Случайное знакомство

История, о которой я хочу поведать своим читателям, произошла в июне 1968 года.  В это время я был студентом 3 курса Хабаровского медицинского института, и началась весенняя экзаменационная сессия.  В тот год было решено провести эксперимент с экзаменами – разрешить сдавать экзамены студентам не по утвержденному расписанию по группам,  а тогда, когда студент будет готов сдать экзамен на положительную оценку.  В это год мы сдавали впервые экзамены по предметам не из школьной программы, как на первых двух курсах, а по терапии, по хирургии,  физиологии. Но самым страшным для меня был экзамен по фармакологии. По этому предмету надо было много зубрить, а зубрежка никогда не было моим коньком. А тут еще названия многих лекарственных средств, да еще их действие на организм человека надо было запомнить.  Поэтому я решил оставить на этот предмет как можно больше времени для подготовки. Успешно сдал все остальные экзамены, у меня осталось дней 7-8 для подготовки.

Сами понимаете, что студенту в общежитии весело живется, но не очень хорошо кормится.  А мне так захотелось маминой еды, тем более что после экзаменов мы на  месяц уходили на сестринскую практику по больницам, и съездить на летних каникулах к родителям в наш поселок мне не удавалось. Родители жили на Херпучинском прииске, работали учителями, отпуск у них летом,  и они предпочитали выезжать в отпуск в более теплые края.  В те советские годы наш хоть и отдаленный поселок был связан с краевым центром регулярным авиасообщением на самолете Ан-2.  Полет проходил с посадками в Комсомольске-на-Амуре, районном центре района имени Полины Осипенко одноименного названия, и далее была конечная точка маршрута. Если ветер попутный, то за 3,5-4 часа вместе с посадками можно было добраться, и стоимость билета была совершенно доступная – 16 рублей,  да еще студентам давалась какая-то скидка. 

Так что я созвонился с родителями, предупредил, что собираюсь приехать дней на пять в гости, и утром поехал на аэропорт малых воздушных линий. Билеты продавали только в день вылета из-за опасности нелетной погоды.  Пассажиров как раз набралось на один борт до Осипенко и Херпучей,  и вылет состоялся по расписанию.  До Полины Осипенко добрались без происшествий.   В каждом аэропорту все выходили из самолета в здание аэропорта, оставляя вещи в салоне Ан-2. Так случилось и в аэропорту села имени Полины Осипенко.  Обычно минут через 15-20 пассажиров уже приглашали на посадку, а тут что-то долго не объявлялиеё.   Минут через 40 пассажиры до Херпучей стали волноваться,  спрашивать у сотрудников аэропорта, в чем дело. Оказалось, что погода испортилась  по пути от Осипенко до Херпучей,  обычно это бывает при низкой облачности, когда вершины хребтов закрыты облаками, а самолет летает, визуально ориентируясь по маршруту. Бывает, что из-за бокового ветра в Херпучах посадка в аэропорту прилета запрещается.  Нам предложили ждать, до темного времени суток было далеко, погода может улучшиться, и еще сохранялся какой-то шанс добраться до места назначения.  Но все оказалось тщетным, посадку так и не объявили.

Мои незадачливые попутчики до Херпучей взяли вещи, и пошли устраиваться в местную гостиницу. Я предпочел не отставать от них. В Осипенко я к этому времени был один раз,  после 9 класса участвовал в районной спартакиаде школьников, где очень удачно выступил. А потом еще несколько раз бывал пролетом, не выходя за пределы аэропорта. Кстати, взлетно-посадочная полоса мне была хорошо знакома. Именно по ней на тех школьных соревнованиях мы бежали стометровку и эстафету 4 по сто метров, где я был в числе победителей.

Я знал, что в райцентре живут родственники из семьи мужа  сестры моей мамы. Но я не знал ни их адреса, и ни разу не видел в глаза.  Возможно, если бы места в гостинице не было, я бы созвонился с мамой и узнал адрес родни, но такой потребности не было – нас всех поселили в гостинице.  Пока я сидел в аэропорту, не выпускал из рук учебник фармакологии, зубрил названия лекарств.  То же самое делал и в полете, так что к вечеру я уже не мог смотреть на этот учебник.

Как обычно  в таких селах, у гостиницы бывает тумба с объявлениями  о идущих киносеансах в местном клубе.  Но этот фильм я недавно видел, смотреть второй раз было неинтересно. Но вот объявление о танцах привлекло мое внимание. Я любил танцевать. В 11-м классе даже месяца три ходил на занятия кружка бальных танцев, где получил первые азы правильных движений  в танго, вальсе, фокстроте, и это меня выделяло среди большинства студентов-юношей, не умеющих вальсировать, чему  научили меня.   Поэтому я решил провести вечер на танцах.

Сейчас, даже если бы меня стали пытать, я не смог бы рассказать, где  эта гостиница, в которой я остановился, где этот клуб, в котором были танцы. Но, как говорят, язык до Киева доведет, так что мне показали, где проходят танцы.  Народу было много. Во-первых, погода была теплой,  в этих северных краях  во вечерам обычно прохладно,  во-вторых, занятия в местной средней школе закончились, шли выпускные экзамены, и уж вечером выпускникам самое время было отдохнуть от учебников, потанцевать.  И хотя численное преимущество было за девчонками, но были и парни.  Но я был юноша высокий, спортивный, чемпион края среди студентов по прыжкам в длину,  мне было не к лицу тушеваться перед сельскими парнями.  Поэтому я выбрал высокую, черноволосую и черноглазую девочку, и пригласил её танцевать.  Я не люблю танцевать молча, так что к концу танца узнал, что девочка сдает экзамены за десятый класс и буквально через 3-4 дня у неё последний экзамен и будет выпускной бал в школе.  Девочка хорошо танцевала, и если мне не изменяет память, то с ней мы так и танцевали до окончания танцев.

Как истинный рыцарь, я вызвался проводить девочку до её дома. Мы разговорились, я, как обычно, хохмил, рассказывал анекдоты.  Проводил девочку до дома и вернулся в гостиницу.  Прошла ночь,  мы приехали на аэродром, но в этот день так и не улетели.  Мне было чем заниматься – фармакологией. Но вот вечером танцев не было, и чтобы как-то развеяться, я сходил в кино, хотя этот кинофильм  видел.  Но делать было нечего, на учебник фармакологии я уже смотреть не мог.

И лишь на следующий день я прилетел в Херпучи. Родители меня не потеряли, знали, что я сижу в райцентре по причине нелетной погоды.  Мама, как обычно, меня кормила до отвала. Я день проводил за учебником, вечером шел к клубу поиграть в волейбол, до которого очень охочь, да и играть умею.  Так прошла пара дней. Мне надо было возвращаться в Хабаровск, но когда я пришел на аэродром, узнал плохую весть. Самолет из Хабаровска не прилетит, а значит, рейса в краевую столицу не будет.  Пришлось мне звонить моему другу в Хабаровск Сереже Куракину, с которым мы вместе записывались  на экзамен по фармакологии, чтобы он перенес мой экзамен на день позже.  На следующий день я все же вылетел из Херпучей, но до Хабаровска так и не долетел, только до Комсомольска.  Ночь я провел в общем вагоне поезда, который вез меня в Хабаровск.  Переносить экзамен было некуда, надо было успеть утром быть перед экзаменаторами. Не выспавшийся, помятый, я пришел на экзамен. Не знаю, то ли я все  правильно отвечал, не зря же столько времени штудировал учебник, то ли мой внешний вид тому виной, но экзамен сдал неплохо.

Потом началась практика, которую я проходил в Хабаровске в краевой больнице, учился делать уколы, ставить капельницы и другие сестринские манипуляции.  Кстати,  тогда же научился ставить и клизмы, хотя это обязанность санитарок, но тех или мало, или неумехи, так что и эту процедуру мы, студенты делали больным стационара. 

Однажды в один из июльских дней я приехал к бабушке под Хабаровском, захотелось покушать что-то домашнего, да и родители мои приехали в отпуск.  И вдруг за столом в бабушкином доме я увидел ту черноволосую девчонку из Полины Осипенко. Я видел, что она смутилась, впрочем, я тоже.  Оказалось, что мы родственники, правда, дальние. Её родители и есть те родственники, о которых я слышал от мамы, они  веточки большой семьи Прохорихиных, живущих в районе имени Полины Осипенко.

Потом мы иногда виделись с Тамарой, как звали эту девочку, в Хабаровске, и до сих пор поддерживаем связь уже в социальных сетях. Как-то она призналась в одном письме, что еще до нашей встречи за столом у бабушки под Хабаровском узнала, кто я такой. Увидела меня на одной фотографии, на которой были её дядя вместе с моими бабушкой, дедушкой и моей мамой.  Там среди взрослых затесался и я,  когда стали фотографироваться у машины приехавшего в командировку в Хабаровск её дяди.  Ей тогда и сказали, что это Саша Щербаков, сын старшей дочери в семье Пастернаков.

Мы не раз вспоминали наше случайное знакомство на танцах в Полино Осипенко, и удивлялись тому, что не прошли мимо друг друга.  Это примерно как рыбак рыбака видит издалека,  так и родственники тоже, наверно.


Рецензии