Так близко, рядом. Окончание

               Начало рассказа -
               http://proza.ru/2020/07/29/63.
               Прежнее название "Явление чуда" изменено автором

- Представляю, - посочувствовала Светлана, - ты, наверное, поздно заплатила деньги, там ведь бизнес.
- Я родила самостоятельно и быстро, - ответила Марфа, - отблагодарила при выписке,  она сама так сказала,- чтоб после.
- Вот то-то и оно: как с тебя лишний рубль снять, коли всё хорошо? Они же  говорят одно, а подразумевают другое. И напомнили о своей важности совсем уж не по-людски: «не мытьём, так катаньем», -  вздохнула Светлана.
- Мама тоже так думает. А вообще у нас в роду все крепкие были относительно женских дел.
      Мама рассказывала, что моей прабабушке срок родов подошёл, когда она печку белила. Так она  и ребёночка в семью привела,  и ещё к приходу мужа работу закончила. У них было семь детей!
- То время другим было, и природа - чище, и люди - сильней, - откликнулась Светлана.
- Это - да, но вы не волнуйтесь,  - убеждала Марфа, - у меня ведь первое образование - медицинское. Мама хотела - вот и закончила я училище, чтобы разбираться в этом мало-мальски. Даже практику проходила в роддоме. Один парень из наших студентов в обморок упал, когда всё в реальности увидел. А я ничего, всё запомнила, даже хотела одно время работать там. Но ответственность слишком большая. Опять же свои особенности в профессии, поэтому не стала проолжать в этой области. Хочется жить подальше от боли и слёз. Я к тому же ещё вязать люблю, рисовать: «художку» закончила с отличием. И в компьютере хорошо разбираюсь. У меня серебряная медаль после школы.
- Какая ты творчески разносторонняя, Марфа! Молодчина просто! -  искренне восхитилась  Светлана. - А чем твоя мама занимается?
- Она заведующая центральной городской библиотекой. Я ей позвонила - приедет дня через два, поживёт с нами какое-то время.
      У Марфы зазвенел телефон.
- Да, да, хорошо, - ответила она в трубку.
- Вот и моя помощница приехала, - радостно сообщила она Светлане. - Машину поставит и поднимется. Она уже была у меня сегодня. Сказала, что ночью у нас ожидается явление чуда.
      Марфа погладила свой живот и улыбнулась.
- Марфочка, дорогая, ты стучи в стенку, я спать не буду, - опять заволновалась Светлана.
- Непременно! Вы первая и узнаете обо всём, - заверила Марфа. - Маму я не стала посвящать в подробности настолько, а то она примчится раньше времени и всех тут перетормошит. Она у нас эмоциональная женщина, это не всегда хорошо.
- Не знает о твоём решении? - уточнила Светлана.
- Знает и благословила. Она сказала, что лучше принять мою сторону, чем ссориться со мной и нервировать перед таким серьёзным делом.
- Мудрая женщина, - качнула головой Светлана, - а что говорит врач?
- Говорит, что ребёнок лежит правильно, анализы хорошие. У неё есть знакомые доктора, специалисты в этой области,  и «скорая» - но это не в нашем случае. У меня всё будет хорошо. Я прошла курсы - знаю, как дышать, как тужиться. Сева очень переживает, что расхворался. Он хотел принять участие, помогать Юлии Сергеевне.
- Значит, это лишнее, - сказала Светлана. - Мы предполагаем, а Бог - он располагает. Как управит - так и будет. 
- Знаете, я тоже так думаю! - обрадовалась Марфа. - Мне с вами вообще так повезло! Это добрый знак!
- Конечно, конечно, - подтвердила Светлана, отмечая про себя несвойственную Марфе возбуждённость.
      «Нервничает, - подумала она, - скоро. Организм сам всё чувствует».
- Ну вот, нужно идти, - сказала Марфа, взглянув на телефон и поднимаясь.
- У тебя всё будет отлично, - заверила Светлана, вставая следом и провожая соседку.- Ты стучи, звони, если надо,  я - рядом. Яночку уложу - и вся в вашем распоряжении.
     Девочка услышала своё имя и выглянула из дальней комнаты.
- Доченька, подойди, я тебя поцелую, - позвала Марфа, улыбаясь и протягивая к дочери руки.
     Девочка подбежала и обняла её. У неё было озабоченное личико и пытливый взгляд.
     У Светланы защипало в носу. «Господи, помоги рабе Божией Марфе благополучно разрешиться от бремени», - беззвучно помолилась она.
- Думаю, мы справимся, - словно услышала её просьбу Марфа,  открыла дверь и прислушалась.
- Будь умницей, - сказала Марфа дочери,  - хорошо отдохни. А завтра у тебя уже будет сестричка.
      Яночка с готовностью кивнула головой. Светлана обняла её за плечики, слегка прижав к себе, и тоже притихла, услышав на лестнице чьи-то лёгкие шаги. Через пару минут она увидела худенькую невысокую женщину с серьёзным лицом и выразительными карими глазами. В ёё руке был медицинский  дорожный чемоданчик.
- Здравствуйте! На всякий случай не стала вызывать лифт, - пояснила она и тут же вошла в открытую дверь квартиры соседки.
      Марфа ободряюще махнула рукой Светлане, дочери и прошла следом.
      Светлана взяла Яночку за руку и повела на кухню.
     «Ответственная, это хорошо, - с уважением подумала о враче,-  не поехала в лифте, чтоб случайно не застрять нигде».
     Она стала расспрашивать девочку о том, понравился ли ей мультик, о чём он. Потом спросила, что ей нравится кушать. Вместе они перебирали крупу, варили кашу, грели молоко, выбирали удобную тарелку,  и Светлана видела, что ребёнок повеселел.
      Потом она отвела Яночку в дальнюю от входа комнату, расстелила постель, и открыла книжку со  сказками. Когда малышка стала сонно прикрывать глазки, Светлана выключила яркий свет, села рядом, погладила  ладонью пушистую макушку и стала тихонько напевать незабытую, как оказалось,  колыбельную песню, которую когда-то любили слушать её дети.
        Девочка уснула, и Светлана перешла в ту комнату, стена которой примыкала к соседней квартире. Она приложила ухо к стене и попыталась уловить какие-то звуки, и ей показалось, что она различает их, но волнение её было столь велико, что Светлана суеверно подумала, что её напряжение может помешать роженице.
        Ей вдруг пришло на ум, что завтра Марфе может  понадобиться постельный режим - и значит, кто-то должен будет ухаживать за ней. Светлана заспешила на кухню и занялась приготовлением еды. Она решила на всякий случай не ложиться спать вовсе, в который раз обращая взгляд в ночное звёздное небо с просьбой, чтобы  у Марфы всё получилось быстро и благополучно.
        В половине первого ночи ей на телефон пришло сообщение о том, что родилась Мариночка -  вес три сто, длина пятьдесят два сантиметра.
       Светлана возликовала. Она ходила, улыбаясь,  из кухни в комнату и обратно, смотрела на спящую Яночку и шёпотом повторяла:
- Слава тебе, Господи! Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!
       Ей всё не верилось, что это произошло так близко, за стенкой - рождение человека, будущей женщины. Только что её ещё не было, и вот теперь - есть!
       Кое-как успокоившись, не переодеваясь, она прилегла на диван и тут же уснула.
       Утром  беспокоить соседку не рискнула, дожидалась звонка.
       Уже проснулась и позавтракала Яночка,  и сама Светлана, и вернувшийся с дежурства  её муж, когда зазвенел телефон, и Марфа позвала их к себе.
       Она лежала на кровати со счастливым лицом, и рядом с ней спал слегка запелёнутый новорожденный ребёнок. Юлия Сергеевна уже стояла у  порога. Поздоровавшись со  Светланой и Яночкой, она кивнула Марфе и ушла.
      И без того большие глазки Яночки, казалось, увеличились вдвое. Светлана представила, каково семилетнему ребёнку вдруг увидеть рядом с мамой ещё кого-то, кого вчера ещё она даже не представляла. Девочка сначала остановилась и вдруг радостно кинулась к матери. Светлана испугалась за младенца и предостерегающе вскрикнула:
- Яночка, осторожно! Она такая маленькая, не толкни нечаянно!
- Пусть возьмет, подержит, -  внезапно разрешила Марфа.
- Может, не надо? - ещё более испугавшись, засомневалась Светлана.
- Вы тоже можете подержать, - продолжила Марфа, не отвечая на её сомнения. - Не каждый год выпадает такая возможность:  нашей крохотуле пока что всего восемь  с половиной часов!
     Светлана подошла и подняла малютку. Она ощутила ладонями тоненькие ещё гибкие косточки крошечных ручек, подвижность позвоночника и подумала о том, как хрупка человеческая жизнь, сколько нужно любви и заботы, чтобы из младенца вырос самостоятельный человек!  А ведь детёныш косули или лося, к примеру, становится на ножки уже в первый день и способен идти, даже бегать! 
      Она передала малышку Яночке, подставив для подстраховки чуть ниже  её рук свои ладони, и через мгновение, забрав малышку, перепеленала её  на столе и положила в приготовленную кроватку.
- С днём рождения вас, девочки, - сказала Светлана, наклоняясь к Марфе и целуя её в висок.- Поздравляю тебя с прибавлением в семье, Марфочка! Вам всем желаю самого доброго - здоровья и благополучия! Всё нормально?
      Марфа была счастлива и находилась в каком-то состоянии, близком к эйфории. Это читалось по её сияющим глазам, быстрой речи и стремительности жестов, которыми она дополняла рассказ об успешно пройденном испытании.
     Светлана поставила чайник, принесла приготовленную ночью кашу, заварила чай, добавила молока и поставила  на столик возле Марфы.
- Сегодня отдыхай, я позабочусь о вас троих. Давай набирать силы, - сказала она.
- Спасибо вам, Светлана! Юлия Сергеевна мне тоже  посоветовала сегодня полежать, а мама приедет завтра, - смущённо ответила  Марфа.
- Вот и хорошо!
        Светлана провела у Марфы весь день. Она развлекала Яночку, кормила её и Марфу, пеленала новорожденную. За разговорами скучать не приходилось. Между делом она протёрла полы, чтобы освежить воздух, а вечером неожиданно приехала мать Марфы.
        Она оказалась стройной моложавой женщиной, энергичной и, действительно, эмоциональной. Взяв на руки малютку, она бережно прижала её к груди и сказала:
- Боже мой! Я держу человека, которому всего несколько часов от роду! Невероятно! Явление чуда! А ведь мы живём в бесконечной суете и совершенно  забываем о таком дивном подарке!
- Явление, - согласилась Марфа, - а я знала, что ты приедешь раньше!
- Вот и замечательно, что я не подвела тебя, - улыбнулась гостья.
        Марфе без конца звонил муж. Обоим не терпелось увидеться, но мать Марфы строго запретила ему появляться.
- Не раньше, чем через четыре дня, - сказала она, - если не будет сопеть и кашлять.
        Ей никто не возразил, потому что это было обоснованно и потому правильно.
       Потом они втроём купали новорожденную Мариночку. Марфа наблюдала с кровати, а Яночка стояла рядом и время от времени трогала сестричку за крохотные пальчики на ножках.
      Светлана вернулась домой уже ночью, пообещав соседке прийти утром. Она понимала, что у участкового педиатра возникнут вопросы, и не один. Но Светлана знала, что ей ответить, а волновать Марфу они ей не позволят.
      Чтобы нечаянно не разбудить мужа, Светлана бесшумно прошла в ванную, приняла душ, расстелила свежую простынку и легла, блаженно раскинув руки в стороны.
      От пережитых эмоций сон пришёл не сразу. Она стала мечтать, как это должно быть необычно и чудесно - стать бабушкой. Словно молодеешь и начинаешь новый виток жизни. Главное, чтобы все оставались здоровыми - мамы, папы, их дети, бабушки и дедушки. Она думала, что семья - самое ценное приобретение человека за отпущенные ему годы. Каких бы успехов не достигал он в своей работе и даже в призвании, а ничто не заменит живое продолжение себя, любовь и нежность малышей, их взросление, общие радости и хлопоты.

       Ночью ей снилось, будто она с маленькими ещё детьми и мужем на берегу моря. День солнечный, легкие  прозрачные волны слегка шуршат, набегая на прибрежные камешки. Сын и дочь вошли по колено в чистую воду, чему-то смеются. Потом дочка слегка наклоняется, всматриваясь в неё, и радостно кричит:
- Смотрите, смотрите: рыбка! Какая красивая!
     Солнце бликует  и словно пляшет на волнах солнечными зайчиками, Светлана поворачивает голову, но всё равно ярко - и просыпается.
     Открыв глаза, сразу поняла, что её разбудили лучи света: окно комнаты выходит на восток, а она вчера перед сном забыла задёрнуть шторы.
     Настроение после сна всё ещё оставалось каким-то приподнятым.
     Вдруг на столе раздалось характерное гудение. Светлана вспомнила, что телефон стоит на беззвучном режиме. Она быстро встала и посмотрела на экран: звонила дочь.
«Чего это она так рано», - насторожилась Светлана.
- Мамуля, привет! - услышала она в трубке энергичный голос. - Вчера не смогла дозвониться к тебе, у вас всё хорошо?
- Да, всё нормально. Я была у соседки, а телефон не брала с собой. Он стоял только на режиме вибрации, а папа после дежурства из своей комнаты не слышал.  А у тебя всё в порядке?
- Да, всё отлично! Я тебе звоню, чтобы порадовать: ты у нас скоро станешь бабушкой!
- Бабушкой?
- Да, представляешь!? А папа - дедом! Месяцев через пять! Ты рада?
- Конечно, доченька, ещё бы! Какая новость! Ах, до чего же хорошо! Какая ты умница у нас!
- Мамуль, я перезвоню чуть позже, - довольная эффектом, сказала дочь, - пока! Папе - привет!
       Светлана присела на диван.
«Вот она, рыбка золотая, - подумала она, -  приготовил и для нас Создатель явление чуда!»
       Она подошла к окну.  Солнце сверкало над городом. Небо было чистым и безбрежно-синим,  а  где-то высоко-высоко словно парило над землёй белоснежное перистое облачко.
            Наталья Коноваленко


Рецензии
Наталья, здравствуйте!
Великолепно написанный рассказ. Лаконично, сдержанно, динамично. Ни одного лишнего слова. Ни одной пафосной метафоры. Тепло и очень по- человечески. Вы мастер!

Был бы чрезвычайно признателен Вам за мнение о моей первой повести "Срок для адвоката", которую я печатаю главами и отрывок которой под названием "Георгиевский крест" Вы наградили таким приятным отзывом.
Заранее благодарю!

Михаил Кербель   23.02.2021 06:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил! Спасибо вам за отклик! Поскольку мы зависим от времени и возможностей, быстро прочитать не обещаю, ведь повесть - это крупный формат, не рассказ. Однако, если всё сложится хорошо, почитаю. Удачи вам в творчестве!

Наталья Коноваленко   23.02.2021 21:31   Заявить о нарушении