Баженовы

       В географии Бурятского участка БАМа стоит новый посёлок Таксимо, один из значимых посёлков БАМа. Богатейшая природными ресурсами Муйская долина обещает посёлку большое будущее.
       Хотелось обратить особое внимание на моих земляков, живших в  этом бамовском посёлке, это супруги Баженовы Иван Павлович и Любовь Михайловна. В первый раз я познакомилась с ними, когда они приехали к нам в Северомуйск. Мы все были молоды, я увидела людей чуть-чуть старше себя, и сразу в глаза бросилась их интеллигентность, сдержанность в манерах. Позже я была в гостях уже у них в Таксимо. Люба приняла меня гостеприимно, Иван оказывал радушие. В дальнейшем общении мы узнавали друг друга ближе, с Иваном сталкивала работа. Они ни разу не дали мне усомниться в моём самом первом восприятии. А когда у них родилась долгожданная дочка, я искренне и от души радовалась их счастью.
      
       Совершенно верная установка была у руководителей страны - объявить БАМ Комсомольской ударной стройкой, энтузиазм и задор молодых комсомольцев стали залогом успеха нашей великой стройки. БАМ гремел, двигался от Тайшета на восток. На БАМ было направлено много комсомольских десантов, посланцев из разных республик, и среди них Всесоюзный ударный  комсомольский отряд «Молодогвардеец», куда входил и отряд «Комсомолец Бурятии». В составе первых посланцев Бурятии совсем молодой Иван в апреле 1980 года прибыл в Северобайкальск, где был принят в местный энергоучасток. Во второй отряд «Комсомолец Бурятии» была зачислена его жена Люба, назначенная старшей от Кабанского района. Из Улан-Удэ в сопровождении начальника СМП-670 Мезенцева Александра Александровича, специально прилетевшего за ними, в августе этот отряд в сто с лишним человек прибыл в Северобайкальск, Иван влился в его состав. По решению Рэма Николаевича Козлова, инструктора Северобайкальского райкома комсомола, в дальнейшем председатель Объединённого профсоюзного комитета  треста "Нижнеангарсктрансстрой", Балбарова Баира Эрдынеевича, начальника штаба ЦК ВЛКСМ на Бурятском участке, 13 августа 1980 года отряд был переброшен вертолётами в Таксимо.
       Здесь члены отряда «Комсомолец Бурятии» влились в молодой коллектив СМП-670, организованного в феврале1980 года во главе Мезенцева Александра Александровича. Бамовский посёлок был дислоцирован в 1 км от старого эвенкийского посёлка Таксимо.
       Супруги Баженовы сроднились со своими отрядовцами, появилось у них много друзей. Жизнь невозможно вместить даже в тома повествований, не то, что в несколько строк. Баженовы, хоть и приехали на БАМ уже дипломированными специалистами, тем не менее росли вместе с посёлком, мужали, набирали вес в обществе.
       Чета Баженовых со своими единомышленниками с головой окунулись в строительство нового посёлка, это только надо представить, что вчера шумела, стояла вековечная тайга, а сегодня уже шумят комсомольцы, живут в палатках, валят тайгу, машут топорами, молотками, строят дома. Девчата взяли в руки мастерки, кисти, валики. Они построили посёлок, шло великое созидание новой жизни. Здесь вырос вагонно-палаточный городок, затем начали строить 2-х квартирные дома. К зиме стихийно выросли балки, временные бревенчатые домики с печным отоплением.
       В то время прозвучали призывы о переименовании посёлка в город Корчагинец, но молодые строители высказались против, ведь Павка Корчагин - это просто литературный герой, а не историческая личность. Так и закрепилось за новым бамовским посёлком название старого Таксимо.
       Баженовы остались здесь жить, родилась у них долгожданная дочка красавица. И прожили в Таксимо до самой пенсии. Им есть о чём вспомнить, рассказать.
      
       Вспоминает Любовь Баженова: «Аэропорта ещё не было, вертолёт сел на поляну с высокой травой. Какое время было! Романтика! С места приземления комсомольцев вахтовками  привезли в лагерь из шести 20-местных палаток, установленных первостроителями СМП-670, (строительно-монтажный поезд) треста НАТС (Нижнеангарсктрансстрой), после отряд строем повели в котлопункт на ужин.
       И закипела наша общественная работа под руководством командира отряда Бороева Льва и комиссара Кокорина Михаила: состоялось комсомольское собрание, выбрали штаб, куда включили меня, я следила за порядком в палатках и в палаточном городке. На следующий день нас начали оформлять на работу в СМП-670, у кого были строительные специальности, оформлялись плотниками, штукатурами-малярами, электриками, механизаторами. Остальные обретали новые профессии: лесорубы, вальщики леса. Женщин и девушек оформляли в основном транспортными рабочими. Получили спецовки и на следующий день приступили к своим трудовым обязанностям. Я имела возможность  сравнить наше новое состояние и положение в отряде с моими студенческими стройотрядами. Весь рабочий день трудились с энтузиазмом: на носилках таскали песок, перекладывали доски на промбазе. После ужина все дружно направлялись к строящейся школе. Уже через 2 недели после нашего приезда в Таксимо силами бойцов нашего отряда  из щитов была построена первая в посёлке школа. Закончили отделочные работы, к 1 сентября подготовили школу к  приёму детей. В конце августа, изучив наши трудовые книжки, заместитель начальника СМП-670 Капелько Виктор Павлович, пригласил пятерых отрядовцев на беседу с целью приглашения на работу в школу педагогами. В числе избранных оказались Анатолий и Людмила Марковы, Ольга Смирнова, Юра Кожевников и я. 1 сентября 1980 года в Таксимо была открыта новая единственная средняя школа, на линейке стояли 72 ученика, это дети работников нашего СМП-670 и МО-97. Учебный год мы закончили с количеством учеников 228.
       Отрядовцы жили одной жизнью, встречались, вместе отмечали праздники. Среди нас было несколько семейных пар, стали создаваться новые семьи: Доржиевы Баир и Галина, Хороших Леонид и Татьяна, Протоповы Василий и Раиса, Хуторных Сергей и Наталья, Ефимовы Сергей и Валентина, Ангаповы Яков и Александра, Ангаповы Юрий и Антонина и  ещё много бойцов создали семьи. Конечно же мы гуляли на их свадьбах, рождались ребятишки, и мы всем всегда были рады. Наша жизнь била ключом, увеличилось население, создавались объекты социально-культурного назначения. Таксимо росло, сразу же после СМП-670, МО-97, появился СМП-694, прибыли МК-163, МК-145, МК- 136, МК- 104, автоколонна треста НАТС и другие организации».

       Таксимо услышал первый школьный звонок, большая радость для детей и родителей! Люба, теперь Любовь Михайловна, учительница математики, приняла классное руководство над 4 классом. Педагог сумела навести порядок в классе настолько, что у учеников выросла  самодисциплина, и это отражалось даже дома, родители делились с классным руководителем своими наблюдениями. Ученики 4 класса, участвуя в конкурсах, соревнованиях, завоёвывали призовые места. За 2 года классного руководства дети прикипели к своей наставнице. Но они не знали, что у полюбившейся им учительницы была голубая мечта.
       В посёлке появлялись новые службы, где были нужны грамотные специалисты. Любовь Михайловна осуществила свою мечту, устроилась инспектором по делам несовершеннолетних в Муйское ЛОВД, (Линейное отделение внутренних дел, курирует железно-дорожный транспорт). Для устройства на эту должность Люба ездила в Тынду в УМВД на БАМстрое. Так в посёлке Таксимо появился первый инспектор по делам несовершеннолетних. Через 3 месяца новоиспечённый инспектор ездила в Тульскую школу милиции на 3-х месячные курсы, окончила их с отличием. Через 7 месяцев ей присвоили звание лейтенанта.
       Во время несения службы ей приходилось выезжать на место преступлений, убийств, участвовать в их раскрытии. Также со своими коллегами обеспечивали общественный порядок во время массовых мероприятий.
       Любовь Михайловна набралась опыта в работе с трудными детьми и подростками, её пригласили старшим инспектором в Муйское РОВД. Ответственность повысилась, она курировала Ирокинду, Усть-Мую, приходилось ездить в командировку и в Северомуйск при отсутствии местного инспектора.
       Работа с трудными детьми несёт за собой массу проблем, решений, вопросов. Это и работа с родителями, с учебными заведениями, с административными органами. Нельзя упускать из внимания малейшую информацию. И надо быть тонким психологом.
       В Таксимо к тому времени поднялся постоянный посёлок, ну и временный посёлок не собирался сдавать позиции. Стихийно организовались два лагеря подростков, одни проживали в постоянном посёлке, другие в старом временном. Между этими двумя лагерями возникали трения. Однажды до инспектора дошла информация, что подростки решили столкнуться стенка на стенку. Не только по долгу службы, но и по гражданской совести Любовь Михайловна не могла допустить этого инцидента. Зная время стычки, инспектор с одним оперативным работником РОВД подъехала к месту предполагаемой бучи. Её подопечные, естественно знали, кто она, быстро все разбежались. Но и инспектор тоже знала в лицо свой контингент, обзвонила их родителей, провела с ними необходимую беседу. Подростки были огорчены, что сорвалась задуманная буча.
       Бывали и мелкие происшествия. Однажды 4-5 мальчишек залезли в склад ЖКО, ну чем они могли там наживиться, лишь набезобразничали, напакостили, краску разлили. Любовь Михайловна вызвала одного предполагаемого малолетнего нарушителя к себе в кабинет вместе с матерью. Началась беседа, мальчишка отнекивался, тогда она применила психологический приём. Рассказала мальчишке, что в Китае провинившемуся вору отрубают пальцы, чтоб общество знало, что он вор. Мальчик был ошарашен информацией настолько, что рассказал, в каком составе совершили налёт. В итоге со всеми нарушителями была проведена работа. Но самым важным в работе инспектора, считает Любовь Михайловна, является профилактическая работа с детьми по недопущению преступных действий малолетними детьми. Она выступала с лекциями перед коллективом школы, перед родительским собранием, перед детьми, выезжала в трудовые коллективы. Соблюдение правопорядка должно быть общественным долгом взрослых, с которых берут пример дети. Она везде давала подробную информацию по  статьям Уголовного Кодекса, разъясняла, чем чреваты последствия правонарушений.
       У Любовь Михайловны главным было кредо – не допустить, чтоб подросток сел на скамью подсудимых, и не был потерян для общества. Подростки вырастали, набирались ума-разума, понимали, что в их судьбе немаловажную роль сыграла Любовь Михайловна, буквально удержав их за руку на самом краю бездонной пропасти. При встречах они горячо благодарили, были готовы упасть перед ней на колени.
       Выйдя на пенсию в звании капитана, Любовь Михайловна перешла на работу в отдел социальной защиты населения. В то время все организации передавали работу по начислению детских пособий в этот отдел. Была проведена огромная работа в этом плане, в те трудные времена при нехватке средств к существованию, каждая копейка была на счету в семьях с малолетними детьми. Инспектор не могла допустить несправедливого обсчёта таких семей.
       Перед выездом на постоянное место жительства в Улан-Удэ Любовь Михайловна 2 года работала в ЗАГС пос. Таксимо, где нередко встречала своих бывших подопечных, трудных подростков, радовалась их преображению, возмужанию. Те также радовались встрече, и тому, что бывший инспектор теперь занимается таким приятным делом.
       26 лет отданы БАМу, за эти годы Любовь Михайловна награждена:
         1. Медалью "За строительство Байкало-Амурской магистрали" 
         2. Знаком ЦК ВЛКСМ "За сооружение Байкало-Амурской магистрали "
         3. Знаком "Молодой гвардеец 11-пятилетки" 
         4. Медалью «За безупречную службу в органах МВД» 2 степени
       Уже выйдя на пенсию она награждена:
         5. Юбилейной медалью "40 лет БАМу"
         6. Юбилейной медалью «30 лет Муйскому району»
       А грамот, благодарностей кипа.
       В Улан-Удэ Любовь Михайловна продолжила работу в отделе ЗАГС, но с появлением внука она ушла на заслуженный отдых, тем более требовалась забота о престарелой матери.

       Все бамовские годы Баженов Иван Павлович трудился в своей стихии - управлял энергией тока. Его стихия тоже имела своё начало. Иван, опытный электрик, не чурался и топор взять в руки. Настала пора, его опыт и знания были нужны посёлку СМП-670, строительство разворачивалось всеми темпами. Главный энергетик Чулков Алексей Прокопьевич принял Ивана на работу, назначил начальником электроцеха, по сути он был бригадиром и ответственным за монтаж и наладку дизельных электростанций ДГ-72 и ДГ-73. Построили котельную, которую запустили в декабре. Какой ни возьми во внимание объект, без электричества нигде не обойтись, везде за запуск и бесперебойное обеспечение объектов электричеством отвечает начальник электроцеха.
       Иван мотался по командировкам, стараясь обеспечить объекты в полном объеме. Самая первая - на кабельный завод в городе Шелехов, здесь на ИркАЗе (аллюминевый завод) Иван проходил преддипломную практику. В Култуке был участок от треста НАТС, Иван обратился к ним, помогли Магирусом и пустыми барабанами.
       Следующая командировка в  Улан-Удэ - добывать электроматериалы. Однокурсник Александр Гулин, работавший на Заиграевской птицефабрике, помог нихромом в количестве 35-ти кг. Это было верхом удачи, добыть столько дефицитного нихрома - мечта любого энергетика! Иван знал больные проблемы своего СМП, обратился к родному дяде, зам.министра по торговле Баженову Семёну Мандархановичу, тот помог с приобретением запчастей на бензопилу «Дружба». Иван съездил и на свою старую работу, на Селенгинское ЦКК, там добыл прожекторы. Рачительный хозяин основную задачу выполнил, вернулся с богатой добычей, чем несказанно обрадовал руководство.
       В 1981 году образовался СМП-694 во главе с начальником Малинниковым Алексеем Павловичем. Задачей этого поезда было строительство крупных инженерных объектов по ст. Таксимо, таких, как локомотивное депо, очистные сооружения, тяговая подстанция, база ОРСа, промзона МПС, сооружения гражданской инфраструктуры, щебёночный карьер на 718 км., песчаный карьер на 744 км. Правда, в дальнейшем необходимость в песчаном карьере отпала, Таксимо купалось в песке.
       Главным энергетиком назначили Баженова Ивана Павловича, уже доказавшего свой профессионализм. Его тянуло снова с головой окунуться в новые дела, свершения. Новая организация, дел у главного энергетика по горло, успевай разворачиваться, ответственность огромная. Срочно нужно обеспечить работников жильём, Малинников А.П. разрешил строить балки, вдоль Баранчеевского озера появилась стихийная улица, любовно названная народом Малиновкой. Строится жилой посёлок, детский сад, общежития. Результат вложенных трудов Баженова И.П. был на лицо, посёлок СМП-694 стал самым освещённым посёлком на Бурятском участке, да и в целом по БАМу.
       Для обеспечения посёлка теплом договорились с руководством СМП-670, протянуть от их котельной ветку. Иван Павлович раздобыл и поставил мощные насосы, обеспечил посёлок отоплением. Это повлекло за собой ощутимую нехватку тепла  в жилом комплексе СМП-670. Но это длилось недолго, в декабре сдали в эксплуатацию свою котельную. Одновременно строились крупные объекты, как промбаза, 2 бетонных завода марки  Н-500, не считая объектов меньшего объёма и вложенных средств.
       При строительстве асфальтового завода монтировали паровые котлы. Иван Павлович изучил Правила и требования монтажа и эксплуатации паровых котлов, ездил в Северобайкальск в «Котлонадзор», без претензий сдал экзамены инспектору Гусеву по допуску к таким ответственным работам. При строительстве самого завода, проведя рекогносцировку на местности, определились установить подстанцию вблизи с водозабором, что значительно повышало эффективность работы энергосистемы. К сожалению, через несколько лет при халатном попустительстве работников полностью сгорел битумный склад, на этом асфальтовый завод прекратил производство асфальта. А как было бы здорово прокатиться из Северомуйска  до Таксимо по асфальтированной дороге!
       Но не тот человек Баженов Иван Павлович, чтоб равнодушно наблюдать бедствия, которые повлекла за собой остановка асфальтового завода. Дело в том, что после выхода из строя АБЗ, дорожное покрытие местами разрушалось, требовался ямочный ремонт. Стали эти ямки заливать жидким бетоном. Бетон, не успев набрать прочность, сразу же начинал разрушаться. И это повторялось ежегодно, а что такое плохая дорога каждый знает. Чтобы исправить это положение Баженов И.П., депутат местного самоуправления, стал убеждать главу администрации Кардаш Александра Ивановича в том, что нужно ремонтировать асфальт только асфальтом и получил ответ:
       - Не надо здесь прожектами заниматься! Где возьмешь асфальт?
       - Делать вручную!
       Кардаш А.И. не соглашался, но Баженов не отступал. В конце концов администратор сдался:
       - Покажите!
       И показал, и убедил! Дороги в Таксимо стали нормальные! А через год под руководством Ивана Верховых курсанты с автокурсов сами взялись за ремонт дорог этим же методом. Это было безусловно здорово!
 
       В 1982 году для обеспечения посёлка СМП-694 и его объектов потребовалась своя дизельная электростанция, частые отключения мешали работе и жизни работников организации. Электростанция мощностью 350 кВт, весом 14 тонн поступила на станцию Ангаракан, на тот момент временные пути были проложены до этой станции, и она являлась временной перевалочной базой. Как перевезти это оборудование до Таксимо? Подходящего транспорта не дождаться, смогли уговорить одного рискового водителя Магируса. Элетростанция погружена на машину, да выяснилось, что мост на Ангаракане разобран. Поехали по руслу, эта опасная переправа стоила нервных клеток Ивану и водителю, мастерство которого не позволило Магирусу с ценным оборудованием лечь в реку. С этого времени жизнь посёлка значительно облегчилась.
       Сроки жмут, срочно нужно пустить в эксплуатацию временные железно-дорожные пути для доставки строительных материалов и конструкций в вагонах. Для этого необходимо построить узел связи, локомотивное депо для ОВЭ (отдел временной эксплуатации) треста НАТС. Для обогрева депо построили котельную, где использовали 2 паровоза. Для подачи тепла нужны  калориферы. Пришли долгожданные двадцать пароводяных калорифера, но они оказались без осевых вентиляторов. Иван Павлович всегда оставлял за собой добрые отношения, которые впоследствии не раз его выручали. Тут он договорился с друзьями, которые остались на родине. Иван загрузил машину пиломатериалом, его на БАМе хватало, поехал в Байкало-Кудару. Вернулся с необходимыми вентиляторами.
       И главное, для того, чтобы тянуть временные пути, как воздух нужен был щебень. Все близлежащие доступные природные залежи исчерпывались моментально. Возить щебень с Кавохты, даже из Северомуйска, было очень затратно. Вступил в силу проект «Сибгипротранса» по строительству щебёночного карьера на 718-ом километре, получившем впоследствии название Улан-Макит. Иван Павлович, уже многоопытный энергетик, использовал свой опыт работы на Селенгинском ЦКК. Он съездил в Кавохту, добрался и до Солнечного, на местах изучил элекрохозяйство этих заводов, выявил погрешности, которые и учёл при монтаже энергосистемы при строительстве. Сделал вывод, что нужно построить свои щитовые установки. Своими силами протянули 30 км линий электропередач, которых к тому же не хватало. Выручил Ларюшкин, начальник мехколонны № 104, он обеспечил так необходимым проводом АС-95. К 7 ноября 1982 года запустили в работу ПДСУ-200, расшифровывается как передвижная дробильно-сортировочная установка.
       Карьер начал выработку щебня, все были рады этому событию, особенно начальник путевого участка Железовский Михаил Степанович. Бывший начальник строительного участка поезда, теперь председатель поссовета, Аверин Виктор Николаевич на собрании в честь очередной годовщины Октября поздравлял поезд с первым кубометром щебня.
       После длительной выдачи на гора необходимого щебня случилась авария, ничто не вечно под луной, на главной дробилке вышел из строя двигатель. Карьер встал. Алексей Павлович Малинников подал идею: запустить производство при помощи дополнительного двигателя. Иван Павлович взял на вооружение идею начальника поезда, продумал, взвесил, рассчитал, как технически воплотить идею в жизнь. В итоге токарь высшего разряда Анатолий Стрельников выточил необходимые шкивы из металлических листов, сварщик выполнил сварочные работы. Установили 2 двигателя одинаковой мощности, как рассчитал Иван Павлович. Карьер заработал! Иван Павлович позже увидел, что этот метод стали применять и на других объектах, в частности на асфальтовом заводе, в то время он ещё действовал.
       Перед строительством постоянных путей перегонов, станций со всей разветвлённой сетью путей обгона, отстоя, маневровых путей, а также разъездов, на Улан-Маките, построили мощный щебёночный завод для обеспечения щебнем путевого хозяйства МПС, в дальнейшем РЖД.
      
       Поезд строил искусственные водопропускные сооружения (ИССО) на участке с 709км. - 720 км., строительство пришлось вести в зимний период. Энергоучасток установил здесь прогревочный трансформатор для электропрогрева бетона и откачки воды электронасосами, благо была уже проложена своя воздушная электролиния ВЛ-10 кВт. Также от этой линии на Сунуеките запитали  МО-52 (энергетик  Василевский Сергей), на Акукане МО-53 (энергетик Нимандинов Александр), и на реке Муя МО-97 (энергетики Мартынюк Валерий и Ластовой  Владимир). Эти мостоотряды возводили  железнодорожные мосты.
       Баженов И.П. дружно жил с энергетиками бамовских организаций: Юрий Мазанов, Эдуард Степанов, Сергей Аханаев с МК-136, Соколовский с ПМК-521, братья Кумуковы с МК-145, Александр Яковлев с СМП-597, Виктор Резаевич Макаев с Северомуйской геологоразведовательной экспедиции, энергетики ЛатБАМстроя Ступакевич, после Соколовский. Остальные остались в зрительной памяти: Павел со СМУ-251, энергетик БелБАМстроя. Среди них было неписаное правило: взаимовыручка!!! Вообще энергетики, электрики высоко ценились на БАМе, они являлись рабочей элитой любой организации. Высокая ответственность подбирала на эти должности людей морально устойчивых, со светлой умной головой.
      
       СМП - 694 строил очистные сооружения, базу ОРСа, которые необходимо также в срок запустить. Одновременно Ивану Павловичу приходилось ездить в командировки, поезд строил в Северобайкальске пескосушилку, автозаправку, необходимо протянуть электросети. Здесь он познакомился с Поляковым Юрием Васильевичем, сыгравшему большую роль в его дальнейшей жизни.
       И все эти годы Баженов И.П. неуклонно повышал свою квалификацию. В 1988-ом году  в Северобайкальском филиале ИрГУПС, в Тындинском филиале ХабИИЖТ.
       В Ростове преподаватели не раз рисовали слушателям график падения национального дохода СССР и по графику линия дохода падала на ноль в 1988-ом году, т.е., если перестройка провалится - страны не будет. И такие прогнозы давались. А на курсах в Северобайкальске  зам.управляющего трестом день за днём продвигал новость о том, что в московском горкоме появился человек, который ездит по городу без всякой охраны и наводит порядок. И только потом все услышали про Ельцина. Да, кто-то двигал страну к развалу во всех структурах…. Чего только мы не наслушались в те перестроечные времена из средств массовой информации. Но мы жили, продолжали работать.
      
       После сдачи всех пусковых объектов, в 1990 году Иван Павлович по настоятельному приглашению Полякова Юрия Васильевича, занимавшего в то время должность начальника  Таксимовской дистанции электроснабжения (ЭЧ-2), уволился с СМП-694, отработав здесь 9 лет. Начальник поезда Малинников А. П. не хотел его отпускать, но понимал, что грамотному специалисту нельзя закрывать дорогу, в МПС Ивана ждали большие перспективы.
       Иван Павлович вначале был принят электромехаником ЭЧ-2, через год его назначили начальником РЭС. В зону обслуживания Таксимовского РЭС входили линии воздушных электропередач протяжённостью более 150 км, начиная со ст. Янчукан, включительно ст. Витим, перегоны Таксимо-Лодья-Аку-Витим. Станции свои звучные названия получали от эвенкийских названий рек, местности. Станция Лодья была названа в честь погибшего здесь эстонского геолога по фамилии Лодья.
       Строительные организации Лат БАМ, Бел БАМ строили постоянный посёлок, у них часто нарушалась подача электроэнергии, значит, неоправданные простои, объекты пусковые. Обследовав эти высоковольтные линии, Иван Павлович обнаружил аварийные участки, впоследствии браки были устранены, бесперебойная подача электроэнергии на строительные участки была обеспечена.
       Всем известно, что в перестроечные времена жилось трудно. Начальник СМП-670 Малинников А. П. принял мудрое решение. Чтобы обеспечить свежими продуктами своих работников, они взяли шефство над Муйским совхозом, директором которого стал Железовский Михаил Степанович, бывший начальник путейского участка СМП-670. Позже, после передачи совхоза в Северобайкальское отделение БАМ ж.д., шефом стал ЭЧ-2, начальником которого был  Поляков Ю. В. В Усть-Муе стоял леспромхоз, где главным инженером работал наш родственник Савельев Валерий Саввич. Эти две организации тоже требовали внимания начальника РЭС, Иван Павлович неоднократно выезжал в Мую и Усть-Мую, где поставили подстанции.
       Наступил 1997 год. Запустили пусковой объект - мощную котельную. При запуске очистных сооружений случилась авария. Начали лететь некачественные концевые муфты. Пришлось в авральном режиме собирать из двух линий одну, тем самым спасли положение.
       И в Северомуйске при запуске постоянной котельной не обошлось без участия Баженова. В комплекте оборудования для котельной не оказалось вводных шкафов в 10 кВт. Иван Павлович помог и в этом вопросе.
       Строился 1-ый обходной тоннель по Северомуйскому хребту, наиважнейший объект БАМа со сложной конструкцией. В народе его назвали кривым тоннелем. Вышел из строя высоковольтный кабель, проложенный по путям между шпал без защиты от механических повреждений. Участок перевальный, засыпает снегом так, что никакая техника не поможет. Даже произошёл случай, когда электрик с головой провалился в бездонный сугроб снега, благо, благодаря своей ловкости и сноровке, сам сумел выбраться на поверхность. Было принято решение провести воздушную линию от Западного портала до Восточного, обошлись своими силами. Здесь он познакомился с главным инженером Пыхтеевым Юрием Васильевичем, также сыгравшим большую роль в жизни Ивана Павловича.
       За время работы в ЭЧ-2 Баженов Иван Павлович получил звание "Заслуженный энергетик Бурятии". Дело шло к присвоению звания Почётного железнодорожника, но в 1999 году начались пертурбации, кому-то захотелось самому получать высокие звания. Иван Павлович, отработав в этой должности 9 лет, по подспудной причине уволился с переводом в Северобайкальские сети главным энергетиком Таксимовского участка. БАМ построен, здесь шла обычная рутинная работа.
       В 2003 году был сдан в эксплуатацию Северомуйский тоннель. Его обслуживало ПЧ-28, куда Баженов И.П. перевёлся на должность главного энергетика. Работа интересная, в то же время очень ответственная, тоннель является стратегическим объектом, нельзя допускать ни малейшего сбоя в энергосистеме тоннеля. Решили запитать тоннель от электростанции БАМ-500, техническая модель КАЗ-500, такие электростанции выпускались по специальному проекту для объектов БАМа. Иван Павлович разработал документацию, включающей «Порядок действий», «План мероприятий» и т.д. Ездил в Северобайкальск, защитил на всех уровнях, после чего НОДГ Жуков Андрей Николаевич без претензий подписал документы. Настала пора испытаний. При испытании была организована селекторная связь на всех уровнях руководства ПЧ-28, включая диспетчеров, руководителей Северобайкальского аппарата. О ходе испытаний Иван Павлович докладывал лично. Испытания прошли удачно, Иван Павлович принимал поздравления от всего вышестоящего руководства.
       А самым приятным моментом была приёмка спортивного комплекса «Жемчужина» с просторным спортзалом, с прекрасным бассейном, куда приезжали купаться дети со всех близлежащих посёлков, в  том числе и с Таксимо. В СОК проводились соревнования не только местного значения, но и районного, отделенческого и т.д.
       За 26 лет вложенных трудов в строительство БАМа Баженов Иван Павлович удостоен следующих наград:
         1. Медаль "За строительство Байкало-Амурской магистрали" 
         2. Звание «Заслуженный энергетик Республики Бурятия»            
         3. Знак ЦК ВЛКСМ "За сооружение Байкало-Амурской магистрали"
         4. Знак "Молодой гвардеец 11-пятилетки" 
         5. Юбилейная медаль "30 лет БАМу",
       И уже на пенсии ему вручены:
         6. Юбилейная медаль "40 лет БАМу"
         7. Юбилейная медаль «100 лет Мохортову К.В.»
       Если описывать грамоты, благодарности листа не хватит.
       Жаль было расставаться с Таксимо, ведь у него большое будущее. Уже давно могли действовать Мокская ГЭС и Молодежный ГОК. Виной тому нагрянувшая в 90-х годах перестройка.
       В 2006 году Баженов Иван Павлович с семьей выехал в г.Улан-Удэ. И здесь неутомимый ветеран БАМа продолжил работать в своей стихии. Устроился энергетиком в мех.колонну № 137. Перед уходом на заслуженный отдых Баженов И.П. участвовал в строительстве красивейшего 17-ти этажного дома на Октябре напротив физкультурно-спортивного комплекса. Архитектурной деталью крыши этот дом напоминает мне красавца лебедя. Замечательное завершение трудов Баженова Ивана Павловича.
       С образование БРОО "Совет ветеранов БАМ" чета Баженовых Иван Павлович и Любовь Михайловна активно участвуют в деятельности организации.


Рецензии