Хатунь на Лопасне

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
     Это название связано с именованиями Хотан, Хотин, Хатынь, Ходынка, Катынь, Катов, у которых основное значение было ходовая Крепость на реке с бродом.
     Есть ещё термин «хата», есть глагол ходить. Все эти именования и термины выработаны и принадлежат Конным Цивилизациям. Такие степные военные городки предназначались для кочующей ставки хана, они обслуживались местным населением, размещались они в пределах двухдневного конного хода.
     Древнерусская крепостная зодческая культура приняла на вооружение некоторые идеи крепостей по ходу движения своих военных, дипломатических и купеческих отрядов. Здесь крепости также располагались на расстоянии в 25 километров друг от друга, некоторые из них использовались для нахождения в них князей и их семей, при крепостях обустраивались посады с ремёслами.
     Они всегда стояли в шаговом ходе, то есть вблизи, часе ходьбы, от дороги, брода, друг от друга.
     Город и крепость Хатунь стояли по левому берегу Лопасни Окского бассейна.
     Точного его места расположения в историях не осталось, но исследователи уверенно ассоциируют его с городищем у села Хатунь Ступинского района. Здесь есть Сенькин перелаз, брод при впадении Лопасни в Оку, о чём сообщает летопись по поводу нападений Крамских татар, которые знали про него и стремились его использовать при своих походах на Москву.
     По поводу именования среди местных исследователей ходят разные версии.
     Хатунь стояла там, где сегодня расположено село Лопастенское. Его жители не захотели называться хатуньцами из-за того, что, по их мнению название Хатунь город получил во времена Крымско-татарских походов на Москву. У них был обоз, который охраняли женщины, которых татары называли словом «хатунь».
     По другой версии тут в середине 13-го века останавливался монгольский Хан, и у него была жена по имени Хатунь. Чем уж так они запомнились горожанам, трудно сказать. Но обе версии, хоть и народные, но не в ладах с исторической диалектикой.
     Более интересным представляется выведение именования из второго корня «тунь», которое означает у вятичей что-то вроде нети, место в «туне». Тины и туни здесь хватает.
     Можно выводить это слово из термина «катунь», то есть катить по тине, что можно связать с находящимся поблизости Сенькиным перелазом, а также с переходами по туне через речушку Заполонку, и сейчас ещё заполоненной в отдельных местах тиной и нетью.
     Интересный вариант получится, если заменить букву «Т» на букву «Д». Тогда это будет слово «хадунь». Можно предположить, что ходили тут люди по своим делам через перелаз Сенькин, который назывался Хадунь в народе, словно мост какой. Да и в округе по всему было много таких Ходуней через речки всякие.
     Хатунь считается самым древним поселением Верхнеокского бассейна. Первые люди, обладавшие цельным, почти цивилизационным. социокультом, пришли сюда в раннюю эпоху железа, не позднее 5-го века до Рождества Христова. Они создают однотипные поселения, в основном по берегам рек.
     Некоторые из них строенные на высоких мысах Лопасни, затем, в 3-м веке, в конце позднего железного века, заселяются людьми, создававшими социокультурные поселения с металлургическими горнами, остатки которых найдены в культурном слое железа.
     Затем сюда приходят ранние славяне, принесшие технологию изготовления керамики, что в свою очереди было связано с оседлостью и зерноводством.
     Их сменили вятичи, тоже славяне, но поздние, имевшие торговые и генетические связи с Новоградской Русью Рюрика. С помощью воевод Рюрика здесь строится первая крепость древнерусского зодчества, ставшая через полтора века южным оплотом Новгородского княжества, которое сменило Северское и Черниговское.
     Крепость у Хатуни была площадью около 4-х гектар. Здесь был Детинец небольшой, с двумями башнями, и тут же был посад с жилами помещениями.
     Городок не нуждался в особых укреплениях, поскольку с одной стороны он упирался в крутой берег Лопасни, с другой стороны такой же обрыв к воде шёл в сторону речки Заполонки. Только с напольной стороны был вал со рвом. Поверх вала шла стена бревенчатая частоколом длиной 300 метров. Были также ворота в пять крупов.
     Первые летописные сообщения о крепости относятся к началу 12-го века, когда обострилась борьба за территории между Владимиро-Суздальскими Князьями с Рязанскими. Это был один из форпостов Рязанских Князей.
     В начале 14-го века поднимается Серпуховское Княжество, распростёршее свою длань над Хатунью. Иван Калита сделал добавление к своему завещанию, в котором передал наследные права на Хатунь своему сыну Андрею Серпуховскому. В конце 14-го века Хатунью владел внук Ивана Калиты Владимир Храбрый.
     В середине 15 века Хатунь уже не является городом, им, как селом, владел сын Владимира Храброго Ярослав.
     Однако в 1448-м году Хатунь возрождается как город княжеского достоинства, который Великий Князь Московский Василий Тёмный пожаловал Князю Серпуховскому Василию Ярославичу. Это была плата за его помощь в борьбе за великокняжеский престол с Дмитрием Шемякой.
     В 1462-м году Хатунь без указания того, является ли он городом или селом, передаётся по духовному завещанию Великого Князя Василия Тёмного в удел его сыну Юрию.
     К концу 15 века Хатунь перестаёт быть княжеским городом, он теряет стратегическое значение, поскольку границы Московского государства где посулами, а где войной, отодвигаются далеко от Верхнеокской линии обороны, куда относился Хатунь.
     Единственное дело, которое осталось у Хатуни как у военной крепости, это организовывать таможенное сопровождение через Сенькин перелаз.
     В 1496-и году значение Хатуни снова поднимается в глазах Московского Княжества, поскольку сюда поселяют хана Казанского Магомет-Амина, которого Иван Третий эвакуировал из Казани.
     В 1502-м году Магомет-Амина Московское правительство возвращает в Казань, но все земли Хатуньские остаются за ним.
     В 1516-м году Хатунь передаётся в управление брату хана Амина Абдул-Латифу.
     В 1572-м году под Хатунью состоялась битва с Девлет-Гиреем, который шёл воевать с Москвой. Его встретил тут Князь Михаил Воротынский. В истории эта битва получила название Молодинской Битвы. Здесь Девлет потерпел сокрушительное поражение, потеряв 80 тысяч солдат, из которых 50 тысяч решили просто сдаться.
     Хатунь стала известна тем, что его мастера-ремесленники изготовили передвижные осадные крепости, которые были впервые применены в Молодинской Битве. Названы они были Разгуляй-город. Это были специально изготовленные телеги, которые быстро сцепливались друг с другом при появлении конницы татар. Сами телеги тут же защищались щитами, которые одновременно являлись днищами этих телег.
     В 18-м веке Хатунь хорошо поддерживал граф Алексей Орлов. Здесь он начал выводить свои породы лошадей. Эта селекция потом закончилась выведением орловской породы.
     Пожалуй, это был последний примечательный эпизод в истории Хатуни. Теперь от крепости остался только взгорок на холме, где раньше красовалась Крепость с церковью.
++++++++++++++++++++


Рецензии