Удачный выстрел

 Сашу Бондаренко я всегда тепло вспоминаю в основном по давнишнему ответственному случаю, когда его мама привела к нашему двору мальчика трёх лет вместе с его сестрёнкой Таней для временного присмотра за малышами, пока она должна была куда-то срочно вынуждена отлучиться по неотложным делам.    

 Девочка чуть постарше своего братика.

  Сам я был тогда ещё возрастом начальных классов и навыки воспитания подобной публики не превышали обыкновенной житейской интуиции.

 На входе нашего двора располагалась, как будто для этого самого случая, небольшая куча специально привезённого песка.

 Мы, неожиданно предоставленные полной детской самостоятельности, с большим удовольствием, начали осваивать её  деревянными брусочками, изображая ими на это время технику, которую могли видеть на просторах родного поселения.

 Наши с Сашей дедушки были родными братьями, мамы, естественно, двоюродными сёстрами, ну а мы с ним приходились друг-другу тоже братьями, но уже троюродными.

 Вот так неумолимое время серьёзно отдаляет родственные связи людей, ближе которых, казалось бы, уже не может быть друг-другу более роднее.

 Но, как говорится:"Человек предполагает, а жизнь располагает". Поэтому не будем спешить - всё материализуется под занавес рассказа.

 Разница нашего с Сашей возраста на одинаковом удалении, что и моего с его мамой.

 Я ещё успел захватить в памяти её школьный возраст, когда она однажды на выпускном вечере в программе праздничного концерта удачно сумела выступить с декламацией басни И.А.Крылова "Волк и ягнёнок" на украинском языке.

 Все эти воспоминания относятся к далёкому периоду, где и сам я когда-то познал первые шаги своего начального жизненного становления на этом дорогом для меня клочке земли, подаренного Всевышним, при помощи мамы и других жизненных ситуаций.

 Сашина мама, Алевтина Гавриловна, связала свою судьбу с Дмитрием Бондаренко, человеком спокойного, устойчивого характера, не как сама: огонь, бунтарь и заводила.

 В дальнейшем её жизнь проходила в родном селе на должностях, которые позволили ей выдвинуться в областные народные депутаты трудящихся, где и прошла её неутомимая деятельность сельского труженика до ухода на заслуженный отдых по возрасту.

 В начале их жизненного пути на производстве, после аварийного разрушения точильного камня наждачного станка, у Дмитрия произошёл несчастный случай, серьёзно повредивший лобную часть его головы.

 Алевтина Гавриловна на это время была уже беременна первым ребёнком, девочкой Таней. Маме пришлось пережить тяжелейшие нагрузки и без того, перегруженного организма. Может быть это и явилось причиной, когда дочка ушла из этого мира раньше своего родителя.

 Серьёзная травма папиной головы, после длительного лечения в стационаре  окончилась благополучным выздоровлением без тяжёлого исхода и было много потом радостных эмоций от всех посвящённых в эту историю людей.

 Ему посчастливилось прожить счастливую, правильную и долгую жизнь.

 А когда уходил на небеса, то заслужил много слов справедливого почитания благодарных граждан.
               
 По случаю моего присутствия, где произошёл упомянутый несчастный случай, любопытства ради, я осмелился увидеть этот роковой наждак, едва не лишивший человека самого дорогого и его прекрасную семью: любви, радости и счастья, и зарубил себе на носу - не повторять для себя подобных ошибок, на всю оставшуюся жизнь.

 Но как бы мы ни старались не вляпаться в подобные ситуации, неумолимый рок иногда подкидывает нам сюрпризы с "котами в мешке" .

 От наждаков я, конечно, уберёгся, но сколько их будет потом, оставляющих на коже тревожные мурашки холодного озноба?

 А происходили они в моей судьбе, с регулярностью часового механизма, заведённого судьбой при прохождения по "краю пропасти", в которую трудно было не свалиться.

 Сашина карьера, по рассказу земляков, развивалась по другому сценарию - неподалеку от родных пенатов и, кажется, доросла до гаишной инспекции, в одном из городов области, которую он и возглавлял. Какими-либо точнейшими подробностями его перспективы я не располагаю.

  А наша дальнейшая невероятная история происходит на вольном ветерке, с подробностями у озёрной красоты. Это из случаев не далёких от трагических исходов.

 Кстати, водная статистика области насчитывает свыше 3748 озёр, образовавшиеся на местах тектонических разломов, другие возникли на месте кастовых провалов и воронок, а на равнинной местности расположились зеркала водной глади просадочного происхождения глубиной от полу метра до трёх, как в округе нашего поселения.

 Общая площадь водного пространства озёр области составляет более двух тысяч квадратных километров.

 За нашим Травянским тоже есть ещё череда небольших водоёмов, заросших  тростником и камышами, а между ними прекрасные травяные лужайки для пастбища различных сельскохозяйственных животных.

 На таких местах обычно устанавливают вагончики, оборудованные для укрытия работающих тут людей от непогоды, солнца, ветра, ночного бдения или принятия пищи.

  Сейчас уже не помню: какого безделия ради забрели туда и мы, представляющие подрастающую молодёжь периода – "кровь с молоком".

 Участниками в данном случае оказалось пять человек, почти ровесников. Самым младшим из которых тут был я.

 На этот раз место было приспособлено для выпаса деревенского табуна лошадей, за которыми присматривал, на время летних каникул, наш ровесник - Бережной Лёшка.

 А мы, с двумя братьям Михайленковыми - Николаем и Шуркой, Середой Лёшкой и Иваном Федько рассматривали красоты подробностей нового для нас места.

 Пока осваивались с природными апартаментами озёрной природы у старшего Шуркиного брата Николая, а мы по возрасту для него считались ещё малышнёй, видимо от нечего делать, взыграла залихватская кровь и тот, наперевес с двуствольным ружьём начал, как бы в шутку гоняться за нами, производя выстрелы у самых ног.

 Оставшись безо всякого выбора, мы ещё как то держались, а вот Шурка взвыл, мол скажет тату, то есть отцу, чтобы тот ему всыпал.

 Николай ещё больше перекинулся терроризировать брата, по тому, как тот повёлся на испуг.

 Забежал за ним в вагончик, в котором был устроен настил для отдыха и, споткнувшись об какой-то выступ, свалился на брата с ружьём, перекинутым на зад. 

 При падении заряженное ружьё нашего "террориста", висевшее у него за спиной, оказывается, находилось со взведёнными курками, что и явилось для всех неожиданным выстрелом из обоих стволов.

 Бабахнуло над ухом Николая так, что он набросится на нас с обвинительными вопросами:"Кто стрелял, кто стрелял?" и готов был тут же разорвать виновного на множество мелких клочочков, пока не понял, что выстрел произошёл из его собственной двустволки.

 Под этот выстрел могли попасть и брат Шурка, и даже его собственная, на этот раз плохо соображающая голова, да мало ли кто ещё, оказавшийся по воле рока, на линии этого неожиданного бессмысленного  огня.

 Дырка в вагончике образовалась в несколько раз превышающая калибр оружия, из которого был произведён на этот раз, к счастью, удачный выстрел.

 Свои размышления подвожу к тому, чем можно ранить обыкновенного человека.

 Не только камнем от наждака, как у Сашиного отца, а и выстрелом из ружья двенадцатого калибра, дуплетом которого могло бы размозжить голову любому из нас.

 К счастью, подобного не случилось.
Только в жизни есть не мало и других "камней", которые ранят нашу плоть не менее жестоко, холодно и беспощадно.

 Мы подошли к ещё одной, условно ухабистой глыбе негативного характера, сопровождающей наш быт и ранящей не менее антигуманно, нещадно и бессердечно.

 Между тем, в это же самое время, будто где-то в тайных кладовых природы, накапливаются силы, чтобы благополучно пережить всю эту канитель и, как ни в чём не бывало, оставаться на плаву, радуясь и улыбаясь жизни, и, при случае, ещё и успеть помочь другому. 

 Когда мамы не стало, меня приютили к себе родная тётя Рая с дядей Ваней.

 От них потом ушёл и в армию, после которой терялись мои следы в поисках лучшей жизни по разным городам и весям так, что с тех пор деревню своего детства я мог видеть только в остаточной памяти прошлых лет.

 Однажды в сети интернета, когда на тот момент нас разделяло две тысячи километров я, неожиданно для себя, встретил Сашу и обрадовавшись, поведал ему страничку собственной грусти про его дедушку:Ешкуна Гаврила Семёновича, старшину, 1915г.р., полевая почта 54325, умершего от ран 7.09.1943г, похороненного ЮЗ д.Максаки и перезахороненного в г.Ельня.

 Моя мама Сашиного дедушку всегда очень ласково и тепло называла дядей Гаврюшей, поэтому через мамину память и родственную любовь, он оставался также безгранично дорогим человеком моей жизни.

 Как-то раз, изыскав возможность из тысячи жизненных противоречий, я реализовал план поездки в город последнего перезахоронения моего двоюродного деда Гаврилы Семёновича.

 В военном комиссариате показали карточку учёта безвозвратных потерь, на этом смертельном Ельнинском рубеже, родного мне человека. 

 Случилось то, чего я совсем не ожидал и откуда только она выскочила - эта горько-солёная слабость. Сначала пытался утереть её рукавом собственной рубашки. Про всякие там платочки даже не вспомнил. Но и с ним, я не думаю, что было бы веселее.

 Прикрывая неожиданный приток нахлынувшей горечи, я уже не смог больше там находится так долго, как хотелось бы и, чтобы люди не видели моего мокрого переживания, пришлось срочно сократить время визита, неловко отворачиваясь и пряча своё смущённое лицо, одновременно благодаря доброжелательных людей за их любезное ко мне внимание.

 К сожалению, я постарался побыстрее выйти на свежий воздух улицы города Ельни, аккуратно засаженной обыкновенными русскими берёзками и, переполненный глубокими душевными волнениями, спасительно вздохнул его полной грудью.

 Саша для меня - человек, не десятая вода на киселе и я никак не мог понять:почему он уже несколько лет на сайте в Одноклассниках играет в молчанку.

 С того счастливого случая: радостной, неожиданной виртуальной встречи произошёл, на удивление, супер короткий диалог, состоящий всего из двух-трёх слов новоявленного брата. На большее его почему-то не хватило.

 В Сашином посте я не увидел, к сожалению, ни уместных, в таких случаях, каких- либо слов безысходного родственного волнения, переживания, боли по любимому дедушке, ни желания дальнейшего продолжения родственной связи.

Ничего!

 Что бы я потом у него не спрашивал - результат был всегда нулевой, как об стенку горохом и полное гробовое молчание.

 В разделе "Друзья" Саша у меня был всегда представлен почётной страничкой с его сегодняшним портретом.

 Однажды, я как то решил всё-таки достучаться до родного по крови мне человека, и покопавшись повнимательнее на странице в Одноклассниках, вдруг неожиданно увидел текст, что этот пользователь оказывается внёс меня в чёрный список. 

 Получилось, как обухом по голове или серпом по яйцам, что было бы приятней - даже не знаю.

 Только такого подарочка мне сегодня и не хватало. Всё остальное, кажется, уже есть.

 Эх Саша - Саша, для меня ты и сегодня остался таким же маленьким, как тогда, где мы втроём, в условиях ограниченного детского игрового сервиса, на солнечном кусочке мизерного деревенского крестьянского дворика, особенно, как наш: скромнее которого, уверенно казалось не было ни у кого, в ближайшей лачужной округе, у крохотной кучки песка с ближайшего Бобровского карьера, создавали мир нашего весёлого детства, отголоски которого сохранились, как у меня, например, в памяти и через толщу прожитых лет.

 Ну почему ты сегодня такой непонятный, как китайская грамота?

А может быть это случилось, однажды, где-то во время доверительных бесед с каким -нибудь, очень уж негативно настроенным ко мне "доброхотом"?

 Возможно этот самый некто, с негативным отношением к нашему с тобой родству, в качестве "бескорыстной" помощи, решил "открыть глаза" на истину, которую тебе без его помощи было бы ни за что не разглядеть.

 Предполагаю, что это предусмотрительное существо нашу безобидную семейную ячейку, находящуюся за гранью самой низкой социальной ступеньки, приписало к касте неприкасаемых, как в Индии и поставило на её судьбе жирную чёрную метку?

 А самому-то тебе, уважаемый Сашенька, самостоятельно думать никто ведь ещё не запретил?       

 Вот так, однажды, когда-то наши рисковые предки в поисках лучшей жизни, прилетели сюда – чуть ли не на край света, нарожали кучу потомков, которые потом, к сожалению, так и не смогли найти между собой общего языка.

 Знать бы им: зачем мы явились на этот свет, может быть и не было бы сегодня у нас вот такого непонятного будущего?

 Всё, что написано тут, происходило в малоизвестном поселении под названием, придуманном когда-то нашими мудрыми предками и первыми их счастливыми новосёлами:
               
                Т Р А В Я Н К А.
 А вот и вирша  одного из его потомков, очень уж похожая на автора этой статьи, и его упомянутых ранее предков, посвящённая заурядному населённому пункту, в минуты приподнятого лирического настроения и душевного искреннего подъёма.


Где поле жёлтое овса,
Да пыльная дорога,
Стоит, не веря в чудеса,
Но, почитая Бога.

Моё не громкое село-
Со шкварками галушки.
Сюда нас ветром занесло
За песнею кукушки.

Здесь я услышал первый гром,
Здесь мать меня качала.
И этот сад, и этот дом-
Судьбы моей начало.

Эту виршу мне пришлось написать, вспоминая поле моего детства, находящегося при муниципальной дороге обычного типа сразу за нашим огородом, идущим в сторону Среднего леса, где каждую весну располагалась внушительная шумная колония грачей, возвещающих нашей маленькой деревушке каждую весну, знакомые до боли, настойчивые звуки приятно галдящей природы, дарующая бесплатные концерты на весь полугодовой сезон.

 А почему тут так тепло и нежно упоминаются аппетитные до умопомрачнения галушки, да ещё и со шкварками?

 А всё по тому, что этот знаменитый по Гоголю деликатес являлся неподражаемым национальным блюдом цветущей, как весенний сад, всегда милой, опрятной и красивой Украины, из которой и осчастливили богатый не обжитый край Южного Урала наши уважаемые трудолюбивые умелые предки, смело шагнувшие в не изведанные края от самого крайнего угла всемогущей Российской империи Полтавской губернии, края, которым был родиной Николая Васильевича Гоголя, признанного одним из классиков русской литературы, прозаиком, драматургом, критиком и публицистом, ради воли свободы и счастья своих детей, внуков и правнуков.
 


Рецензии
Да, уж, чего только с нами не случалось в детстве и всё равно, воспоминания об этом нам дороги. Рассказ понравился. Всех Вам благ!

Валентина Григорьева 4   29.01.2022 13:31     Заявить о нарушении
Спасибо за похвалу, уважаемая Валентина!
Доброе слово приятно всем.

Василий Ешкун   29.01.2022 14:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.