреди улицы. Он сразу взял деньги и, повернувшись, ушёл, не прощаясь. Скорее всего, эта сумма его вполне устроила и, возможно, он пошёл подыскивать себе новых "друзей" для следующей "экскурсии". Рабочий день был в самом разгаре. А может, он , таким образом, просто заработал себе на выпивку. Не знаю.
А мы поспешили на парковку за машиной. Хоть настроение и было слегка подпорчено, зато есть что вспомнить. Ладно, с кем не бывает! Всё равно, Пловдив нам очень понравился. А сейчас пора ехать дальше - в Софию.
Свидетельство о публикации №220072901490