Перспективы развития социальной справедливости

    Коммунизм вполне реален и это принцип жизни общества как дружной семьи разных семей с общей собственностью на средства для жизни производимые в этой семье для удовлетворения потребностей населения по количеству и квалификации своего труда.  А в труде по производству необходимого и для оказания необходимых услуг населению страны должны участвовать все дееспособные и трудоспособные граждане такой страны, кроме детей и пожилых определённого возраста, для обеспечения достойной жизни этой большой и дружной семьи разных людей. Именно для этого необходимы определённые внутренние законы в стране принятые большинством населения, в основе которых право на труд должно гарантировать каждому не столько право на общественно необходимый труд, сколько право иметь от общества необходимые блага для социально благополучной жизни по труду!

     Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики должны иметь всё необходимое для благополучной жизни как уже заслужившие своим трудом достойную его пенсию и условия жизни!

      А законы и действенные службы обеспечения законности необходимы потому, что прав без законов НЕ БЫВАЕТ! Иначе человек без общего для всех закона расслабляется и в своих действиях в силу устройства своей психики без общих для всех законов не может контролировать своё поведение! Такова уж природа человека и ничего с этим не поделаешь, ибо все люди сильно отличаются по общей культуре поведения, по образованию, по воспитанию в детстве, что накладывает свой отпечаток на характере человека и так далее.

      Проблема фрирайдерства или возможности жить за счёт других и пользоваться общественными благами ничего не производя и не вкладывая, в кибуцах Израиля решается часто социальными методами. Кибуцы всегда оставались небольшими, от 100 до 1000 членов, в среднем 400-500, а моральные санкции в сообществе, где все знакомы и работают сообща, применить легче. Кибуцы в основном специализируются на сельском хозяйстве и легко видеть, кто что делает, сколько работница подоила коров, собрала апельсинов... Трудолюбивого работника могут поощрить переводом на более престижную работу, ленивого — на самую грязную и  непристижную. Изгнание не практиковалось, во-первых нельзя разделять семью если человек семейный, а во-вторых, если человек как-то прошёл испытательный срок и был принят в семью кибуцников, то это упущение коллектива необходимо как-то исправлять.  В то же время честно работающие ни в чем не виноваты и вокруг отлынивающих создаётся такая неблагоприятная атмосфера, что человек быстро исправляется. Как-то в кибуц Дгания, (Василёк по-русски), вступил любитель посачковать. Он начал работать спустя рукава в первые же дни после испытательного срока, якобы устал за испытательный срок. Ему ничего не сказали, но с ним никто не стал больше общаться и разговаривать, в столовой все садились подальше от него, все его явно игнорировали и атмосфера вокруг него создалась такая, что утром  он уже сам бежал на работу и старался всем показать, какой он добросовестный.  Вот так в кибуцах Израиля налаживают свои социально-экономические взаимоотношения.

     Что привлекает в кибуцы людей? Прежде всего полное социальное обеспечение и защищенность, общее ведение кибуцного хозяйства и справедливое распределение доходов.  А главное то, что сейчас очень редко встречается в обществе, это взаимная поддержка, справедливая коллективная жизнь в обществе, настоящая демократия в управлении и гордость за своё общество.

     Поэтому и нужна была идея, которая, выражаясь языком классиков, овладела бы массами и такой идеей по форме жизни в своё время стали кибуцы Израиля как новая и в некотором роде уникальная для современны стран с монополией капитала форма человеческих отношений. Было много теоретических и практических предпосылок для их возникновения и пусть частично это было сионистское движение, в общем оно играло довольно заметную роль в практической возможности создания поселений с социально справедливыми законами своей жизни для абсолютного большинства участников таких социально-экономических сообществ. Частично это была практическая необходимость расселения евреев компактными группами в общем-то недружелюбном арабском окружении.

     Но в целом это была комбинация библейских принципов и социализма. Бен-Гурион (1886 — 1973), лидер еврейского рабочего движения в Палестине, говорил, что в ту пору он держал в одной руке Библию, а в другой "Капитал" Карла Маркса.

     При этом многие ведущие израильские политики на разных этапах своего жизненного пути прошли в буквальном смысле через кибуцную школу — Моше Даян был первым ребёнком, родившемся в кибуце, там же провёл своё детство бывший премьер-министр и впоследствии министр обороны Израиля Эхуд Барак. Голда Меир начинала свою жизнь в Палестине как член одного из первых кибуцев. Можно увидеть на фотографиях того времени, как она не только принимает пищу вместе с другими в кибуцной столовой, но и моет после этого посуду на кухне.

      Наконец,  Бен-Гурион после ухода из политики поселился в одном из кибуцев на юге страны, там же умер и был похоронен. Вместе с тем сформировавшийся в Палестине уже в 30-х годах прошлого века политический истеблишмент будущего еврейского государства, в котором доминировала рабочая партия "Мапай", не собирался создавать в Палестине что-то вроде «республики объединённых кибуцев» или тем более использовать советскую модель государственного капитализма как образец государственного устройства. Как отмечает автор книги, идеологию партии "Мапай" можно охарактеризовать как разновидность этатизма, идея которого в том, что государство должно вмешиваться в жизнь общества и контролировать его экономические и социальные аспекты для его социального благополучия в зависимости от политических стремлений большинства общества.

      Сионисты левого толка поддерживали кибуцы, видя в них прежде всего эффективный инструмент строительства будущего нового государства, а не будущее социалистическое общество.  В результате социальное творчество создателей кибуцев ограничилось реализацией ряда социалистических идей для "внутреннего потребления" в рамках самого кибуца. Но и в этом "миниатюрном" варианте социалистическая идея в кибуцном движении стала заметным явлением в становлении государства Израиль.

     Нужно отдать должное кибуцам - им удалось создать в целом успешные сельскохозяйственные предприятия, несмотря на крайне неблагоприятные природные условия большей части Палестины. Сейчас Израиль занимает первое место в мире по удою на корову (а это ведь не Голландия), имеет одни из лучших показателей в птицеводстве, в садоводстве и овощеводстве, производстве экологически чистой продукции. И всё это при дефиците водных ресурсов. Даже те, кто не был в Палестине, хорошо знают реку Иордан по многочисленным картинам крещения Христа. Эта небольшая речушка, как и несколько десятков ручьев, стекают в Тивериадское озеро - главный источник пресной воды для всей страны.

     Без революции в аграрном секторе - перехода к капельному орошению - вряд ли Израиль смог бы добиться столь впечатляющих достижений в сельском хозяйстве. Однако создание эффективного сельского хозяйства в израильских кибуцах оказалось недостаточным для обеспечения хотя бы среднего по стране жизненного уровня. В начале 1960-х годов начался масштабный процесс индустриализации, в ходе которого в кибуцах были построены сотни промышленных предприятий с небольшими фабриками и заводами. Это позволило не только увеличить доходы, но и решить проблему занятости уже немолодых людей, которым было не под силу работать в поле или на фермах. Создание кибуцных заводов также позволило обеспечить местную молодёжь более престижным и квалифицированным трудом после учёбы. Промышленные предприятия кибуцев в настоящее время производят почти десятую часть продукции этого сектора в стране, причём в ряде отраслей они доминируют, например, в производстве оборудования для капельного орошения, в пищевой промышленности по выпуску кошерной и экологически чистой продукции, в производстве пластмасс и изделий из пластиков.

      Кроме того, были созданы крупные объединения и фирмы с групповой собственностью и деловыми связями с другими кибуцами по принципам кооперации. Наряду с развитием промышленного сектора в существенный источник доходов во многих кибуцах превратилась сфера обслуживания - кибуцные гостиницы, парки, медицинские центры с высококлассными специалистами, супермаркеты привлекают тысячи клиентов со всего мира. Кибуцы используют пробелы в законодательстве, запрещающем работу торговых предприятий по субботним дням. (Однако этот запрет не распространяется на кибуцы). В итоге сельское хозяйство в большинстве из них превратилось во второстепенную отрасль. В целом доля этой отрасли в общих доходах кибуцной экономики составляла в 2016 году 14%, на промышленность приходилось 68%, остальную часть составляли доходы, полученные в сфере услуг и заработки кибуцников, работающих на стороне.


     За успешную интеграцию в систему рыночных отношений кибуцам пришлось заплатить высокую цену - принести в жертву ряд основополагающих принципов, определявших суть жизни коммуны. Собственно говоря, от одного из этих принципов — постоянной смены видов деятельности членов коллектива в кибуцах отказались почти сразу, поскольку она оказалась несовместимой с рациональной организацией для высокопроизводительного труда, что необходимо для социального развития любого общества. Сохранилась лишь ротация на постах руководителей, но и она постепенно вырождалась по мере формирования своего рода кибуцной "номенклатуры". Закончивший свою каденцию руководитель переходил на другой руководящий пост в кибуце или в аппарате кибуцных федераций. Довольно долго кибуцное движение пыталось сохранить другой основополагающий принцип коммуны — отказ от использования наёмного труда. Однако с появлением крупных заводов потребовались как квалифицированные специалисты, так и значительное число рабочих, которых не было в кибуцах. И в сельском хозяйстве в настоящее время практически не встретишь собственно кибуцников на полевых работах - их заменили "гастарбайтеры", в основном таиландцы, особенно на сезонных работах.

      В последние годы в кибуцах всё чаще появляются наёмные менеджеры, занимающие высшие руководящие посты. Одновременно растёт число людей, работающих вне кибуца. Для того чтобы удержать молодёжь, получившую высшее образование (кстати, оплаченное кибуцем), молодым специалистам разрешают искать высокооплачиваемую работу вне кибуца. В последние годы в ряде кибуцев молодым специалистам с разрешения общего собрания кибуца даже выдают субсидии для организации в кибуцных посёлках своего бизнеса - медицинских клиник, фирм программного обеспечения, консалтинга и т. д. Но сохранив все социальные гарантии, имея лишь разную зарплату по количеству и квалификации труда на одежду и другие личные нужды, из которой удерживается общая для всех сумма для формирования социальных гарантий в жилье, в питании в получении образования, медицинского обслуживания, в пользовании всей инфраструктурой посёлка в виде зон отдыха и развлечений после восьмичасового рабочего времени и всеми необходимыми средствами коммуникации, люди здесь живут полноценно и счастливо.

     Нельзя не сказать и об эмигрантах из России, поскольку, как известно, там "на четверть бывший наш народ". Эмигранты занимают самые различные места в израильском обществе, начиная от Леваева, одновременно одного из богатейших людей в Израиле и российского миллиардера. Преобладающая часть эмигрантов из республик бывшего СССР - это городские жители, имеющие туманное представление о сельском хозяйстве. Тем удивительнее была встреча одного знакомого в одном из кибуцев, специализирующемся на цветоводстве, с группой выходцев из колхоза в Воронежской области, которые каким-то образом перешли в иудаизм и эмигрировали в Израиль в конце 1980-х годов. При виде этих типично русских колхозниц на вопрос, кто они такие, они дружно ответили - "мы евреи". Но всё же присутствие в кибуцах выходцев из СССР неевреев - скорее исключение, чем правило. В начале 1990-х годов для приема этой категории эмигрантов в кибуцах организовали программу "Первый дом на Родине". Несколько тысяч новых израильтян какое-то время жили и трудились в кибуцах по договору, учили язык, работали. Но лишь немногие остались в них навсегда, большинство перебралось в города.

     Кибуцные управленцы, включая наёмных, и специалисты-"отходники" стали главной движущей силой радикальных реформ, которые начались в 1990-е годы и продолжаются до настоящего времени. Реформы затронули буквально все стороны кибуцного уклада, но самая важная из них — переход от равенства в оплате труда к дифференцированной заработной плате - встретила значительное сопротивление в кибуцных коллективах, особенно среди ветеранов. Но в последние годы произошёл своеобразный "великий перелом" — большинство кибуцев отказалось от принципа равноценности каждого вида труда и ввело систему дифференцированных ставок его оплаты по квалификации труда и мастерства кибуцников. К середине этого десятилетия менее четверти всех кибуцев сохранили традиционную систему равенства в распределении доходов.

     Эти реформы ускорили процесс социальной дифференциации в кибуцных посёлках. Она приобрела вполне зримый характер после снятия лимитов на размер площади домов для семей и появления значительного числа автомашин, принадлежащих кибуцникам. Наряду с социальным расслоением внутри отдельных коллективов всё заметнее становится дифференциация в рамках кибуцного движения. Появилась также группа богатых кибуцев, благосостояние которых обусловлено успешно найденной нишей в производстве промышленных изделий и соответственно выходом на мировой рынок. С другой стороны, имеется несколько десятков кибуцев, обременённых долгами, которые вряд ли им скоро удастся погасить, а проценты растут и их собственный профсоюз не спешит им помогать.

     Каковы же перспективы кибуцного движения - станет ли оно достоянием истории или сохранится в реформированном виде в условиях смены идеологических вех, полного обновления технической основы производства, профессиональной и образовательной структуры? Пока на этот вопрос нет однозначного ответа. Возможны варианты от преобразования в обычные сельские поселения, с превращением отдельных подразделений хозяйства в коммерческие структуры, до сохранения кооперативной формы с рядом элементов социальных гарантий оставшихся от прежнего уклада. Хотя на практике пока наблюдается быстрое становление капиталистических отношений со многими элементами социальных гарантий по труду. И всё же хочется завершить на оптимистичной ноте. При всех трудностях кибуцы за свою историю доказали, что являются вполне жизнеспособной формой социально справедливого уклада жизни и что успешно могут сосуществовать самые различные формы труда и быта людей.


Рецензии